Решение (включение работы в стаж)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


25 февраля 2011 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,

при секретаре Басировой О.П.,

с участием истца Наумова А.А., представителя ответчика Сусловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-631/11 по иску Наумова Александра Александровича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии,

УСТАНОВИЛ

Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет. Однако получил отказ, мотивированный тем, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в трудовой педагогический стаж, ввиду несоответствия учреждения списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Истец указывает, что в спорный период осуществлял работу в детском учебном учреждении в системе народного образования в должности педагога-психолога, при этом изменялось название учреждения, однако сохранялись те же функции. Просит суд включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в Психолого-медико-педагогической комиссии <адрес> в педагогический стаж.

Истец Наумов А.А. в судебном заседании требования иска поддержал, дал пояснения согласно искового заявления.

Представитель ответчика Суслова Д.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснила, что должность истца не может быть включена в специальный стаж, так как ни должность, ни вид учреждения в котором работал Наумов А.А. не включены в списки профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. Считая требования незаконными, просила суд в удовлетворении иска Наумова А.А. отказать в полном объеме.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав в совокупности письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Наумова А.А.

Как установлено в судебном заседании, Наумов А.А. в ДД.ММ.ГГГГ обратился в группу оценки пенсионных прав застрахованных лиц Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры.

Специалистами сделан вывод, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Шадринской психолого-медико-педагогической комиссии не может быть учтен при подсчете на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Письмом Пенсионного Фонда Российской Федерации по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ высказана аналогичная позиция.

Считая отказ ГУ Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске незаконным, Наумов А.А. просит суд возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав истца, включить указанный стаж работы в специальный трудовой стаж.

Трудовая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

До вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" аналогичные положения предусматривались п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В настоящее время при назначении пенсий подлежат применению постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"; Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463), Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, в ред. постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 года № 240 и от 01.02.2001 года № 79), Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Ко всем периодам работы могут применяться: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

По смыслу положений вышеуказанных нормативных правовых актов, для приобретения права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью необходимо, чтобы работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем списке и одновременно в указанных этим списком должностях.

Обязательным является условие, чтобы работа имела место именно в учреждениях для детей, что подтверждается уставными задачами учреждения, наличием среди общего числа обучающихся воспитанников именно детей (до 18 лет).

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных указанными Правилами.

В соответствии с п. 4 Правил работа, за периоды начиная с 01.09.2000 года, включается в педагогический стаж только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Если указанная норма рабочего времени не соблюдалась (то есть работа выполнялась в режиме неполного рабочего времени), период такой работы в педагогический стаж не включается. Для периодов работы до 01.09.2000 года подобных ограничений нет.

Материалами дела подтверждается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Наумов А.А. работал в должности психолога - консультанта в Шадринской психолого-медико-педагогической консультации (справка от ДД.ММ.ГГГГ №).

В период работы Наумова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Список от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором должность и наименование (вид) учреждения отсутствуют; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Список от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором должность и наименование (вид) учреждения отсутствуют; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - Список от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором должность и наименование (вид) учреждения отсутствуют; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - Список от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором наименование (вид) учреждения отсутствует, введена должность педагог-психолог, должность психолог консультант - отсутствует.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2009 года № 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" основными направлениями деятельности комиссии являются: проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; оказание федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Психолого-медико-цедагогические консультации (комиссии), медико-социальные экспертные комиссии создаются для диагностики физических и (или) психических недостатков у детей, установления их права на специальное образование и определения их потребностей в конкретных специальных образовательных условиях, а также для консультирования родителей (иных законных представителей) по всем вопросам, связанным с физической и (или) психической недостаточностью детей (пункт 1 статьи 23 Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 14 ноября 1995 г. N 657-1 СФ "О проекте федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)").

Психолого-медико-педагогическая консультация <адрес> открыта приказом по <адрес> гороно ДД.ММ.ГГГГ.

Вид учреждения изменен ДД.ММ.ГГГГ в Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-социального сопровождения», что повлекло за собой изменения в работе.

Согласно Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" основными направлениями деятельности учреждения являются: организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий; оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что работа в психолого-медико-педагогической консультации отличалась от работы в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Кроме того, пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

С момента вступления в силу Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в 1997 году при сдаче индивидуальных сведений, работникам, имеющим право на досрочную пенсию за педагогическую деятельность, работодатель, проставляет в сведениях код выслуги «ПД 80 ФЗ», а с 01.09.2009 года указывает ставку «1,00» и количество отработанных часов.

То есть, именно работодатель определяет имеет ли его работник право на досрочное назначения пенсии.

Согласно представленной выписки из лицевого счета застрахованного лица, Наумов А.А., зарегистрирован в качестве застрахованного лица ДД.ММ.ГГГГ. При сдаче индивидуальных сведений работника Наумова А.А., работодатель не устанавливает истцу ни код выслуги, ни ставку, ни отработанные часы. Тем самым работодатель подтвердил отсутствие права Наумова А.А. на досрочное назначение пенсии. Данные действия работодателя не признаны незаконными.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Наумова А.А. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковое заявление Наумова Александра Александровича к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено судом 03 марта 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.Ф. Голубева