решение (об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда - радиационное воздействие)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Клименко Г.А.

при секретаре Нечаевой Т.А.

с участием : прокурора ФИО4, представителя истца ФИО5, действующей на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика военного комиссариата ХМАО-Югры ФИО6, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-708/11 по иску ФИО1 к военному комиссариату <данные изъяты> об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда как перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, входящих в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, взыскании задолженности своевременно не полученных сумм возмещения вреда,

у с т а н о в и л :

Истец ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату <данные изъяты> об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда как перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, входящих в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, взыскании задолженности своевременно не полученных сумм возмещения вреда. Требования мотивированы тем, что истец имеет право на льготы и компенсации как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 30 км зоне, в связи с чем его здоровью был причинен вред, связанный с выполнением военных обязанностей. С ДД.ММ.ГГГГ истец признан инвалидом третьей группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ он признан инвалидом второй группы, процент утраты трудоспособности - 100 %. С ДД.ММ.ГГГГ вторая группа инвалидности и процент утраты трудоспособности - 100 % установлены бессрочно. Причина заболевания - заболевание связано с исполнением ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Истцу, как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, выплачивалась пенсия за выслугу лет, увеличенная на сумму минимального размера пенсии по инвалидности. Компенсация в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ истцу не выплачивалась. С ДД.ММ.ГГГГ истцу как инвалиду 2 группы назначена ежемесячная компенсация в твердой сумме, в размере 2500 руб. На основании принятого во исполнение предписания ст.3 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5 постановления Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 истцу единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности, - <данные изъяты> коп. ( ежемесячно <данные изъяты> руб.) Истец считает правомерным установление ему ежемесячной компенсации во возмещение вреда здоровью в том же размере, в каком ему были исчислены неполученные суммы в возмещение вреда здоровью ( исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). С начала получения выплат, выплачиваемые ему суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной материальной помощи на оздоровление и ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в установленном законом порядке не индексировались. Суммы в счет возмещения вреда здоровью подлежат индексации с применением коэффициента роста МРОТ с 01.07.2000 года, равного 1,581, а с 01.01.2001 года с учетом коэффициента 1,515, которые были введены п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ " О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35", " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации", " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 7 от 05 апреля 2005 года. Истец просит суд взыскать с ответчика за счет средств федерального бюджета единовременно задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме <данные изъяты> <данные изъяты> коп. в пользу ФИО1 Обязать отдел социального обеспечения военного комиссариата <данные изъяты> назначить истцу и ежемесячно выплачивать, начиная с ДД.ММ.ГГГГ денежную компенсацию в возмещение вреда в размере <данные изъяты> коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, хотя извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствии.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии истца ФИО1

Представитель истца ФИО5 уточнила исковые требования в связи с поступлением справки ОСО № от ДД.ММ.ГГГГ из отдела социального обеспечения военного комиссариата <данные изъяты> с уточненными выплатами компенсации в возмещение вреда здоровью. Индексация компенсации в возмещение вреда здоровью производится с ДД.ММ.ГГГГ из суммы <данные изъяты>. Ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. Единовременная задолженность компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. Просит суд взыскать с отдела социального обеспечения военного комиссариата <адрес> в пользу ФИО1 за счет средств федерального бюджета единовременно задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме <данные изъяты> копеек. Обязать отдел социального обеспечения военного комиссариата <адрес> назначить ФИО1 и ежемесячно выплачивать, начиная с ДД.ММ.ГГГГ денежную компенсацию в возмещение вреда в размере <данные изъяты> копеек, с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Представитель ответчика военного комиссариата <данные изъяты> ФИО6, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, суду пояснил, что военным комиссариатом <данные изъяты> в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08 июня 2001 года № 455 " Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы", истцу произведена выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из денежного довольствия <данные изъяты> руб., единовременно в сумме <данные изъяты> руб. Таким образом, истец не правомерно, в исковом заявлении делает расчет индексации компенсации в возмещении вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ из суммы <данные изъяты> руб., которая ему была выплачена военкоматом. Истец получил индексации в полном объеме. С ДД.ММ.ГГГГ эта сумма проиндексирована в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 года № 1079 " Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и составляет <данные изъяты> руб. ежемесячно. Ежемесячную денежную компенсацию в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия, вправе получать только те инвалиды- чернобыльцы, которым она выплачивалась до вступления данного Федерального закона в силу. Истец, до вступления этого Закона в силу, ежемесячную денежную компенсацию в размере, исчисленном исходя из денежного довольствия не получал. С заявлением о ее назначении не обращался. Каких либо доказательств получения ежемесячной денежной компенсации ранее вступления данного Федерального закона в силу, истец не представил, следовательно, права на ежемесячную денежную компенсацию, исчисленную из суммы денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, не имеет. Военный комиссариат Югры при исчислении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы ФИО1, руководствовался нормами действующего законодательства, своевременно и в полном объеме исполнял Постановления Правительства РФ, ежегодно проводил индексацию и выплату ежемесячной компенсации возмещения вреда, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете, следовательно не нарушил прав и законных интересов истца. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования, приходит к следующему :

В соответствии с ст.3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( с изменениями и дополнениями), гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Судом установлено, что истец ФИО2 принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в составе войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 30 км зоне, в связи с чем его здоровью был причинен вред, связанный с выполнением военных обязанностей.

Данный факт подтверждается справкой, выданной командиром (начальник штаба) войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что майор ФИО2 в составе войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 30 км зоне принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ( л.д. 19), военным билетом ГР № от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 20).

С ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 признан инвалидом третьей группы вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ( л.д. 25).

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан инвалидом второй группы, процент утраты трудоспособности - 100 %. (л.д.26).

С ДД.ММ.ГГГГ вторая группа инвалидности и процент утраты трудоспособности - 100 % установлены бессрочно. Причина заболевания - заболевание связано с исполнением ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ( л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием ; ставшего инвалидом серии Б № ( л.д.17).

В соответствии с п.1 и п.2 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( с изменениями и дополнениями), к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся : граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа : граждан ( в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС ; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших ( проходящих) службу в зоне отчуждения…

В соответствии с п.15 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( с изменениями и дополнениями), ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах : инвалидам 1 группы- 5000 рублей ; инвалидам 11 группы- 2500 рублей ; инвалидам 111 группы- 1000 рублей.

В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( с изменениями и дополнениями), при наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям.

В силу п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( с изменениями и дополнениями), гражданам, указанным в п.1 и п.2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются : назначение пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы ( служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Истцу ФИО1, как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, выплачивалась пенсия за выслугу лет, увеличенная на сумму минимального размера пенсии по инвалидности. Компенсация в возмещение вреда с ДД.ММ.ГГГГ истцу не выплачивалась.

В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года № 18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда было признано противоречащим Конституции Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ истцу, как инвалиду 2 группы назначена ежемесячная компенсация в твердой сумме, в размере <данные изъяты> рублей ( п.25 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ( в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5).

Данный факт подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ о ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью ФИО1, выданной военным комиссариатом <данные изъяты> ( л.д. 43).

На основании принятого во исполнение предписания ст.3 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08 июня 2001 года № 455 истцу единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности, - <данные изъяты> руб.)

Суд считает правомерным установление истцу ежемесячной компенсации во возмещение вреда здоровью в том же размере, в каком ему были исчислены неполученные суммы в возмещение вреда здоровью ( исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5 " О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданина ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, следует признать право истца ФИО1 на расчет ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.

С начала получения выплат, выплачиваемые ФИО1 суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной материальной помощи на оздоровление и ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью в установленном законом порядке не индексировались.

Представителем ответчика представлен расчет индексации выплат ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где применены коэффициенты индексации. Однако с данным расчетом индексации суд считает возможным не согласиться по следующим основаниям:

В соответствии с п.5 и п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации " О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35", " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации", " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 7 от 05 апреля 2005 года определено, что в соответствии с ч.3 ст.5 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 09 января 1997 года № 6 и Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, суммы возмещения вреда не могут быть проиндексированы исходя из роста минимального размера оплаты труда с февраля 1997 года до 01 июля 2000 года, поскольку в указанный период этот показатель не изменялся.

В соответствии с ч.3 ст.5 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), ст.1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 " Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" ( в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), статьей 318 ГК РФ ( в редакции, действовавшей с 01 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, необходимо произвести такую индексацию за период с 01 июля 2000 года до 01 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ " О минимальном размере оплаты труда".

Суммы в счет возмещения вреда здоровью подлежат индексации с применением коэффициента роста МРОТ с 01.07.2000 года, равного 1,581, а с 01.01.2001 года с учетом коэффициента 1,515, которые были введены п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ " О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35", " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации", " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" № 7 от 05 апреля 2005 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степени утраты здоровья ( инвалидности), а не утраченный заработок, и соответственно установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты, закреплено, что при определении порядка возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой федеральный законодатель может избрать различные способы возмещения вреда : единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные денежные компенсационные выплаты, но не вправе снижать признанный государством уровень возмещения вреда.

Выбор способов определения размера иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, и критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат является прерогативой законодателя, который вправе изменять их, в том числе в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Кроме того, в названном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации отражено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. При этом Конституционный суд Российской Федерации указал, что при определении индекса необходимо ориентироваться на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан ( дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует- на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2005 года № 7 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионера за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионера за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума исчисляется путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их сумм на количество кварталов в году, то есть на 4.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что благоприятным для истца считает критерий индексации размера возмещения вреда на основе прожиточного минимума пенсионера по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

Согласнее справке отдела сбора и обработки статистической информации Ханты-Мансийскстата в <адрес> о величине прожиточного минимума за 2000-2003 г.г. ( л.д. 32):

-с 01.01.2002года применению подлежит индекс 1,197(2115:1766,75), который рассчитан следующим образом.

Прожиточный минимум для пенсионера за 1 квартал 2002г.-2006 руб. ; за 2 квартал 2002г.-2107 руб. ; за 3 квартал 2002г.-2137 рублей ; за 4 квартал 2002г.-2210 рублей. Итого: 8460 : 4=2 115 рублей.

Прожиточный минимум для пенсионера за 1 квартал 2001г.-1783 руб.; за 2 квартал 2001г.-1764 руб. ; за 3 квартал 2001г.-1721 руб. ; за 4 квартал 2001г.-1799 руб. Итого: 7067: 4 =1766,75 рублей.

С 01.01.2003года применению подлежит индекс 1,1418(2415:2115), который рассчитан следующим образом :

Прожиточный минимум для пенсионера за 1 квартал 2003г.-2357 руб.; за 2 квартал 2003г.-2437 руб.; за 3 квартал 2003г.-2447 руб.; за 4 квартал 2003г.-2419 рублей. Итого: 9660: 4 = 2415 рублей.

Коэффициент индексации 1,197 с 01.01.2002года и 1,1418с 01.01.2003года определены по методике, содержащейся в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 05.04.2005г. как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год в субъекте Российской Федерации.

26.04.2004 года был принят Федеральный закон № 31 - ФЗ «О внесении изменений в ст.5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в ст. 2 ФЗ Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » ( вступил в силу с 29.05.2004г.), изменивший способ дальнейшей индексации сумм возмещения вреда. В соответствии с новым Законом, размеры выплат гражданам, установленные чернобыльским Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

С 01.01.2004года индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 23.12.2003г. № 186- ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», составляет 1,1.

С 01.01. 2005 года индексация осуществляется с применением коэффициента 1,11, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 23.12.2004г. №173-Ф3 «О федеральном бюджете на 2005 год» (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года №292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС)

С 01.01. 2006 года индексация осуществляется с применением коэффициента 1,09,исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 07.12.2006г. № 238 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №246).

С 01.01.2007года индекс инфляции, установленный Федеральным законом от 07.12.2006г. №238 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», составил 1,08.

С 01.01.2008года индекс инфляции, установленный постановлением Правительства РФ от 03.09.2008 №655 « О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21 декабря 2007г. № 914.», составил 1,105.

С 01.01.2009года индекс инфляции, установленный постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 992« О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21. 09. 2009г. № 914.», составил 1,13.

На основании постановления Правительства от 21 декабря 2007г.№ 914 «Об индексации в 2008-2009годах размеров компенсаций иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому индексация ежемесячной денежной компенсации осуществляется с применением коэффициента 1,1в 2010году.

Таким образом, в связи с ростом индекса потребительских цен, покупательная способность подлежащей выплате денежной суммы значительно снизилась, в результате чего истцом ФИО2 были понесены убытки, связанные с несвоевременной выплатой указанных сумм в возмещение вреда здоровью.

Положения части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31 -ФЗ) предусматривают меры антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истцу ФИО1 в установленном порядке с июня 2000 г. своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причинённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу ст.ст. 1,2,7,42,53 Конституции Российской Федерации, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Повышенные правовые гарантии реализуют принципы правового регулирования трудовых отношений, закрепленные в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации: обеспечение каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.

Право пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на получение в полном объеме полагающихся денежных выплат, возмещающих потерю ими заработка ( части заработка ) гарантировано принципом полноты и гарантированности возмещения причиненного вреда и предполагает защиту нарушенных прав в полном объеме, в том числе выплату лицам, признанным пострадавшими в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за все прошлое время сумм возмещения вреда, своевременно не полученных по вине работодателя.

Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания ( работы ) на радиационно загрязненных ( сверх допустимого уровня ) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

Установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обязанности государства возмещать вред, причиненный вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав.

Представителем ответчика представлена справка о ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ из отдела социального обеспечения Военного комиссариата <данные изъяты> с уточнёнными выплатами компенсации в возмещение вреда здоровью.

Как видно из данной справки, индексация компенсации в возмещение вреда здоровью ФИО1 производится с 01.07.2000года из суммы 5640руб.33коп.

Таким образом, расчет ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью истца с применением индексации следующий:

С 01.07.2000 года 5640,33руб.* 1,581= 8917,36руб.

С 01.01.2001 года 8917,36руб.* 1,515 = 13509,80руб.

С 01.01.2002 года 13509,80 руб. * 1, 197=16171,23 руб.

С 01.01.2003 года 16171,23 руб.* 1,1418=18464,31 руб.

С 01.01.2004 года 18464,31 руб.* 1,1=20310,74 руб.

С 01.01.2005 года 20310,74 руб.* 1,11=22544,92 руб.

С 01.01.2006 года 22544,92 руб. * 1,09= 24573,96 руб.

С 01.01.2007 года 24573,96 руб. * 1,08=26539,88 руб.

С 01.01.2008 года 26539,88 руб. * 1,105=29326,57 руб.

С 01.01.2009 года 29326,57 руб. * 1,13=33139,02 руб.

С 01.01.2010 года 33139,02 руб. * 1,1=36452,92 руб.

С 01.01.2011 года 36452,92 руб. * 1,065=38822,36 руб.

Таким образом, ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью ФИО1 с 01.01.2011года составляет: 38822 руб. 36коп., которую надлежит назначить и ежемесячно выплачивать истцу ФИО1 с 01 января 2011 года, с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Расчет ежемесячной компенсации в возмещение вреда и недоплаченных сумм с 01.07.2000 года по 31.12.2010 года составляет :

Год

Коэфф.

Сумма к выплате

Фактич. выплаты

Долг

июл.00

1,581

8917,36

5640,33

3277,03

авг.00

1,581

8917,36

5640,33

3277,03

сен.00

1,581

8917,36

5640,33

3277,03

окт.00

1,581

8917,36

5640,33

3277,03

ноя.00

1,581

8917,36

5640,33

3277,03

дек.00

1,581

8917,36

5640,33

3277,03

53504,16

33841,98

19662,18

янв.01

1,515

13509,80

5640,33

7869,47

фев.01

1,515

13509,80

1250+2820,17

9439,63

мар.01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

апр.01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

май. 01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

июн.01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

июл.01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

авг.01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

сен. 01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

окг.01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

ноя.01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

дек.01

1,515

13509,80

2500,00

11009,80

162117,60

34710,50

127407,10

янв.02

1,197

16171,23

2500

13671,23

фев.02

1,197

16171,23

2500

13671,23

мар.02

1,197

16171,23

2500

13671,23

апр.02

1,197

16171,23

2500

13671,23

май.02

1,197

16171,23

2500

13671,23

июн.02

1,197

16171,23

2620

13551,23

июл.02

1,197

16171,23

2800

13371,23

авг.02

1,197

16171,23

2800

13371,23

сен. 02

1,197

16171,23

2800

13371,23

окт.02

1,197

16171,23

2800

13371,23

ноя.02

1,197

16171,23

2800

13371,23

дек. 02

1,197

16171,23

2800

13371,23

194054,76

31920

162134,76

янв.03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

фев. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

мар. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

апр. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

май. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

июн. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

июл. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

авг. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

сен. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

окт. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

ноя. 03

1,1418

18464,31

3136

15328,31

дек.ОЗ

1,1418

18464,31

3136

15328,31

221571,72

37632

183939,72

янв.04

1,1

20310,74

3450

16860,74

фев.04

1,1

20310,74

3450

16860,74

мар.04

1,1

20310,74

3450

16860,74

апр.04

1,1

20310,74

3450

16860,74

май.04

1,1

20310,74

3450

16860,74

июн.04

20310,74

3450

16860,74

июл.04

20310,74

3450

16860,74

авг.04

20310,74

3450

16860,74

сен.04

20310,74

3450

16860,74

окт.04

1,1

20310,74

3450

16860,74

ноя.04

1,1

20310,74

3450

16860,74

дек. 04

1,1

20310,74

3450

16860,74

243728,88

41400

202328,88

янв.05

1,11

22544,92

3829,50

18715,42

фев.05

1Д1

22544,92

3829,50

18715,42

мар.05

1Д1

22544,92

3829,50

18715,42

апр.05

1,11

22544,92

3829,50

18715,42

май.05

1Д1

22544,92

3829,50

18715,42

июн.05

1,11

22544,92

3829,50

18715,42

июл.05

1,11

22544,92

3829,50

18715,42

авг.05

1Д1

22544,92

3829,50

18715,42

сен. 05

1,П

22544,92

3829,50

18715,42

окт.05

1,11

22544,92

3829,50

18715,42

ноя. 05

1,11

22544,92

3829,50

18715,42

дек. 05

1Д1

22544,92

3829,50

18715,42

270539,04

45954,00

224585,04

янв.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

фев.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

мар.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

апр.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

май.Об

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

июн.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

июл.Об

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

авг.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

сен.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

окг.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

ноя.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

дек.06

1,09

24573,96

4174,16

20399,80

294887,52

50089,92

244797,60

янв.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

фев.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

мар.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

апр.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

май.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

июн.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

июл.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

авг.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

сен.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

окт.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

ноя.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

дек.07

1,08

26539,88

4508,09

22031,79

318478,56

54097,08

264381,48

янв.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

фев.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

мар.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

апр.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

май.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

июн.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

июл.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

авг.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

сен.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

окт.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

ноя.08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

дек..08

1,105

29326,57

4981,44

24345,13

351918,84

59777,28

292141,56

янв.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

фев.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

мар.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

апр.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

май. 09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

июн.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

июл.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

авг.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

сен.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

окт.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

ноя.09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

дек..09

1,13

33139,02

5629,03

27509,99

397668,24

67548,36

330119,88

янв.10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

фев. 10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

мар. 10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

апр. 10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

май. 10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

июн. 10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

июл.10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

авг.10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

сен. 10

.1.1

36452,92

6191,93

30260,99

окт.10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

нояб10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

дек10

1,1

36452,92

6191,93

30260,99

437435,04

74303,16

363131,88

Итого:

2945904,40

531274,28

2414630,12

С учетом представленного расчета, проверенного судом следует, что единовременная задолженность компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца ФИО1

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в местный бюджет города окружного значения Ханты-Мансийск в размере 20 274 рубля.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1- удовлетворить.

Взыскать с военного комиссариата <данные изъяты> в пользу ФИО1 за счет средств федерального бюджета единовременно задолженность, образовавшуюся по причине неполной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в сумме <данные изъяты> копеек.

Обязать военный комиссариат <данные изъяты> назначить ФИО1 и ежемесячно выплачивать, начиная с 01 января 2011 года денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 38 822 рубля 36 копеек, с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Взыскать с военного комиссариата <данные изъяты> государственную пошлину в местный бюджет города окружного значения Ханты-Мансийск в размере 20 274 рубля.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы и представления через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 апреля 2011 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Федеральный судья

Ханты-Мансийского районного суда: Г.А.Клименко.