Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 марта 2011 года г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А., при секретаре Нечаевой А.Ю., с участием истца, его представителя ФИО5, представителя ответчика Управления опеки и попечительства Администрации <адрес> ФИО6, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, представителя третьего лица Администрации <адрес> ФИО7, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-797/11 по исковому заявлению Куклина Максима Александровича к Управлению опеки и попечительства администрации <адрес>, третьи лица Департамент социального развития ХМАО-Югры, Администрация <адрес>, о включении в реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Куклин М.А. обратился в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Администрации <адрес> о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилой площадью. Заявленное требование мотивирует тем, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являлся воспитанником Социально-реабилитационного приюта для детей и подростков <данные изъяты> Постановлением главы администрации <адрес> за ним закреплено жилое помещение, по адресу: <адрес>, общей площадью 18, 8 кв.м. Вместе с ним по указанному адресу зарегистрированы еще два человека. На момент помещения его в детское воспитательное учреждение и закрепления за ним жилого помещения не была соблюдена учетная норма жилой площади на одного человека. Истец, его представитель в судебном заседании на заявленном требовании настаивают, поддержав доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика Управления опеки и попечительства Администрации <адрес> исковые требования признала, о чем письменное заявление приобщено к материалам дела. Представитель Администрации <адрес> поддержала позицию представителя ответчика. Представитель третьего лица Департамента социального развития ХМАО-Югры надлежаще извещенный о дате и месте судебного заседания не явился, уважительных причин не явки суду не сообщил. Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. Заслушав истца, представителей лиц участвующих в деле, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска, так как это не нарушает чьих - либо прав и законных интересов других лиц. Родителями истца являются ФИО1, ФИО2 (л.д.9). Решением Ханты-Мансийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО9. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Куклина М.А. (л.д.10-11). Как усматривается из постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Куклин М.А. был воспитанником социального приюта для детей и подростков <данные изъяты> на оснвоании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ зачислен в муниципальное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <данные изъяты> <адрес> (л.д.14-15). При этом, за несовершеннолетним Куклиным М.А.не было закреплено жилье. ДД.ММ.ГГГГ умерла мать Куклина М.А. - ФИО2 (л.д.12). Позднее ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы <адрес> № за несовершеннолетними закреплено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>. Из указанного постановления усматривается, что Куклин М.А. включен в состав семьи на получение жилья на условиях социального найма (приложение № к постановлению мэра города от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д.16). В связи с наличием закрепленного за истцом жилого помещения, на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, органом местного самоуправления истец поставлен не был. Как установлено ст.6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными актами. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе жилищных отношений, установлены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) Истец относится к категории лиц, приведенных в ст.1 данного Закона, соответственно, на него в полном мере распространяются гарантии, установленные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сир российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Исходя из анализа вышеприведенных норм, общей целью установления дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставления им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из-под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим установленным требованиям, и исключения отнесения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, формальный подход к толкованию указанных норм закона и применению их на практике в той мере, в какой они ограничивают права детей-сирот, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью, на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит данных детей в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось. Такое ограничение противоречит ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Недопустимо ограничение прав выпускников детских домов, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью. Отказ в реализации их права на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось. Таким образом, суд приходит к выводу, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение обеспеченностью на одного проживающего в нем ниже установленных социальных норм, имеют право по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на получение во внеочередном порядке жилого помещения в дополнение к закрепленному в целях обеспечения их жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской федерации и относятся к расходным обязательствам (ст.5 Закона). В соответствии с законом ХМАО-Югры от 20 июня 2006 года № 60-оз органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Решением Думы города Ханты-Мансийска от 04.03.2005 № 32 «Об учетной норме площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории г. Ханты-Мансийска установлена в размере 12 кв.м площади жилого помещения. Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>; правами на другие жилые помещения не обладает. Общая площадь жилого помещения составляет 18, 8 кв.м., жилая - 18, 8 кв.м следовательно, истец при закреплении за ним жилого помещения был обеспечен жилой площадью ниже установленных социальных норм. Как выше отмечено, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы <адрес> № Куклин М.А. включен в состав семьи на получение жилья на условиях социального найма (приложение № к постановлению мэра города от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д.16). При этом, согласно ст.50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Граждане не обеспеченные жилым помещением по норме предоставления сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ). Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с Законом ХМАО - Югры от 20.06.2006 № 60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты - Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципального образования г. Ханты - Мансийска на неограниченный срок наделяются отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Таким образом, учитывая, что истец не обеспечен жильем по социальным нормам, имеет право на внеочередное предоставления жилья на условиях социального найма, имеются основания для удовлетворения требований истца с учетом положений ст.ст. 8, 10 Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст.9 Гражданского Кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд принимает признание иска, так как это не нарушает чьих - либо прав и законных интересов других лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 173, 197- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Куклина Максима Александровича к Управлению опеки и попечительства администрации <адрес> - удовлетворить. Обязать Управление опеки и попечительства администрации <адрес> включить Куклина Максима Александровича в реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 25 марта 2011 года Судья Ханты-Мансийского районного суда А.А.Литвинова копия верна: судья А.А.Литвинова