Решение (признание права собственности)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск                                                                        30 мая 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Баязитовой Д.М.,

с участием:

истца Калачёва А.Г., представителя ответчика ФИО2,

третьего лица ФИО10 представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-926/11 по иску Калачёва Анатолия Георгиевича к Администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права собственности на квартиру, мотивировав свои требования тем, что проживает в жилом помещении по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, занимает его на основании ордера, выданного Ляминской РЭБ флота Главтюменьгеологии. ОАО "Ляминская РЭБ флота" объявлена банкротом с 1999 года, однако жилой фонд, находившийся в ведении предприятия, в муниципальную либо государственную собственность передан не был. В связи с тем, что занимаемое истцом жилое помещение не включено в состав государственного или муниципального жилищного фонда истец не имеет возможности реализовать свое право приватизации указанного жилья. С момента вселения в квартиру Калачёв А.Г. постоянно следит за ее техническим состоянием, самостоятельно осуществлял ремонт жилого помещения, добросовестно оплачивает коммунальные услуги. Просит суд признать за ним право собственности на <адрес> расположенную по адресу <адрес>.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме, посянив согласно доводов иска.

Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО2, представитель третьего лица Департамента муниципальной собственности ФИО3 вопрос об удовлетворении исковых требований оставили на усмотрение суда.

Третье лицо ФИО11 в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить. Третьи лица ФИО12 ФИО5 в судебное заседание не явились, представили заявления о согласии с заявленными исковыми требованиями.

На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело приказанной явке.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из копии ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ. , выданного Калачёву А.Г. исполнительным комитетом совета народных депутатов <адрес> на основании решения Ляминской РЭБ, истцу на состав семьи пять человек предоставлено жилое помещение по адресу <адрес> жилой площадью 42 кв. м.

По данным Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. принадлежала Ляминская РЭБ флота.

Согласно справки межрайонной инспекции ФНС России № 1 по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ. ОАО "Ляминская РЭБ флота" прекратила свою деятельность в связи с ликвидацией ДД.ММ.ГГГГ. на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. "О приеме жилищного фонда АООТ "Ляминская РЭБ флота" на техническое обслуживание муниципальными эксплуатирующими организациями" на основании письма конкурсного управляющего от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> в <адрес> передан на баланс для технического обслуживания МУП "УПТВСиИС-1".

Вместе с тем, по справке Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. жилой <адрес> в <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится.

В ДД.ММ.ГГГГ Калачёв А.Г. обратился в Департамент муниципальной собственности администрации <адрес> с заявление о заключении с ним договора социального найма, и принятии в муниципальную собственность занимаемого жилого помещения, однако ДД.ММ.ГГГГ. в удовлетворении его заявления отказано в связи с тем, что квартира не отнесена к муниципальному жилищному фонду.

Выданный истцу за занимаемую квартиру ордер, в силу ст. 43, 47 Жилищного кодекса РСФСР, свидетельствует о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения на условиях социального найма.

Согласно справки с места жительства о составе семьи и регистрации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в указанной квартире проживают истец, его жена ФИО13 сын ФИО14 дочь ФИО5, внук ФИО4

На основании ст. 60 Жилищного кодекса РФ договор социального найма заключается лишь в отношении жилых помещений государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда.

Как установлено в судебном заседании занимаемая истцом квартира к таковым не относится.

В силу положений ст. 1 и 2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-I
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).

При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. 18 Закона).

Как разъяснено п. 4 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции закона от 23 декабря 1992 г.).

Таким образом, суд приходит к выводу, что Калачёв А.Г. имеет право приватизации жилого помещения по адресу <адрес>, вместе тем, не может реализовать его в связи с тем, что указанное жилое помещение, после ликвидации организации-собственника, не было передано в муниципальную собственность.

Из представленных истцом справок следует, что им не использовано право приватизации, иных жилых помещений в собственности он не имеет.

Проживающие совместно с Калачёвым А.Г. члены его семьи выразили согласие на приобретение жилого помещения в собственность истца.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено признание права.

Из представленного технического паспорта на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ., кадастрового паспорта помещения от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что квартира имеет адрес <адрес> кадастровый номер общая площадь 76,3 кв. м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Калачёва Анатолия Георгиевича к Администрации <адрес> удовлетворить.

Признать право собственности Калачёва Анатолия Георгиевича на объект недвижимости: жилое помещение, квартиру с кадастровым номером общей площадью 76,3 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 06 июня 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                     И.В. Бакшеев