Р Е Ш Е Н И Е 22 апреля 2011 года г. Ханты-Мансийск Тюменской области Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А., при секретаре Нечаевой А.Ю., с участием представителей заявителя ФИО3, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заинтересованного лица ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по заявлению Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об оспаривании предписания Государственного инспектора труда в ХМАО-Югре Федеральной службы по труду и занятости, У С Т А Н О В И Л: Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственного инспектора труда в ХМАО-Югре Федеральной службы по труду и занятости ФИО1, мотивируя свои требования тем, что на основании распоряжения (приказа) Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре Федеральной службе по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ № в Департаменте культуры ХМАО-Югры проведена проверка по обращению ФИО5 о привлечении к дисциплинарной ответственности, по результатам которой в отношении заявителя вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №. С вынесенным предписанием не согласны по следующим основаниям: распоряжение о проведении проверки поступило к ним ДД.ММ.ГГГГ вхд.№ № не вручено под роспись руководителю; предписание неверно оформлено, так как вынесено в отношении директора Департамента культуры и искусства ХМАО, тогда как верное наименование - Департамент культуры ХМАО-Югры, неверная ссылка на п.1 ст.11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора" и муниципального контроля"; инспектором не исследованы фактические обстоятельства. Просит суд признать незаконным Предписание от ДД.ММ.ГГГГ № Государственной инспекции труда в ХМАО - Югре Федеральной службы по труду и занятости. Заинтересованное лицо ФИО1, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, не явился. Предоставил в суд заявление об отложении рассмотрения дела в связи с его отсутствием в <адрес>, не приложив при этом доказательств уважительности причин своего отсутствия. Суд с учетом положений ст.257 ГПК РФ, регулирующий в данном случае срок рассмотрения данного гражданского дела, считает возможным рассмотрение гражданского дела в отсутствие Государственного инспектора труда ФИО1 Представители заявителя ФИО3, ФИО6 в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении поддержали в полном объеме, на удовлетворении требования настаивают. Заинтересованное лицо ФИО5 просит в удовлетворении заявленного требования отказать, ввиду отсутствия ее вины в несвоевременном получении сертификата электронной цифровой подписи. Суд, заслушав лиц участвующих в деле, опросив свидетелей, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует, в том числе следующие полномочия: ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (ст.356 ТК РФ). В силу ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.360 ТК РФ). Согласно ст.361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Как усматривается из представленных материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором труда в ХМАО-Югре ФИО7 в Департаменте культуры ХМАО-Югры проведена проверка соблюдения трудового законодательства на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда на проверку от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам которой, составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. Из акта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что основанием для проведения проверки послужило обращение ФИО5 о привлечении к дисциплинарной ответственности (л.д.14-16). ДД.ММ.ГГГГ по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Государственным инспектором труда в ХМАО-Югре ФИО1 вынесено предписание №, которым наложено обязательство на директора Департамента культуры и искусства ХМАО ФИО8: признать приказ № от ДД.ММ.ГГГГ в части объявления выговора ФИО5 недействительным, в связи с нарушением ст.192 Трудового кодекса РФ (л.д.11-13). Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (ч.1, п.2 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 - ФЗ (с изменениями от 7 февраля 2011 года) «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 - ФЗ (с изменениями от 7 февраля 2011 года) «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 - ФЗ (с изменениями от 7 февраля 2011 года) «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Согласно ч.4 ст.21 Закона № 294-ФЗ, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФИО5 состоит в трудовых отношениях с Департаментом культуры ХМАО - Югры в должности <данные изъяты> учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», которое является структурным подразделением Департамента культуры и искусства ХМАО - Югры, о чем свидетельствует трудовой договор № на управление учреждением ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел" от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительные к нему соглашения. Пунктом 3.4 данного трудового договора было установлено, что истец обязуется обеспечить соблюдение в своей деятельности требований законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, обеспечивать исполнение законов ХМАО - Югры, распорядительных актов Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа, Департамента государственной собственности автономного округа, иных органов исполнительной власти, выпущенных в пределах их компетенции и касающихся деятельности Учреждения. Письмом Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах проведения правовой экспертизы документов, предоставляемых в органы Федерального казначейства в связи с получением сертификатов ключей ЭЦП для работы на Официальном сайте» было разъяснено, что до ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по выдаче сертификатов ключей ЭЦП соответствующим пользователям для размещения информации на Официальном сайте носят подготовительный характер и направлены на создание оптимальных условий для реализации соответствующих норм Федерального закона № 94-ФЗ и Порядка уже с ДД.ММ.ГГГГ. Письмом Федерального казначейства от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по исполнению письма казначейства РФ и Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» было разъяснено, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Федеральное казначейство, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ будет наделено полномочиями по выдаче представителям заказчиков сертификатов ключей ЭЦП для целей размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Основанием для выдачи органами Федерального казначейства сертификатов ключей ЭЦПзаказчикам (далее - регистрация заказчиков) при их обращении в органы Федерального казначейства до ДД.ММ.ГГГГ является договор об обмене электронными документами между органом Федерального казначейства и заказчиком (далее - Договор). Орган Федерального казначейства до ДД.ММ.ГГГГ заключает Договор с заказчиком только при представлении заказчиком документов, предусмотренных проектом Порядка. Прием и проверка представленных заказчиком предусмотренных проектом Порядка документов на соответствие требованиям проекта Порядка, формирование реестровых записей, содержащих информацию об организации, регистрация реестровых записей с присвоением уникального учетного номера, направление в Федеральное казначейство зарегистрированных реестровых записей, формирование и направление соответствующему заказчику Протокола о положительном результате проверки представленных документов с присвоенным уникальным учетным номером реестровой записи, осуществляется отделами ведения федеральных реестров (при их отсутствии - отделами расходов) управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Управление) или подведомственных им отделений (далее - Отделение). Управление (Отделение) для регистрации заказчиков принимает от заказчика Сведения об организации по форме согласно приложению N 1 к проекту Порядка (далее - Сведения об организации) и подтверждающие документы, предусмотренные пунктом 2.2 проекта Порядка (далее - подтверждающие документы) с учетом положений пункта 2.4. проекта Порядка на бумажном носителе в одном экземпляре. При наличии Договора Управление (Отделение) для регистрации заказчика принимает от заказчика Сведения об организации и подтверждающие документы посредством системы электронного документооборота Федерального казначейства (далее - СЭД) в виде электронного документа с ЭЦП руководителя заказчика (или иного уполномоченного лица). Приказом Департамента культуры ХМАО - Югры «Об организации участия Департамента культуры автономного округа и подведомственных государственных учреждений в открытых аукционах в электронной форме № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлено следующее: «Руководителям государственных организаций культуры автономного округа разработать и утвердить планы мероприятий учреждений, обеспечить получение сертификатов электронных цифровых подписей (ЭЦП) в Управлении Федерального казначейства по ХМАО - Югре и пройти процедуру регистрации на электронной площадке в установленном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, совещания в Департаменте культуры в ХМАО - Югре о соблюдении законодательства по размещению заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2010 года № 94 - ФЗ было постановлено: «Обеспечить завершение мероприятий по внесению изменений в уставные документы учреждений для открытия лицевых счетов в Департаменте финансов автономного округа, получения сертификатов электронных цифровых подписей в Управлении федерального казначейства по автономному округу и процедуру регистрации на электронной площадке, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии уведомлением исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ, руководители государственных учреждений культуры ХМАО - Югры были проинформированы о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в адрес Департамента культуры ХМАО - Югры информацию об исполнении приказа от ДД.ММ.ГГГГ № в части выполнения плана мероприятий для получения сертификатов электронных цифровых подписей (ЭЦП) и прохождения процедуры регистрации на электронной площадке. В ответ на вышеуказанное уведомление было сообщено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ учредительные документы Учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» находятся на регистрации в налоговом органе, оформление документов у нотариуса пройдет ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует письмо исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Учреждением ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» в адрес Департамента культуры ХМАО - Югры был направлен пакет документов для внесения изменений в реквизиты участника бюджетного процесса - Учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов ремесел» (сопроводительная № от ДД.ММ.ГГГГ). Вышеуказанный факт также подтвердили опрошенные в ходе судебного заседания свидетели ФИО9, ФИО10, ФИО11 Впоследствии, сопроводительной исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ пакет документов для внесения изменений в реквизиты участника бюджетного процесса - Учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов ремесел» был направлен Департаментом культуры ХМАО - Югры в адрес Департамента финансов ХМАО - Югры. Таким образом, со стороны Учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов ремесел» выполнены все требования, в частности изложенные и в уведомлении исх.№ № от ДД.ММ.ГГГГ. Из приведенных выше писем Федерального казначейства, деятельности Департамента культуры ХМАО-Югры, Департамента финансов ХМАО-Югры следует, что со стороны Учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов ремесел» было достаточно предоставления документов на бумажном носителе, Департамент финансов ХМАО-Югры, как главный распорядитель финансов обязан был зарегистрировать реестровые записи предоставить их в Управление федерального казначейства ХМАо-Югры. При регистрации Департаментом финансов ХМАО - Югре ДД.ММ.ГГГГ реквизитов Учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов ремесел» в электронном сводном реестре была допущена ошибка в полном наименовании учреждения, которое было занесено как Учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры «Центр прикладных художественных промыслов и ремесел», о чем свидетельствует соответствующая копия электронного сводного реестра, а также показания свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 В связи с допущенной ошибкой со стороны Департамента финансов ХМАО-Югры договор № об обмене электронными документами с Учреждением ХМАО - Югры «Центр народных промыслов и ремесел» был заключен только ДД.ММ.ГГГГ, а сертификат электронной цифровой подписи был получен ДД.ММ.ГГГГ. Приказом Департамента культуры ХМАО - Югры № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ненадлежащим исполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей выразившихся в несвоевременной регистрации организации и не своевременном получении сертификатов ключей электронной цифровой подписи в органах Федерального казначейства в установленный законом сроки к директору учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» ФИО5 было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде выговора. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (п.2 ч.1 ст.192 ТК РФ). В силу ч.1,2 ст.193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Из письменного объяснения ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного директору Департамента культуры ХМАО - Югры усматривается, что документы для регистрации организации и получения сертификатов ключей электронной цифровой подписи в органах Федерального казначейства были переданы в установленный срок, но при осуществлении регистрации учреждения ДД.ММ.ГГГГ на сервере СЭД «УФК» была допущена ошибка, исправление которой было произведено только ДД.ММ.ГГГГ. Судом достоверно установлено, что несвоевременная регистрация учреждения ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» на электронной площадке и несвоевременное получение электронных цифровых подписей произошло в связи с неверным указанием наименования учреждения Департаментом финансов ХМАО - Югре в электронном сводном реестре. Следовательно, дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенное на ФИО5 приказом Департамента культуры ХМАО - Югры № от ДД.ММ.ГГГГ, применено без учета фактических обстоятельств, в отсутствие виновных действий (бездействия) со стороны ФИО5 в нарушение требований ст.192 ТК РФ. При таких обстоятельствах, предписание от ДД.ММ.ГГГГ № Государственного инспектора труда в ХМАО - Югре Федеральной службы по труду и занятости является законным и обоснованным. Доводы заявителя о том, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № оформлено ненадлежащим образом на имя директора Департамента культуры и искусства ХМАО - Югры не является существенным. Как усматривается из постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Губернатора ХМАО-Югры, Департамент культуры и искусства ХМАО-Югры переименован в Департамент культуры ХМАО-Югры. Не является состоятельным довод заявителя и о том, что был нарушен порядок организации проверки, который выразился в непредставлении заверенной печатью копии распоряжения (приказа) руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ директору Департамента культуры ХМАО - Югры ввиду следующего. В силу п.16 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Как усматривается из копии распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, оно поступило в адрес Департамента культуры ХМАО - Югры по средствам факсимильной связи ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 38 минут, то есть за сутки до проведения внеплановой документарной проверки. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ № Государственного инспектора труда в ХМАО-Югре Федеральной службы по труду и занятости - отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа через Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 27 апреля 2011 года. Судья Ханты-Мансийского городского суда А.А.Литвинова копия верна: судья А.А.Литвинова