Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Ханты-Мансийск 23 мая 2011 года Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В., при секретаре Жуковской О.В., с участием: прокурора - заместителя межрайонного прокурора Зубрилова А.А., представителей ответчиков администрации <адрес> ФИО4, ФИО5, администрации сельского поселения <адрес> ФИО6, ФИО7, представителя третьего лица Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лестных отношений <адрес> ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1452/11 по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Администрации сельского поселения <адрес> об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов и утилизации отходов в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства, УСТАНОВИЛ: Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Администрации сельского поселения <адрес> об обязании ликвидировать несанкционированные места размещения отходов и утилизации отходов в соответствии с требованиями санитарного и природоохранного законодательства, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что отходы производства и потребления, образуемые в <адрес>, размещаются на несанкционированной свалке, расположенной в районе <адрес>. Площадь земельного участка, занятого под размещение свалки, составляет 7 715 кв.м., причиной образования указанной свалки явилось отсутствие на территории сельского поселения <адрес> полигона для размещения твердых бытовых отходов, а также каких либо перерабатывающих и сжигательных заводов. Данная свалка не отвечает требованиям экологической безопасности, и ее эксплуатация осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. На основании ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ст.11 указанного Федерального закона, при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами, необходимо соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. В тоже время, несанкционированная свалка, используемая для размещения отходов образуемых в <адрес>, не является специализированным местом размещения отходов, эксплуатирование ведется без соответствующего мониторинга, без обеспечения экологической безопасности. В ч.2 ст.51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» закреплено, что Главный государственный врач Российской Федерации уполномочен утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Согласно п.2.1. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года №16, полигоны твердых бытовых отходов должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. В нарушение вышеуказанного законодательства, а также п.п.2.2., 3.9., 4,3., 4.4., 4.5., 4.6., 4.7., 5.1„ 5.2, 5.3, 5.4., 5.5., 5.7, 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 6.5, 6.6., 6.7. данных Санитарных правил, на свалке отсутствует гидроизоляция, водоотводная канава дождевых и дренажных вод, обваловка по периметру, контрольно-дезинфицирующая зона, ограждение, отсутствует проект на место размещения отходов, отсутствует программа производственного контроля, не ведется учет поступающих отходов, не выполняются необходимые мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды, не приняты меры по недопустимости возгорания ТБО. На земельный участок, где располагается свалка отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. В целом, свалка ни по одному из параметров не отвечает требованиям безопасности окружающей среды и благополучия здоровья населения. В пунктах 3.1, 3.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 05 августа 1988 года №4690-88), закреплено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), перерабатывающие и сжигательные заводы. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. Отходы из <адрес> на иной объект размещения не вывозятся. Таким образом, в настоящее время муниципальным образованием сельское поселение <адрес> не обеспечивается надлежащий вывоз отходов, а муниципальным образованием <адрес> не организована надлежащая утилизация твердых бытовых отходов образуемых в <адрес> в соответствии требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Согласно ст.8, ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с п.6 ст.1 Устава <адрес> в границах территории <адрес> находится сельское поселение <адрес> В соответствии с п.4 ст.1 Устава сельского поселения <адрес> в границах сельского поселения находится <адрес>. В соответствии с п.12 ч.1 ст.6 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, учитывая изложенное, именно в полномочия администрации <адрес> входит организация утилизации и переработки отходов в <адрес> в том числе отходов, образуемых в <адрес> сельского поселения <адрес>. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В пункте 19 ч.1 ст.3 Устава сельского поселения <адрес> закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Таким образом, именно в полномочия администрации сельского поселения <адрес> входит надлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов в <адрес>. В связи с изложенным Ханты-Мансийский межрайонный суд просит обязать администрацию сельского поселения <адрес> и администрацию <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные районе <адрес> и в районе <адрес>, путем очистки территории от размещенных твердых бытовых отходов; обязать администрацию сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образуемых в <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства; обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, образуемых от населения <адрес> сельского поселения <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. В судебном заседании представитель Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры Зубрилов А.А. исковые требования поддержал, дал пояснения согласно искового заявления. Представители ответчика Администрации <адрес> ФИО4, ФИО5 действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, суду пояснили, что исковые требования в части обязания администрации района ликвидировать несанкционированные свалки неправомерны, поскольку сбор и вывоз бытовых отходов не отнесены законом к полномочиям муниципального района. Несанкционированная свалка мусора представляет собой скопление отходов производства и потребления, возникшее в результате их самовольного (несанкционированного) сброса (размещения) или складирования. Как следует из представленного прокурором акта обследования несанкционированной свалки по <адрес>, свалка образована жителями близлежащих домов, не смотря на наличие в непосредственной близости полупустых контейнеров для сбора отходов. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений. Соответственно сбор отходов от населения, в том числе контроль за их сбрасыванием в контейнеры, а не вблизи таковых, непосредственная компетенция сельского поселения, а не муниципального района. Согласно Устава сельского поселения <адрес> муниципальное образование является самостоятельным, обладает статусом сельского поселения и имеет собственную территорию, в пределах которой органы местного самоуправления обеспечивают реализацию законных полномочий. В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона №131-ФЗ, части 2 статьи 7 Федерального закона №7-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, а не их сбор и вывоз. Существование свалки по <адрес>, подтверждено лишь актом обследования без номера и даты, что не позволяет достоверно установить существование свалки на текущий момент. Существование свалки по <адрес>, документально не подтверждено, не установлены площадь, характер складированных отходов и их источник. Приложенные фототаблицы не имеют реквизитов, позволяющих установить место и время снимков, а также их авторство. В предмет доказывания по иску об обязании совершить действия по Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Решением Думы Ханты-Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень природоохранных мероприятий на 2006 - 2010 годы, в который включено строительство полигона ТБО в <адрес>. Строительство полигона начато в ДД.ММ.ГГГГ, ввиду сложности и высокой стоимости осуществляется до текущего момента и объективно не может быть завершено до ДД.ММ.ГГГГ. Объем финансирования указанного объекта превышает 50 000 000 рублей. На текущий момент на объекте выполнены работы на сумму 45 241 780,54 рублей, что подтверждается прилагаемыми муниципальными контрактами, актами приемки выполненных работ, справками о стоимости работ, счетами и платежными поручениями за период 2005-2010 годов. Работы на объекте находится в завершающей стадии (в т.ч. устроены дорога к полигону и необходимое освещение). Объем финансирования, необходимого для завершения строительства, превышает 15 000 000 рублей. Ответчиком предпринято обращение в органы исполнительной власти округа с предложением инициировать выделение денежных средств, необходимых для завершения строительства объекта. Таким образом, администрация района осуществила и продолжает осуществлять ряд последовательных, основанных на законе действий по организации на территории <адрес> утилизации и переработки бытовых отходов, о чем Ханты -Мансийскому межрайонному прокурору ДД.ММ.ГГГГ сообщено в ответе на представление №. Поскольку причиной отсутствия полигона ТБО является не бездействие администрации района, а отсутствие достаточных средств и техническая сложность объекта, удовлетворение исковых требований в том виде, в котором они заявлены прокурором, само по себе не обеспечит восстановления прав населения на безопасную окружающую среду Представители ответчика Администрации сельского поселения <адрес> ФИО6, ФИО7 исковые требования не признали, пояснили, что в отношении ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в районе <адрес>, указанную свалку должна ликвидировать либо произвести закрытие (захоронение) Администрация <адрес> без участия в этом Администрации сельского поселения <адрес> Свалка образовалась вследствие того, что Администрация <адрес> не исполняет на территории сельского поселения <адрес> полномочия по решению вопроса местного значения муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, закрепленного в пункте 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункте 12 части 1 статьи 6, пункте 7 части 4 статьи 27 Устава <адрес>. Администрация <адрес> не отвела в <адрес> специальные участки, не произвела устройство специальных сооружений по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора, соответствующие действующему санитарно-эпидемиологическому и природоохранному законодательству и виновна в образовании свалки. Администрация сельского поселения <адрес> со своей стороны не бездействовала, неоднократно обращалась в Администрацию <адрес> по решению вопроса по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, но до настоящего времени вопрос так и не решен. ДД.ММ.ГГГГ был обследован земельный участок, на котором расположена свалка и признан пригодным для устройства полигона бытовых отходов (копия акта прилагается). Поэтому жилищно-коммунальное предприятие, осуществляющее сбор и вывоз твердых бытовых отходов и использовало его для размещения и утилизации отходов. Видимо на тот момент, указанный полигон был пригоден для эксплуатации по действующему законодательству. В ДД.ММ.ГГГГ на этом полигоне УЖКХ МО «<адрес>» силами МП «Комплекс» проведены работы по устройству пожарно-охранной полосы. Законодательство со временем изменилось, и были утверждены новые нормы и правила по устройству и содержанию полигонов, и указанный участок считается в настоящее время несанкционированной свалкой. Учитывая вышеизложенное, считают, что вины Администрации сельского поселения <адрес> в сложившейся ситуации не имеется, именно бездействие Администрации <адрес> привело к сложившейся ситуации. В ДД.ММ.ГГГГ Администрация сельского поселения <адрес> уже ликвидировала свалку, которая была на указанном месте, но она образовалась вновь, так как Администрация <адрес> не исполняет полномочия по решению вопроса местного значения муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В основном на свалку выбрасывают крупногабаритный и строительный мусор, но, а куда его размещать, если нет установленного места для его утилизации и переработки. Администрация сельского поселения <адрес> уже частично провела работы по уборке мусора и готова принять участие в ее дальнейшей ликвидации совместно с Администрацией <адрес> при следующих условиях, что Администрация <адрес> отведет специальный участок или произведет устройство специального сооружения по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, крупногабаритного и строительного мусора, и затраты Администрации сельского поселения <адрес> не превысят финансовых средств, утвержденных в бюджете сельского поселения <адрес> для этих целей. На начало ДД.ММ.ГГГГ в бюджете сельского поселения <адрес> не были утверждены средства для ликвидации свалки, но после обращения Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, было решено произвести передвижку денежных средств и сейчас готовятся документы на Совет депутатов о внесении изменений в бюджет сельского поселения <адрес> о том, чтобы финансы в размере 200 000 рублей были утверждены на ликвидацию этой свалки. Фактически ликвидации свалки будет стоить более 1 000 000 рублей, так как в ДД.ММ.ГГГГ сметная стоимость работ по ликвидации свалки составила 1 100 000 рублей по ценам ДД.ММ.ГГГГ года. Считаем, что именно бездействие Администрации <адрес> привело к сложившейся ситуации. Претензий по сбору твердых бытовых отходов истцом в исковом заявлении не указано. На основании вышеизложенного считают, что Администрацией сельского поселения <адрес> надлежаще осуществляются полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Представитель третьего лица службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <адрес> ФИО8 действующий на основании доверенности, полагает, что исковые требования межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. Суд, выслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как установлено в судебном заседании, Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории <адрес>. Проверкой установлено, что отходы производства и потребления, образуемые в <адрес>, размещаются на несанкционированной свалке, расположенной в районе <адрес> и в районе <адрес>. Данная свалка не отвечает требованиям экологической безопасности и ее эксплуатация осуществляется с грубыми нарушениями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Указанные факты признаются представителями ответчика Администрации сельского поселения <адрес>, подтверждаются актоми обследования несанкционированных свалок в <адрес>, составленного комиссией в составе помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора ФИО9, старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды Ханты-Мансийского отдела службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений <адрес> Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ст.11 указанного Федерального закона, при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами, необходимо соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование объектов размещения отходов с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению причинения вреда окружающей среде, загрязнению почв, поверхностных вод и подземных водоемов, атмосферы. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального закона. Статьей 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» закреплено, что Главный государственный врач Российской Федерации уполномочен утверждать нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года №16 утверждены Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Согласно п.2.1. Санитарных правил, полигоны твердых бытовых отходов должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. В нарушение вышеуказанного законодательства, а также п.п. 2.2., 3.9., 4.3., 4.4., 4.5., 4.6., 4.7., 5.1., 5.2, 5.3, 5.4., 5.5., 5.7, 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 6.5., 6.6., 6.7. данных Санитарных правил, на свалке отсутствует гидроизоляция, водоотводная канава дождевых и дренажных вод, обваловка по периметру, контрольно-дезинфицирующая зона, ограждение, отсутствует проект на место размещения отходов, отсутствует программа производственного контроля, не ведется учет поступающих отходов, не выполняются необходимые мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды, не приняты меры по недопустимости возгорания ТБО. На земельный участок, где располагается свалка, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам. Пунктами 3.1, 3.2 Санитарных правил, установлено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), перерабатывающие и сжигательные заводы. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места. Однако в <адрес> свалка, ни по одному из параметров не отвечает требованиям безопасности окружающей среды и благополучия здоровья населения, что является существенным нарушением природоохранного законодательства, доказательств Кроме того, в судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором размещаются отходы, в установленном порядке для указанных нужд не отведен. В силу положений ст.6 Земельного Кодекса РФ объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков. На основании ст.5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерации, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, при этом пользование земельными участками могут осуществлять собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитута. В соответствии со ст.25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним». Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности. При этом, проект на размещение объекта по утилизации и складированию отходов, отсутствует. В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами. Аналогичные обязанности органов местного самоуправления закреплены в ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч.3 ст.1 Устава <адрес> предусмотрено, что <адрес> является муниципальным образованием <адрес>, наделенным статусом муниципального района. В границах территории <адрес> находится сельское поселение <адрес> (ч.6 ст.1 Устава <адрес>). Согласно с ч.4 ст.1 Устава сельского поселения <адрес> в границах сельского поселения <адрес> находятся населенные пункты: поселок <адрес>, поселок <адрес> деревня <адрес> В соответствии с п.19 ч.1 ст.3 Устава <адрес> к вопросам местного значения <адрес> относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Пунктом 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными материалами дела администрацией сельского поселения <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства предприняты все меры к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора. Так ДД.ММ.ГГГГ глава сельского поселения <адрес> вынес постановление № «О создании муниципального предприятия «Комплекс-Плюс» сельского поселения <адрес> Согласно п.1.1. устава МП «Комплекс-Плюс» сельского поселения <адрес> предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Для достижения целей, указанных в пункте 2.1. настоящего устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке деятельность по вывозу твердых бытовых отходов автотранспортом и фекальных стоков через КОС, эксплуатация КОС (канализационных очистных сооружений). Согласно письма и.о. директора МП «Комплекс-Плюс» на имя главы администрации сельского поселения <адрес> следует, что для сбора твердых бытовых отходов используются мусорные накопительные контейнеры объемом 0,67 куб.м. открытого типа, не имеющие крышек и предназначены только для сбора мусора. Вывоз мусора происходит ежедневно путем перегруза отходов из накопительных баков в кузов мусоровоза. Также производится сбор и вывоз мусора ежедневно по графику от населения и от юридических лиц, путем загрузки твердых бытовых отходов в мусоровоз с задней загрузкой. ДД.ММ.ГГГГ был заключен муниципальный контракт (договор) № на выполнение работ по устройству пяти площадок под сбор и хранение бытового мусора. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были заключены муниципальные контракты, а именно: муниципальный контракт № на поставку (приобретение) урн (уличных для сбора мусора); муниципальный контракт № на выполнение работ по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах сельского поселения <адрес>, муниципальный контракт № на выполнение работ и организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах сельского поселения <адрес>, муниципальный контракт № на выполнение работ по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах сельского поселения <адрес> муниципальный контракт № на выполнение работ по санитарно-техническому содержанию внутрипоселковых площадей в населенных пунктах сельского поселения <адрес>; муниципальный контракт на выполнение работ по программе «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» (ликвидация несанкционированных свалок) на территории сельского поселения <адрес> Таким образом, в судебном заседании установлено, что со стороны Администрации сельского поселения <адрес> предприняты необходимые меры и выполняются требования санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства и регулярно организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в связи с чем исковые требования об обязании администрацию сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образуемых в <адрес> удовлетворению не подлежат. С учетом того, что в соответствии с положениями вышеперечисленных нормативных правовых актов к компетенции <адрес> не относится сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в пределах территорий населенных пунктов сельских поселений, в удовлетворении требований к Администрации <адрес> о ликвидации несанкционированных свалок в районе <адрес> и районе <адрес> должно быть отказано. Конституция Российской Федерации (ст.42) закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредны) воздействий хозяйственной деятельности (ст.12 ЗК РФ). На основании ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года №1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды. Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарного законодательства. В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами государственной политики Российской Федерации указаны сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Согласно ст.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды. В судебном заседании судом установлен факт нарушения ответчиками природоохранного, санитарного законодательства, которые напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в <адрес>, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Таким образом, требования прокурора, с учетом требований разумности к срокам исполнения возложенных обязанностей, о возложении на Администрацию сельского поселения <адрес> обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в районе <адрес>, в районе <адрес>, а также об обязании администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, образуемых от населения поселка <адрес> сельского поселения <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Обязать администрацию сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в районе <адрес>, в районе <адрес>. Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить утилизацию и переработку твердых бытовых отходов, образуемых от населения поселка <адрес> сельского поселения <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 30 мая 2011 года. Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов
организации утилизации и ТБО входят обстоятельства наличия со стороны
администрации района бездействия в указанной сфере деятельности, а также
причины и последствия этого бездействия. Из материалов дела следует, что такое бездействие со стороны администрации отсутствует.