Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ханты-Мансийск 17 мая 2011 года Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В., при секретаре Баязитовой Д.М., с участием представителя заявителя ФИО8, представителя Администрации города Ханты-Мансийска ФИО7, представителя заинтересованного лица Управления опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1249/11 по заявлению Фёдоровой Нины Дмитриевны о признании незаконным отказа в выдаче предварительного разрешения на совершение сделки, УСТАНОВИЛ: Заявитель Фёдорова Н.Д. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче предварительного разрешения на совершение сделки, выданного главой города Ханты-Мансийска, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в администрацию г. Ханты-Мансийска с заявлением о даче предварительного разрешения органов опеки и попечительства на оформление залога в приобретаемом жилом помещении, доли в котором будут принадлежать ее несовершеннолетним детям ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставив все необходимые документы. Вместе с тем, в предоставлении предварительного разрешения ей отказано в связи с отсутствием согласия на совершение сделки ФИО5, являющегося отцом ФИО2 Считает, что данный органами местного самоуправления отказ не соответствует интересам ребенка, не мотивирован и не основан на нормах права, в связи с чем, просит суд решение главы города Ханты-Мансийска об отказе в выдаче предварительного разрешения на заключение кредитного договора и залога жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, приобретаемого на несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения признать незаконным и нарушающим законные права заявителя. Обязать муниципальное образование город Ханты-Мансийск устранить допущенное нарушение прав, путем предоставления Фёдоровой Нине Дмитриевне предварительного разрешения на заключение кредитного договора и залога жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, приобретаемого по 1/4 доли на каждого из несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Впоследствии, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ заявитель поданные требования уточнил, просит суд признать незаконным решение исполняющего обязанности Главы города Ханты-Мансийска исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче предварительного разрешения на заключение кредитного договора и залога жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, приобретаемого на несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать Главу администрации города Ханты-Мансийска в течение 15 дней с момента вступления судебного решения в силу устранить допущенные нарушения прав, путем предоставления Фёдоровой Нине Дмитриевне предварительного разрешения на заключение кредитного договора и залога жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, приобретаемого по 1/4 доли на каждого из несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В судебное заседание заявитель не явилась, просила рассмотреть дело без ее личного участия. Представитель заявителя ФИО8 требования заявления поддержал, дав пояснения согласно изложенных в нем доводов. Представитель органа, действия которого обжалуются - Администрации города Ханты-Мансийска, ФИО7, действующая на основании доверенности, требования заявления не признала, указала, что между заявителем и отцом ее ребенка ФИО2 Симкиным С.В. имеется спор по вопросу заключения сделки, за получением предварительного согласия на совершение которой обратилась Фёдорова Н.Д., в связи с чем, заявителю следовало урегулировать указанный спор до обращения в органы опеки и попечительства. Так как данный спор не урегулирован, считает отказ в выдаче предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних законным и обоснованным. Представитель заинтересованного лица Управления опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска ФИО9 пояснила суду, что отказ в выдаче предварительного разрешенная на совершение сделок связан с отсутствием такого согласия Симкина С.В., выраженном им в заявлении, поданном в Управление опеки и попечительства города Ханты-Мансийска. Третье лицо Симкин С.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, заслушав участников, исследовав письменные материалы дела и доказательства, оценив их в совокупности находит основания для удовлетворения поданного заявления исходя из следующего. Как установлено в судебном заседании, и подтверждается выданными органами записи актов гражданского состояния свидетельствами, заявитель Фёдорова Н.Д. является матерью несовершеннолетних ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отец несовершеннолетней ФИО1 ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. С отцом ФИО2 Симкиным Сергеем Владимировичем заявитель состояла в зарегистрированном браке, который прекращен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ. Фёдорова Н.Д. обратилась на имя главы города Ханты-Мансийска с заявлением о предоставлении разрешения передачи в залог ОАО "Запсибкомбанк" по 1/4 долей квартиры, приобретаемой на детей ФИО1 и ФИО2 у ФИО10 по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. исх. № главой города Ханты-Мансийска Фёдоровой Н.Д. отказано в выдаче предварительного разрешения на заключение кредитного договора и залог жилого помещения по тем основаниям, что заявителем не представлено согласия Симкина С.В. на совершение указанных сделок, а из его заявления от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что он возражает против использования материнского капитала Фёдоровой Н.Д. на приобретение жилья, при этом, в соответствии с Порядком выдачи предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом, в отношении которого несовершеннолетние и/или недееспособные лица имеют право собственности, утвержденного постановлением администрации г. Ханты-Мансийска от 18..05.2010. №, для получения предварительного разрешения необходимо обращение об этом обоих родителей, в том числе и в случае расторжения брака между ними. Вместе с тем, отказ главы города Ханты-Мансийска в выдаче предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних противоречит нормам действующего законодательства и не соответствует интересам детей. В соответствии со ст. 28 Гражданского кодекса РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 Гражданского кодекса РФ. Аналогичные правила закреплены и ст. 60 Семейного кодекса РФ. Согласно названных пунктов статьи 37 Гражданского кодекса РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Родители несовершеннолетних детей, согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации, являются их законными представителями и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами. Специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный названными положениями гражданского и семейного законодательства в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних. Из содержания означенных выше правовых норм не вытекает право органов опеки и попечительства произвольно запрещать сделки с имуществом несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями. Напротив, при решении данного вопроса в соответствии с общими принципами права правоприменительные органы исходят из добросовестности родителей, выступающих в качестве законных представителей своих несовершеннолетних детей. Согласно правил ст. 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Равенство родительских прав представляет собой одинаковой объем правомочий каждого из родителей в их осуществлении как по отношению к другому родителю, так и в отношениях с третьими лицами. Определяя родительские права матери и отца ребенка равными, законодатель исходил из юридической конструкции, в которой каждый из родителей может самостоятельно и единолично осуществлять весь объем полномочий, предоставленных родителям ребенка, и нести весь спектр обязанностей, вытекающих из правового статуса родителей. Таким образом, совершение в отношении ребенка юридически значимых действий одним из родителей (любым из них), является достаточным условием реализации дееспособности несовершеннолетнего по управлению его имуществом и одновременного волеизъявления обоих родителей в таких случаях не требуется. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Семейного кодекса РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Вместе с тем, данное правило не применимо к имущественным правоотношениям родителей и детей, так как из буквального толкования его смысла прямо вытекает, что возможность применения указанной статьи, в том числе и судебного урегулирования спора между родителями, обусловлена лишь вопросами, касающимися воспитания и образования детей. Согласно ст. 7 федерального закона от 24.04.2008. № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором (ч. 3 ст. 21 федерального закона" Об опеке и попечительстве"). Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации В соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007. № 114-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" (ст., ст. 1, 2, 3, 6) органы местного самоуправления города Ханты-Мансийска наделены на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по выдаче в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Органы местного самоуправления обязаны в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, при этом организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству осуществляются ими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В силу ст. 3 федерального закона" Об опеке и попечительстве" отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом РФ, указанным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данные правоотношения могут также регулироваться законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению и по вопросам, не урегулированным непосредственно федеральным законодателем. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить указанному федеральному закону. В целях организации исполнения переданных отдельных государственных полномочий, постановлением администрации города Ханты-Мансийска № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден Порядок выдачи предварительного разрешения на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом, в отношении которого несовершеннолетние и/или недееспособные лица имеют право собственности (далее Порядок выдачи предварительного разрешения). Согласно п. 2.4, 2.6 Порядка выдачи предварительного разрешения с заявлением о выдаче предварительного разрешения на сделку, затрагивающую жилищные или иные имущественные права несовершеннолетних и/или недееспособных лиц, должны обратиться законные представители несовершеннолетних и/или недееспособных лиц (оба родителя, в том числе и в случае расторжения брака между ними, опекуны, попечители или администрация стационарных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или для недееспособных лиц), представив документы, удостоверяющие личность, и их копии. При этом, органом местного самоуправления предусмотрена возможность выдачи предварительного разрешения на основании заявления только одного из родителей если оно подается одинокой матерью; второй родитель умер либо признан умершим или безвестно отсутствующим решением суда; имеется розыскное дело на одного из родителей со сроком розыска не менее 3 месяцев; родитель уклоняется от уплаты алиментов более 6 месяцев; второй родитель лишен родительских прав. Как следует из ответа администрации г. Ханты-Мансийска на заявление Фёдоровой Н.Д., основанием к отказу в выдаче предварительного разрешения явилось отсутствие заявления второго родителя ФИО11 Однако, оценив установленные федеральным законодателем основы порядка выдачи согласия на совершение сделок с имуществом подопечных, а также учитывая приведенные выше доводы относительно равенства прав родителей, суд приходит к выводу, что получение согласия второго родителя на совершение сделок не является обязательным условием для выдачи органами опеки и попечительства разрешения, предусмотренного ст. 37 Гражданского кодекса РФ. Помимо указанного, ни федеральным, ни региональным законодательством для получения предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок с имуществом детей не предусмотрено совместного обращения родителей с соответствующим заявлением в органы опеки и попечительства. В этой связи, установленные органами местного самоуправления ограничения правового статуса родителей и определение законодательно не установленных случаев, когда заявление второго родителя не требуется, ограничивает права родителей, по сравнению с объемом прав, предусмотренных действующим семейным и гражданским законодательством. Соответственно отсутствие заявления одного из родителей (их совместного заявления) о предоставлении предварительного разрешения на совершение сделок с имуществом их детей не может являться законным основанием к отказу в выдаче такого разрешения. Согласно п. 2.7, 2.13, 2.17 Порядка выдачи предварительного разрешения, которым руководствовались органы местного самоуправления г. Ханты-Мансийска при решении вопроса о выдаче предварительного разрешения, Управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска исходит только из интересов несовершеннолетних. Отказ в выдаче предварительного разрешения оформляется в письменном виде с мотивированным объяснением причин принятого решения, подписывается главой города Ханты-Мансийска. Основанием к отказу является нарушение (ухудшение) имущественных прав несовершеннолетних и/или недееспособных лиц при сделке либо несоответствие сделки интересам указанной категории лиц. Перечисленные положения согласуются с правилами, установленными федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Вместе с тем, выданный Фёдоровой Н.Д. отказ в выдаче предварительного разрешения не содержит никакой оценки соответствия заключаемых сделок интересам детей, улучшения или ухудшения их жилищных условий, ограничиваясь лишь ссылкой на поступившие возражения Симкина С.В. Однако материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Фёдорова Н.Д., ФИО1 и ФИО2 собственного жилья не имеют, проживают временно в доме по <адрес> принадлежащем на праве собственности их знакомому ФИО12 (справка с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ.). Третье лицо Симкин С.В. в своих заявлениях, поданных в Управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска, не возражает относительно выдачи предварительного разрешения, указывая, что не согласен, по сути, на использование Фёдоровой Н.Д. средств материнского капитала для приобретения жилья (заявления от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.). Более того, мнение Симкина С.В. относительно заключения сделок с имуществом, принадлежащим его дочери ФИО2, не может каким-либо образом влиять на решение, принимаемое в отношении разрешения на совершение сделок с имуществом второй дочери заявителя ФИО1, однако органами местного самоуправления по заявлению Фёдоровой Н.Д. принято решение об отказе в выдаче предварительного разрешения по указанным основаниям в отношении обеих дочерей. Оценив в совокупности представленные материалы, заявление Фёдоворой Н.Д. о даче предварительного согласия на совершение сделок, выданный заявителю государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, предварительный договора купли-продажи двухкомнатной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., расположенной по адресу <адрес>, уведомление ОАО "Запсибкомбанк" о принятии положительного решения по предоставлению кредита, уведомление АНО "Ипотечное агентство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", а также настоящие жилищные условия несовершеннолетних ФИО2 и ФИО1, суд приходит к выводу, что приобретение жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, по 1/4 доли на каждого из детей будет соответствовать интересам несовершеннолетних и направлено на улучшение их жилищных условий. В соответствии со ст. 36 Устава города Ханты-Мансийска Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Руководство Администрацией города на принципах единоначалия осуществляет Глава Администрации города. Согласно ст. 52 Устава города Ханты-Мансийска Глава Администрации города в пределах своих полномочий, установленных Уставом и решениями Думы, издает постановления Администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (нормативные правовые акты) и распоряжения Администрации города по вопросам организации работы Администрации города (правовые акты). При таких обстоятельствах заявление Фёдоровой Нины Дмитриевны о признании незаконным отказа в выдаче предварительного разрешения на совершение сделки является обоснованным и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Фёдоровой Нины Дмитриевны о признании незаконным отказа в выдаче предварительного разрешения на совершение сделки удовлетворить. Признать незаконным решение исполняющего обязанности Главы города Ханты-Мансийска исх. № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в выдаче предварительного разрешения на заключение кредитного договора и залога жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, приобретаемого на несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать Главу администрации города Ханты-Мансийска в течение 15 дней с момента вступления судебного решения в силу устранить допущенные нарушения прав, путем предоставления Фёдоровой Нине Дмитриевне предварительного разрешения на заключение кредитного договора и залога жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, приобретаемого по 1/4 доли на каждого из несовершеннолетних детей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 23 мая 2011 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда И.В. Бакшеев