Определение (без рассмотрения)



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении заявления без рассмотрения

г.Ханты-Мансийск                                                                     03 июня 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Жуковской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1098/11 года по исковому заявлению Хихматулина Дениса Рашитовича к Государственному учреждению «Дорожный Департамент Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» о признании незаконным бездействия ответчика, прекращении путем выкупа права собственности на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Истец Хихматулин Д.Р. обратился в суд с иском к ответчику ГУ «Дорожный департамент Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» о признании незаконным бездействия ответчика, прекращении путем выкупа права собственности на недвижимое имущество, мотивируя свои требования тем, что обладает правом собственности в отношении объекта недвижимости - автозаправочной станции, расположенного в границах земельного участка автомобильная дорога «Советский - Югорск», кадастровый номер , в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права бланк ; запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.

В ДД.ММ.ГГГГ к нему обратились представители ООО «Ремдорстрой», которые сообщили, что являются победителями тендера по реконструкции автомобильной дороги «Советский - Югорск» и она входит в зону застройки АЗС, чем прекращается деятельность АЗС, а также попросили подключение к линиям электропередач в районе его объекта недвижимости. Они же мне сообщили, что тендер проводило ГУ «Дорожный департамент Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», как собственники (правообладатели) земельного участка.

Он письменно обратился в Департамент (входящий от ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о том, что хоть его и не уведомили о начале строительства, реконструкции автодороги в месте расположения его объекта недвижимости - АЗС, но он согласен на заключение соглашения об отступном и ждет предложений Департамента, тем не менее, ответа не последовало.

Когда его АЗС частично засыпали, ДД.ММ.ГГГГ он вторично обратился в Департамент, уже с претензией, в которой просил в разумные сроки заключить с ним соглашение по определению выкупной цены его собственности и сроках выплаты.

Игнорируя его требование Департамент ДД.ММ.ГГГГ издал письмо, которое отправил ему почтой ДД.ММ.ГГГГ.

Деятельность Дорожного департамента Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяется законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03 мая 2000 года №23-оз «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» и Положением о Департаменте, утвержденном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 июля 2006 года №160-п.

Основной задачей Департамента является реализация государственной дорожной политики в области формирования сети автомобильных дорог. Одной из функций Департамента служит осуществление управления государственным имуществом, переданным в пользование на праве оперативного управления.

Согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О программе «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2006-2010 годы» от 02 декабря 2005 года №117-оз на Департамент возложена функции осуществления полномочий главного распорядителя средств, предусмотренных на выполнение указанной выше Программы.

Согласно ст.35 Конституции, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Конституция также устанавливает единственную законную возможность лишения своего имущества - решение суда (ч.3 ст.35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

На момент проведения тендера на спорном земельном участке находился объект недвижимости принадлежащий ему на праве собственности, и, следовательно, он сохранил исключительное право в том числе и на приватизацию земельного участка в той части, которая необходима для использования принадлежащего ему объекта недвижимости.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в силу названного Кодекса. Исключительное право на приватизацию земельных участком или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.

Он неоднократно обращался в Департамент, до ДД.ММ.ГГГГ года, просил заключить договор аренды под АЗС, обращался и в Администрацию <адрес>, с которой у него был в свое время и договор аренды, и договор бессрочного пользования данным земельным участком, однако ему отовсюду отвечали либо отписками, либо в устной форме - отказом в переоформлении земельного участка.

Основания изъятия имущества против воли собственника, перечисленные в пункте 2 статьи 235 ГК РФ, являются исчерпывающими. Следовательно, недвижимое имущество может быть отчуждено у собственника только при изъятии земельного участка, на котором это имущество расположено, в порядке статьи 239 ГК РФ.

Земельный кодекс РФ в статье 44 также устанавливает возможность принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд или муниципальных нужд. Причем в части 3 статьи 55 ЗК РФ содержится отсылочная норма о том, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Несмотря на тот факт, что статьи 279-282 ГК РФ устанавливают порядок выкупа земельных участков при их изъятии, такой порядок применим и к выкупу недвижимого имущества, расположенного на соответствующем земельном участке. Этот порядок применим и в тех случаях, когда собственник недвижимого имущества не является собственником земельного участка.

Согласно Конституции РФ принудительное отчуждение имущества, принадлежащего лицу на праве частной собственности, может быть произведено только для государственных нужд.

Само решение об изъятии правомочны принимать в соответствии с пунктом 2 статьи 279 ГК РФ только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Выкуп производится Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка в зависимости от того, для чьих нужд он изымается, принимается федеральными органами исполнительной власти - при изъятии участка для нужд Российской Федерации, и органами исполнительной власти субъектов РФ - при изъятии для нужд этого субъекта или муниципального образования.

Собственник вправе обратиться в суд с требованием о признании решения недействительным в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, как не соответствующего закону и нарушающего его права и законные интересы.

Выкупная цена земельного участка в соответствии со статьей 281 ГК РФ складывается из двух составляющих: рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества; и убытки, причиненные собственнику земельного участка, включая тот ущерб, который он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода. Рыночная стоимость земельного участка и объектов недвижимости на нем, подлежащих изъятию, определяется в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 июля 1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

Фактически существует объект недвижимости, на этих землях уже ведутся работы для государственных (муниципальных) нужд. Его объект уже частично засыпан, приведен в не рабочее состояние, он как собственник неоднократно выходит с предложением о заключении соглашения к собственнику земельного участка - Государственным учреждением «Дорожный департамент Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». Однако все его просьбы и требования игнорируются, с какой целью не понятно, скорее всего для затягивания времени. Он молчу, что мне не вручено уведомление о предстоящем изъятии для муниципальных нужд спорного объекта, не установлена стоимость имущественных прав, принадлежащих ему, соглашения со ним достигнуто не было, то есть полностью нарушена процедура выкупа предусмотренная ст.279 ГК РФ.

В соответствии со ст.235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 239 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа.

В связи с чем истец просит признать бездействие Государственного учреждения «Дорожный департамент Ханты-Мансийский автономный округ - Югры» выразившееся в не принятии решения о заключении соглашения об определении выкупной стоимости незаконным, прекратить путем выкупа Государственным учреждением «Дорожный департамент Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» право собственности на недвижимое имущество - автозаправочную станцию, установить размер денежной компенсации в размере 28 383 000 рублей, расходы за юридические услуги в размере 17 000 рублей.

Истец Хихматулин Д.Р. трижды извещался о времени и месте судебного заседания (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст.222 ГК РФ суд оставляет заявления без рассмотрения, если истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствии, не явился в суд по вторичному вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.222, 223 ГПК РФ суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Исковое заявление Хихматулина Дениса Рашитовича к Государственному учреждению «Дорожный департамент Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» о признании незаконным бездействия ответчика, прекращении путем выкупа права собственности на недвижимое имущество, оставить без рассмотрения.

Разъяснить истцу, что определение об оставлении заявления без рассмотрения может быть отменено в случае, если истец представит доказательства подтверждающие уважительность причин неявки в судебное заседание и невозможности сообщения о них суду.

На определение может быть подана частная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов