РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ханты-Мансийск 26 мая 2011 года Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В., при секретаре Баязитовой Д.М., с участием: представителя заявителя ФИО5 представителя Управления внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО7, старшего государственного инспектора отделения регистрационной работы Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела непосредственно подчиненного Управлению внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1364/11 по заявлению Куркова ФИО9 об оспаривании решения должностного лица об отказе в производстве регистрационного действия, УСТАНОВИЛ: Курков А.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица об отказе в производстве регистрационного действия, мотивировав его тем, что ДД.ММ.ГГГГ. у гражданина ФИО4 им был приобретен автомобиль марки ISUZUELF 1990 года выпуска, двигатель модель №, кузов № №. Паспорт транспортного средства (ПТС) утерян. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился с заявлением в МРЭО ГИБДД УВД по ХМАО - Югре о выдаче дубликата ПТС взамен утраченного. По результатам рассмотрения заявления в производстве регистрационного действия Куркову А.Г, отказано в связи с тем, что прежний собственник автомобиля ФИО4 при его приобретении не ставил транспортное средство на регистрационный учет. Считает, что отказ должностных лиц органов ГИБДД ограничивает его правомочия собственника на автомобиль, а не выполнение ФИО4 требований о регистрации транспортного средства не лишают его права на совершение сделок по отчуждению указанного имущества. Просит суд признать отказ должностного лица МРЭО ГИБДД УВД по ХМАО - Югре в производстве регистрационного действия по заявлению Куркова А.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче дубликата паспорта транспортного средства на автомобиль ISUZUELF ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель модель №, кузов № № отсутствует взамен утерянного незаконным. Обязать МРЭО ГИБДД УВД по ХМАО - Югре устранить допущенные нарушения. В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заявителя адвокат ФИО5, действующий на основании ордера, в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении поддержал, дополнительно пояснил, что действующее законодательство не содержит норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством в случаях, когда это транспортное средство не снято с регистрационного учета в органах ГИБДД. Право собственности у приобретателя по договору возникает с момента передачи вещи. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, если прежний собственник не поставил и не снял его с учета перед продажей. Для использования транспортного средства в дорожном движении его собственник обязан поставить данное транспортное средство на учет в органах ГИБДД, а для постановки на учет предъявить ПТС, который в случае его утраты выдается собственнику. Так как согласно совершенным следкам собственником автомобиля является Курков А.Г. в выдаче дубликата ПТС ему отказано незаконно. Должностное лицо, действия которого оспариваются - старший государственный инспектор отделения регистрационной работы МРЭО ГИБДД УВД по ХМАО - Югре ФИО3 заявление сочла необоснованным, пояснив суду, что заявителю отказано в совершении регистрационного действия в виду того, что в отношении указанного автомобиля собственником транспортного средства, реализовавшим Куркову А.Г. автомобиль не была выполнена обязанность по регистрации автомобиля в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 5 суток после приобретения, то есть сведения об ФИО4 как о лице, приобретшем автомобиль, в банке регистрационных данным на транспортное средство не имеется. При этом дубликат ПТС при его утрате выдается лишь в том случае, когда заявленные регистрационные данные транспортного средства подтверждаются полученными регистрационными данными с прежнего места регистрации. Согласно сведений автоматизированной базы данных ГИБДД, вышеуказанное транспортное средство снято с учета для продажи ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 и на него выдан регистрационный знак № В дальнейшем регистрационные действия с автомобилем не производились, то есть регистрационными данными не подтверждается право ФИО4 на совершение сделок по отчуждению транспортного средства, так как собственником автомобиля по данным регистрационного учета числится ФИО6 Инспектор не оспаривает, что договор купли-продажи порождает возникновение у Куркова А.Г. права собственности на транспортное средство, однако такой договор и возникшее у заявителя право собственности не порождает обязанности органов ГИБДД осуществить регистрационные действия с автомобилем, минуя процедуру регистрации транспортного средства прежними собственниками. Представитель УВД по ХМАО - Югре ФИО7 в судебном заседании поддержала доводы государственного инспектора, указав, что регистрация транспортного средства является не только механизмом его допуска к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности. Реализация этих принципов возможна лишь в том случае, если органы внутренних дел будут располагать информацией о личности владельца транспортного средства, условиях приобретения гражданином транспорта, изменениях, произошедших в связи с отчуждением транспортного средства. Регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля, осуществляемого с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантии их имущественных интересов, в связи с чем, считает необходимым отказать Куркову А.Г. в удовлетворении заявления. Выслушав доводы участников процесса, исследовав в совокупности письменные материалы дела, а также доказательства, суд пришел к выводу о необоснованности поданного заявления по следующим основаниям. Федеральный закон от 10.12.1995. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил порядок регистрации транспортных средств. В соответствии с п. 3 ст. 15 указанного федерального закона, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте, как и сведения о собственнике транспортного средства. Подпунктом "з" пункта 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998. № 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности. Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. В силу пунктов 1, 4 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005. № 496/192/134, паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию. Паспорта выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях, изготовителями транспортных средств. Подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 01.07.1993. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.07.1997., при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке (пункт 7). Наличие паспорта транспортного средства, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются собственникам и владельцам транспортных средств и (или) шасси организациями и предпринимателями - на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, изготовленные ими после 01.07.1993.; таможенными органами - на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, оформленные таможенными органами после 01.07.1997.; подразделениями Госавтоинспекции - на транспортные средства во всех остальных случаях (пункт 10). Замена паспорта производится на основании заявления собственника или владельца транспортного средства в день его обращения, а в случаях, требующих проведения дополнительных проверок - решение о возможности замены паспорта принимается по их результатам в срок до 30 суток со дня поступления заявления. ДД.ММ.ГГГГ. Курков А.Г. на основании договора передачи имущества в счет исполнения судебного решения приобрел у ФИО4 в собственность транспортное средство - автомобиль марки ISUZUELF ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель модель №. Паспорт транспортного средства на автомобиль им утрачен. Имея намерение использовать указанный автомобиль в дорожном движении, Курков А.Г. обратился ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением в МРЭО ГИБДД УВД по ХМАО - Югре о выдаче дубликата ПТС взамен утраченного. Решением старшего государственного инспектора отделения регистрационной работы МРЭО ГИБДД УВД по ХМАО - Югре ФИО3, действующей на основании должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ., в производстве указанного регистрационного действия Куркову А.Г. отказано. Как следует из приведенных выше правовых норм, а также положений приказа МВД РФ от 24.11.2008. № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", изменение сведений о собственнике транспортного средства, выдача паспорта транспортного средства взамен утраченного или пришедшего в негодность являются изменением регистрационных данных транспортного средства и производятся путем осуществления регистрационных действий. Согласно п. 34 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 24.11.2008. № 1001, (далее - Административный регламент) выдача свидетельств о регистрации, паспортов, регистрационных знаков транспортных средств взамен утраченных, непригодных для пользования, не соответствующих действующим стандартам или утвержденным в установленном порядке образцам либо срок действия которых истек; является одной из административных процедур по исполнению указанной государственной функции. Согласно п. 32 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных вышеназванным приказом МВД РФ от 24.11.2008. № 1001, выдача паспортов транспортных средств взамен утраченных или непригодных для пользования при постановке на учет транспортных средств после снятия их с регистрационного учета в связи с изменением места регистрации их собственников, прекращением права собственности на транспортные средства (при регистрации такого транспортного средства за другим лицом), осуществляется по месту регистрации транспортного средства после получения подтверждений регистрационных данных с прежнего места регистрации. В силу требований п. 48, 35.3 Административного регламента при выдаче свидетельств о регистрации, паспортов, регистрационных знаков транспортных средств взамен утраченных, непригодных для пользования, не соответствующих действующим стандартам или утвержденным в установленном порядке образцам либо срок действия которых истек, инспектором по розыску регистрационного подразделения или иным уполномоченным должностным лицом в обязательном порядке проверяются: собственники и представители собственников транспортных средств по централизованному учету лиц, объявленных в федеральный розыск, по оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам (АИПС "ФР-Оповещение" и другим применяемым в органах внутренних дел системам), а также, при необходимости, по учетным данным подразделений Федеральной миграционной службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России и ФМС России; представленные документы - по специализированному федеральному учету утраченной, похищенной, распределенной, выбракованной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, оформленных паспортов транспортных средств в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России; транспортные средства, номерные агрегаты - по комбинированному федеральному учету разыскиваемых транспортных средств, зарегистрированных транспортных средств, наложенных ограничений федеральной специализированной территориально распределенной информационной системы Госавтоинспекции в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Таким образом, государственный инспектор при приеме решения по заявлению о выдаче паспорта транспортного средства взамен утраченного после снятия их с регистрационного учета, прекращения права собственности на транспортные средства (при регистрации такого транспортного средства за другим лицом), обязан получить подтверждение регистрационных данных с прежнего места регистрации. При этом, по смыслу приведенных правил, регистрационные данные транспортного средства указанные заявителем в поданном заявлении и содержащиеся в представленных им документах должны соответствовать регистрационным данным, имеющимся по прежнему месту регистрации транспортного средства. В случае несовпадения указанных регистрационных данных их невозможно признать подтвердившимися и осуществить выдачу заявителю ПТС взамен утраченного. Как следует из данных суду пояснений государственного инспектора ФИО3, при рассмотрении заявления Куркова А.Г. ей осуществлено сличение указанных им данных и регистрационных данных на автомобиль марки ISUZUELF ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, содержащихся в карточке учета транспортного средства. По результатам проведенной проверки указанные Курковым А.Г. сведения об ФИО4, как о собственнике транспортного средства, реализовавшего автомобиль заявителю, не подтвердились регистрационными данными с прежнего места регистрации, так как согласно регистрационных данных на автомобиль его владельцем (собственником) является ФИО6, снявший его с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, у государственного инспектора отсутствовали основания для совершения регистрационного действия по заявлению Куркова А.Г. в порядке, предусмотренном п. 32 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по выдаче паспорта транспортного средства взамен утраченного. Выдачей Куркову А.Г. дубликата ПТС государственным инспектором был бы нарушен названый пункт Правил. В обоснование своего заявления Курков А.Г. указывает, что является собственником означенного выше автомобиля, поскольку приобрел его у ФИО4 ФИО4 в свою очередь приобрел данный автомобиль у ФИО6 Заявитель считает, что при оценке правомерности приобретения им права собственности на автомобиль государственный инспектор имел возможность сделать вывод о совершении указанного ряда сделок, поскольку соответствующие документы (договор от ДД.ММ.ГГГГ., справка-счет от ДД.ММ.ГГГГ.) были представлены им к заявлению о совершении регистрационного действия. Вместе с тем, действующий порядок регистрации транспортных средств не предусматривает при выдаче ПТС взамен утраченного обязанности органов ГИБДД проверять законность и последовательность сделок, совершенных в отношении объекта регистрации. Суд считает, что достаточным основанием к отказу в совершении регистрационного действия по выдаче дубликата ПТС является отсутствие подтвержденных регистрационных данных о транспортном средстве, в том числе и об осуществившем его отчуждение собственнике, с прежнего места регистрации. Более того, факт приобретения ФИО4 автомобиля марки ISUZUELF 1990 года выпуска, двигатель модель №, именно у ФИО6 не подтверждается представленной Курковым А.Г. для регистрации и в судебное заседание справкой-счетом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. При принятии решения суд не принимает доводов заявителя об ограничении оспариваемыми действиями ГИБДД принадлежащих ему правомочий собственника на автомобиль. Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению, имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит, поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства. Государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Законом "О безопасности дорожного движения" установлены принципы обеспечения безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми регистрация транспортного средства является не только механизмом допуска транспортного средства к участию в дорожном движении, но и способом контроля за эксплуатацией транспортного средства, являющегося источником повышенной опасности. Реализация этих принципов возможна лишь в том случае, если органы внутренних дел будут располагать информацией о личности владельца транспортного средства, условиях приобретения гражданином транспорта, изменениях, произошедших в связи с отчуждением транспортного средства. Без такой информации невозможны контроль за безопасностью дорожного движения, охрана жизни, здоровья, имущества граждан. Регистрация транспортных средств в органах государственного управления позволяет им эффективно обеспечить предусмотренные федеральным законом функции, защитить права и интересы не только участников дорожного движения, но и иных граждан. При этом ссылки заявителя на существующую судебную практику о признании не соответствующим закону отдельных положений законодательства, ограничивающих право собственников и владельцев транспортных средств осуществлять их отчуждение без снятия с регистрационного учета, также не является убедительной, поскольку регистрация автомобиля марки ISUZUELF ДД.ММ.ГГГГ года выпуска за Курковым А.Г. после его приобретения не являлась предметом регистрационного действия, в производстве которого отказано заявителю. Оценив установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемый Курковым А.Г. отказ в совершении регистрационного действия МРЭО УВД по ХМАО - Югре произведен уполномоченным должностным лицом, с соблюдением порядка принятия оспариваемого решения и соответствует по своему содержанию требованиям закона и нормативных актов, регулирующих данные правоотношения. При таких обстоятельствах заявление Куркова А.Г. об оспаривании решения должностного лица об отказе в производстве регистрационного действия является необоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Куркова ФИО10 об оспаривании решения должностного лица об отказе в производстве регистрационного действия - отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 31 мая 2011 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда И.В. Бакшеев