Решение (устранение нарушений)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации15 августа 2011 года               г. Ханты-Мансийск                                                                        Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,

при секретаре Басировой О.П.,

с участием представителя истца прокурора Зубрилова А.А., представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1924/11 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Луговской Ханты-Мансийского района о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации с.п. Луговской о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Требования иска мотивируя тем, что Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности. По результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре проверки, администрации сельского поселения Луговской Ханты-Мансийского района (далее по тексту администрация сельского поселения Луговской) выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре проведена внеплановая выездная проверка исполнения администрацией сельского поселения Луговской ранее выданного предписания. По результатам проведенной проверки выявлены факты не устранения администрацией сельского поселения Луговской нарушений требований пожарной безопасности изложенных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ. Бездействие администрации сельского поселения Луговской и нарушение требований законодательства о пожарной безопасности напрямую затрагивают права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в населенных пунктах сельского поселения Луговской, на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Истец просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Луговской, Ханты-Мансийского района по устранению нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ и акте от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать администрацию сельского поселения Луговской, Ханты-Мансийского района устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ отдела     надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Зубрилов А.А. требования иска поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно искового заявления.

Представитель ответчика Администрации с.п. Луговской ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования иска не признала, пояснив, что порядок формирования бюджета с.п. Луговской не обеспечивает исполнения мероприятий в области пожарной безопасности в полном объеме. На мероприятия, где необходимы значительные денежные затраты финансирования недостаточно. В ДД.ММ.ГГГГ году на решение вопросов по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в администрации поселения выделено всего 350 000 рублей, из них на обеспечение первичных мер пожарной безопасности 20 000 рублей. В настоящее время Администрацией с.п. Луговской принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Заслушав доводы представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований ввиду следующего.

Как установлено в судебном заседании, Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка исполнения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре администрации сельского поселения Луговской Ханты-Мансийского района выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации с.п. Луговской.

По результатам проведенной проверки выявлены факты не устранения администрацией сельского поселения Луговской нарушений требований пожарной безопасности изложенных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ

Так, населенные пункты сельского поселения Луговской не обеспечены необходимым количеством источников наружного пожаротушения, (в нарушение п. 3 ППБ 01-03 табл. 6 п. 2.13 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения").

В населенных пунктах сельского поселения Луговской к естественным водоисточникам не оборудованы подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, (в нарушение п. 94 ППБ 01-03).

На территории населенных пунктов сельского поселения Луговской противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями, а также на участках, прилегающих к жилым домам своевременно не очищаются от горючих отходов, мусора, сухой травы и т.д. (в нарушение п. 21 ППБ 01-03).

На территории населенных пунктов сельского поселения Луговской устраиваются свалки горючих отходов (бревен), (в нарушение п. 32 ППБ 01-03).

Не проведено обучение по программе пожарно-технического минимума с отрывом от производства руководителя ДПД, (в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 36 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").

В населенных пунктах сельского поселения Луговской у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (в нарушение п. 90 ППБ 01-03).

В населенных пунктах сельского поселения Луговской за мотопомпами не закреплен моторист прошедший специальную подготовку, (в нарушение п. 107 ППБ 01-03). В населенных пунктах сельского поселения Луговской не определен порядок доставки мотопомп к месту пожара, (в нарушение п. 107 ППБ 01-03); в <адрес>, в <адрес> расстояние от границ застройки поселения до лесного массива менее 15 м, (в нарушение п. 3 ППБ 01-03, прил.1 п.5 СНиП 2.07.01-89);в <адрес>, в <адрес> не разработаны и не выполнены мероприятия исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (в нарушение п. 112 ППБ 01-03);в <адрес> в <адрес> не проводится обучение населения мерам пожарной безопасности с помощью наглядной агитации путем установки в общедоступных местах специализированных стендов по вопросам пожарной безопасности, в нарушение (п. 3, п. 11 ППБ 01-03, Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры);в <адрес> установленная на территории населенного пункта звуковая сигнализация не обеспечивает требуемый уровень звука, необходимый для передачи сигнала по всему населенному пункту, (в нарушение п. 114 ППБ 01-03).

Указанные факты подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ Отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре.

Доказательств, в опровержение данных, отраженных в указанном Акте стороной ответчика в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не предоставлено.

В судебном заседании представитель ответчика по фактам установленным проверкой пояснила, что Администрацией с.п. Луговской ведутся мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, однако ввиду недостатка денежных средств выделенных на эти цели невозможно в полном объеме исполнить требования предписания и акта проверки.

Указанные доводы представителя ответчика не могут служить основанием для отказа в иске.

В силу положений п.п. 4, 5 ст. 5 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности. Межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности, применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности, выравнивания доходов муниципальных образований.

Исполнение обязанностей Администрации с.п. Луговской по организации безопасности населения и территорий, обеспечению пожарной безопасности не может зависеть от финансовых возможностей муниципального образования, так как указанные действия являются неотъемлемой частью обеспечения прав граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно ст. 3 которого, система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

В силу ст. 19, указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Мерами пожарной безопасности признаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст.ст. 1, 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности").

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313).

Таким образом, бюджет Ханты-Мансийского района и входящих в его состав поселений с учетом вышеуказанного механизма выравнивания их доходов должны обеспечивать решение вопросов местного значения, в пределах минимальных социальных стандартов, включая осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности.

Доказательств отсутствия денежных средств в бюджете района на реализацию мероприятий по организации надлежащей утилизации отходов, суду не предоставлено в деле не имеется.

Кроме того, исследовав перечисленные в предписании, акте нарушения требований пожарной безопасности, суд пришел к выводу, что не все нарушения требуют крупных финансовых затрат, в частности, ответчиком не определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не убраны свалки горючих отходов (бревен) и другое.

Материалами дела подтверждается, что ответчиком в течение длительного периода времени (с июня 2010 года и по настоящее время) не приняты меры по своевременному и полному устранению нарушений требований пожарной безопасности перечисленных в предписании отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ, не разработаны и не исполняются меры пожарной безопасности

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о незаконности бездействий ответчика по устранению нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, акте от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" каждый гражданин имеет право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Бездействие администрации сельского поселения Луговской и нарушение требований законодательства о пожарной безопасности напрямую затрагивают права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие в населенных пунктах сельского поселения Луговской, на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Таким образом, суд считает требований иска о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре подлежащими удовлетворению. При этом, установив срок, соответствующий требованиям разумности до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Луговской Ханты-Мансийского района о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации сельского поселения Луговской Ханты-Мансийского района по не устранению нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ и акте от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Возложить на Администрацию сельского поселения Луговской Ханты-Мансийского района обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ отдела надзорной деятельности по г. Ханты-Мансийску и району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено судом 22 августа 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                           О.Ф. Голубева