Решение (признание права на получение субсидии)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск                                                                    25 июля 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Баязитовой Д.М.,

с участием:

истца Никонорова Е.Н., представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1891/11 по иску Никоноровой ФИО10, Никонорова ФИО11 к Открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании права на получение государственной поддержки и субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Никонорова Г.А., Никоноров Е.Н, обратились с иском в суд к ответчику ОАО "Ипотечное агентство Югры" о признании права на получение государственной поддержки и субсидии, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. они были поставлены на учет для предоставления государственной поддержки в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" закона ХМАО - Югры от 11.11.2005. № 103-оз. ДД.ММ.ГГГГ. истцами был получен ипотечный кредит в ОАО "Сбербанк России" и приобретена на вторичном рынке в собственность квартира по 1/3 доли в праве на каждого члена семьи истцов. На момент постановки истцов на учет действовало правило, согласно которому использовать меры государственной поддержки можно было при покупке любого, в том числе и вторичного жилья. Однако поле приобретения квартиры и заключения кредитного договора законодательство было изменено, а право на использование мер государственной поддержки при покупке жилья на вторичном рынке отменено. Истцы после приобретения квартиры дважды обращались к ответчику с заявлением о предоставлении поддержки, однако в удовлетворении заявлений ответчиком было отказано. Просят суд признать за истцами право на получение государственной поддержки компенсации части процентной ставки в соответствии с Подпрограммой "Ипотечное жилищное кредитование" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы", утвержденной законом ХМАО - Югры от 11.11.2005. № 103-оз по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между Никоноровой Г.А, Никоноровым Е.Н. и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ", а также признать за истцами право получение государственной поддержки субсидии на рожденного ребенка ФИО2 в соответствии с Подпрограммой "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы", утвержденной законом ХМАО - Югры от 11.11.2005. № 103-оз по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между Никоноровой Г.А, Никоноровым Е.Н. и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ.

В судебном заседании истец Никоновов Е.Н. исковые требования поддержал в полном объеме в том виде и формулировке, которые изложены в иске, правом на уточнение исковых требований, разъясненным ему судом, не воспользовался.

Истец Никонорова Г.А. о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом в судебное заседание не явилась. Суд, с учетом мнения сторон и требований ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истцы были поставлены на учет в рамках подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" ДД.ММ.ГГГГ. на основании их личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсуствием денежных средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы на основании п. 5.4 постановления Правительства ХМАО - Югры от 08.03.2006. № 23-п "О Порядке реализации и финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" истцам отказано в предоставлении льготного жилищного займа по их заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. срок действия уведомления о постановке истцов на учет для реализации подпрограммы истек. Новых докаументов и заявления о постановке на учет истцами не подано, вновь на учет ни по одной из подпрограмм они не вставали и приняты не были.

ДД.ММ.ГГГГ истцами с привлечением средств ипотечного кредитования приобретено в собственность жилое помещение. После его приобретения истцы ДД.ММ.ГГГГ. вновь обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения субсидии на сына ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в рамках подпрограммы "Доступное жилье молодым". ДД.ММ.ГГГГ. в постановке на учет им отказано в связи с приобретением жилого помещения на вторичном рынке. ДД.ММ.ГГГГ. истцы обратились к ответчику с указанным с заявлением повторно. ДД.ММ.ГГГГ. в постановке на учет для предоставления государственной поддержки истцам отказано в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий. Считает, что права на получение мер государственной поддержки, указанных в исковом заявлении, истцы не приобрели в период действия закона ХМАО - Югры от 11.11.2005. № 103-оз, а в настоящее время данный закон утратил силу.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований исходя из следующего.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. Никонорова Г.А., Никоноров Е.Н. обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет для предоставления государственной поддержки в соответствии с Подпрограммой "Ипотечное жилищное кредитование" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы", утвержденной законом ХМАО - Югры от 11.11.2005. № 103-оз.

ДД.ММ.ГГГГ. истцам направлено уведомление о постановке на учет для предоставления государственной поддержки по заявленной подпрограмме. Из представленного уведомления следует, что срок его действия без обновления документов составляет до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.8, 2.9 постановления Правительства ХМАО - Югры от 08.02.2006. № 23-п "О Порядке реализации и финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" (в редакции, действовавшей на момент постановки на учет истцов) для регистрации и постановки на учет на предоставление компенсации или льготного жилищного займа гражданин подает заявление о постановке его на учет с приложением необходимых документов.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет оформляется уведомлением и направляется гражданину в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения. Срок действия уведомления, о постановке на учет, не может превышать одного года с даты подачи заявления гражданином.

Для предоставления компенсации или льготного жилищного займа по окончании срока действия уведомления гражданин снова подает документы, установленные названным Порядком.

В период действия срока уведомления о постановке на учет, то есть в период состояния на учете в качестве лиц, имеющих право на получение мер государственной поддержки по подпрограмме "Ипотечное жилищное кредитование", истцы не реализовали свое право на получение мер государственной поддержки, льготного ипотечного займа не получили.

С ДД.ММ.ГГГГ. истцы сняты с учета как участники подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" в связи с истечением срока уведомления о постановке на учет и непредставлением необходимых документов.

В судебном заседании истец Никоноров Е.Н. суду пояснил, что документы для продления срока действия уведомления о постановке на учет им не были представлены в связи с личной занятостью.

ДД.ММ.ГГГГ. между истцами и ОАО "Сбербанк России" заключен кредитный договор на сумму 1 300 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора купли-продажи истцы и их несовершеннолетний сын Никоноров А.Е. приобрели в собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 51,5 кв.м., по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Таким образом, истцами улучшены жилищные условия без использования мер государственной поддержки.

Впоследствии, в связи с приобретением квартиры ДД.ММ.ГГГГ. истцы вновь обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения субсидии в рамках реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2015 годы".

ДД.ММ.ГГГГ. в постановке на учтет истцам отказано в связи с приобретением жилого помещения на вторичном рынке и возможностью использования только при приобретении оконченных строительством жилых помещений в многоквартирных домах нового строительства.

Основанием к тому послужили положения п. 7 ст. 10 закона ХМАО - Югры № 103-оз от 11.11.2005., в редакции от 11.05.2010., действовавшей на момент обращения истцов с заявлением и рассмотрения указанного заявления ответчиком.

Не будучи поставленными на учет для получения субсидии в качестве участников подпрограммы, истцы не приобрели права на получение мер государственной поддержки.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.07.2010. № 118-оз п. 7 ст. 10 Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 29.07.2010.

Согласно внесенным изменениям субсидия может быть использована только на строительство или приобретение жилого помещения, расположенного на территории автономного округа и пригодного для постоянного проживания (отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ. истцы повторно обратились к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения субсидии в рамках реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым".

ДД.ММ.ГГГГ. в постановке на учтет истцам отказано в связи с истечением срока действия выданного ранее (ДД.ММ.ГГГГ.) уведомления о постановке не учет и в виду отсутствия нуждаемости улучшении жилищных условий на момент обращения с заявлением.

Согласно п. 2.7, 2.8 постановления Правительства ХМАО - Югры от 07.04.2006. № 67-п "О Порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005-2015 годы" решение о постановке граждан на учет для получения субсидии или об отказе в постановке на учет для получения субсидии в форме локального акта в течение 10 рабочих дней после регистрации заявления. В случае отказа в постановке на учет для получения субсидии, дается обоснованный письменный ответ заявителю о причинах отказа в течение 5 рабочих дней.

Получив отказы в постановке на учет истцы не обжаловали их в установленном законом порядке. Незаконными указанные отказы не признаны, истцами не оспорены.

В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Таким образом, обратившись в суд с исковым заявлением о признании права на получение мер государственной поддержки, истцами выбран ненадлежащий способ защиты своих прав.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд принимает решение на основе представленных сторонами доказательств.

Истцами не представлено суду каких-либо доказательств, подтверждающих возникновение у них права на получение мер государственной поддержки, предусмотренных законом ХМАО - Югры "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы", доказательств того, что они могут быть признаны участниками утвержденных им подпрограмм и доказательств выполнения ими всех необходимых действий, для получения мер государственной поддержки в соответствии с установленными порядками их реализации.

Более того, с исковым заявлением истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ. и просят признать за ними права, предусмотренные законом ХМАО - Югры от 11.11.2005. № 103-оз.

Вместе с тем, законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.09.2010. № 148-оз указанный Закон признан утратившим силу с 01.01.2011., таким образом, закрепленные в нем правовые нормы не могут порождать прав и обязанностей. В противном случае, это противоречило бы принципам действия жилищного законодательства во времени.

Также суд не принимает ссылку истца на необоснованное изменение законодательства в отношении п. 7 ст. 10 Закона ХМАО - Югры № 103-оз от 11.11.2005., отменившего возможность использовать гражданами полученную субсидию на приобретение вторичного жилья, установленную в момент постановки истцов на учет, поскольку изменения, внесенные в п. 7 ст. 10 Закона, законом ХМАО - Югры от 12.10.2009. № 150-оз, о том, что субсидия используется на приобретение или строительство жилых помещений в многоквартирных домах нового строительства, распространяют свое действие на граждан, вставших на учет для получения государственной поддержки после вступления в силу Закона ХМАО - Югры от 12.10.2009. № 150-оз. То есть, до момента истечения срока уведомления Никоноровых о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ. данные изменения на истцов не распространялись и не нарушали их прав.

Суд находит необоснованным и довод истцов о том, что их нуждаемость в улучшении жилищных условий была подтверждена единожды при постановке на учет уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. и не требует дополнительного последующего подтверждения.

Такая позиция противоречит положениям закона ХМАО - Югры "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" и принятым во исполнение него постановлениям Правительства автономного округа, означенным выше, устанавливающим обязанность участников подпрограмм ежегодно подтверждать наличие оснований для состояния на учете для получения мер государственной поддержки и свой статус участников подпрограмм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Никоноровой ФИО12, Никонорова ФИО13 к Открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании права на получение государственной поддержки и субсидии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 01 августа 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                     И.В. Бакшеев