Решение (социальный спор)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ханты-Мансийск                                                                  24 августа 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Жуковской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2169/11 по исковому заявлению Матросовой ФИО4 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании задолженности по оплате премии, процентов, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Матросова О.П. обратилась в суд к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании задолженности по оплате премии, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между нею и Департаментом труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, она проходила государственную гражданскую службу в данном департаменте.

В настоящее время департамент в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 апреля 2010 года №68 «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» переименован в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с нею расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы автономного округа в связи с сокращением должности государственной гражданской службы на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ она обязывалась исполнять должностные обязанности, предусмотренные по должности начальника Управления семейной политики и демографии Департамента, а ответчик в свою очередь выплачивать денежное содержание, состоящее из должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячных надбавок к должностному окладу, ежемесячных поощрений и прочих выплат, в том числе премии по результатам работы за год (п.4.1. раздела IV служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ).

Свои обязательства по служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ исполняла добросовестно, в соответствии с должностным регламентом и обязанностями, за период службы замечаний и взысканий не имела, каких либо претензий и нареканий со стороны руководства департамента в ее адрес также не поступало.

Однако ответчик свои обязательства по служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ не исполнил, а именно не выплатил ей в соответствии с распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 марта 2011 года №83-рг «О премировании» премию по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере трех месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда).

Вместе с нарушением взятых на себя обязательств по служебному контракту ответчик нарушил ее права и законные интересы, а также нормы федерального и регионального законодательства, а именно, согласно статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10).

Более того, в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 апреля 2005 года №20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» денежное содержание лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа состоит из оклада месячного содержания, ежемесячных надбавок и иных дополнительных выплат, в том числе премии по результатам работы за год.

В соответствии с пунктом 3.5 раздела 3 Положения, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», действующего в период работы истца по занимаемой должности государственной гражданской службы автономного округа, указанная премия выплачивается также лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год, по уважительным причинам, в том числе в связи с прекращением служебного контракта по пункту 6 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменным требованием к ответчику о выплате ей премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, так как на устные требования положительных ответов не последовало, до настоящего времени ответ от ответчика не поступил.

Считает, что указанные изменения от ДД.ММ.ГГГГ на ее правоотношения не распространяются, поскольку премия заработана ею в ДД.ММ.ГГГГ году.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В связи с чем истец просит взыскать с ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры задолженность по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 112 597 рублей 19 копеек, проценты в соответствии со ст.236 ТК РФ по день фактической уплаты основного долга в сумме 7 957 рублей 81 копейка, моральный вред в размере 5 000 рублей.

В судебное заседание истец, представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Матросова О.П. с ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность начальника Управления по делам детей, женщин и семьи Департамента социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа (л.д.9).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Матросова О.П. переведена на должность начальника Управления по делам детей, женщин и семьи Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа с ДД.ММ.ГГГГ с ранее установленным окладом и надбавками (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ между работником и работодателем заключено дополнительное соглашение к служебному контракту (л.д.11).

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №68 от 13 апреля 2010 года Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры переименован в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (л.д.25-30).

Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ прекращено, Матросова О.П. уволена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредосталении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч.4 ст.31 настоящего Федерального закона) пункт 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.15).

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ размер месячного фонда оплаты труда Матросовой О.П. составил в ДД.ММ.ГГГГ году 58 047 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ году Матросова О.П. отработала 161 день (л.д.8).

В соответствии со ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст.19 указанного нормативного правового акта лицам замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

В соответствии с п.3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года №55 (в редакции действовавшей на 18 октября 2010 года в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п.6 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №55 от 25 апреля 2005 года, пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие не проработавшие полный календарный год и уволенные по п.6 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишены права на получение премии по итогам работы за год.

В силу ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В судебном заседании установлено, что правоотношения между ответчиком и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены ДД.ММ.ГГГГ, соответственно к ним не может быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №22 от 19 февраля 2011 года.

На момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имела право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год.

На основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №83-рг от 02 марта 2011 года, государственным гражданским служащим Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выплачена премия по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере трех месячных фондов денежного содержания.

Представитель ответчика не представил возражений на исковые требования, проверив представленный истцом расчет, суд находит его правильным, не вызывающим сомнения и подтвержденным материалами дела.

С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год за фактически отработанное время в размере 112 597 рублей 19 копеек.

В соответствии со ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, согласно указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ составила 8,25% годовых.

В судебном заседании установлено, что ответчик своевременно не выплатил истцу премию по итогам работы за год в размере 112 597 рублей 19 копеек, указанная обязанность возникла у ответчика после ДД.ММ.ГГГГ, истцом заявлено требование о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты за 257 дней, при этом фактически на момент рассмотрения дела период просрочки платежа составляет 200 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 6 192 рубля 84 копейки (112 597,19 Х 8,25% / 300 Х 200 = 6 192,84).

В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, был причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд считает необходимым снизить размер компенсации морального вреда до 2 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Матросовой ФИО5 удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Матросовой ФИО6 задолженность по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 112 597 рублей 19 копеек; проценты за несвоевременную выплату премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 6 192 рубля 84 копейки, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей. Всего подлежит взысканию 120 790 (сто двадцать тысяч семьсот девяносто) рублей 03 копейки. В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов