Решение (признание разрешения на строительство недействительным)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 апреля 2011 года                                                           г. Ханты-Мансийск                                                                         

Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,

при секретаре Басировой О.П.,

с участием заявителей Змановского Н.Н., Плешкова Е.П., Мигулина А.В., Вагитовой Ф.Н., Коломинской С.Г., Коломинского В.В., Змановской Л.Н., Латышевой Ю.Ю., Колинько С.П., Колинько Д.В., Абышевой Д.Н., Мигулина В.П., их представителя ФИО25,

представителей заинтересованного лица по доверенностям ФИО24, ФИО26, ФИО28, представителя Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по доверенности ФИО29,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1157/11 по заявлению Головина ФИО33, Змановского ФИО35, Плешковой ФИО36, Вагитовой ФИО37, Коломинской ФИО34, Коломинского ФИО38, Змановской ФИО39, Латышевой ФИО40, Латышева ФИО41, Созонова ФИО42, Люшкова ФИО43, Панина ФИО44, Люшкова ФИО45, Люшковой ФИО46, Колинько ФИО47, Колинько ФИО48, Абышевой ФИО49, Подпругиной ФИО50, Коломинского ФИО51, Мигулина ФИО52 о признании разрешения на строительство, выданного Департаментом градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска и его продления недействительным, взыскании судебных расходов, заинтересованное лицо МП «Ханты-Мансийскгаз», Служба жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

УСТАНОВИЛ

Заявители обратились в районный суд с заявлением о признании разрешения на строительство жилого 12-ти квартирного дома по <адрес> в <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> и последующее его продление недействительным, взыскании судебных расходов.

Требования мотивировали тем, что являются собственниками земельных участков, расположенных по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности за объекты недвижимого имущества. На земельном участке <адрес> площадью 1028 кв. м МП «Ханты-Мансийскгаз» начало подготовительные работы по строительству двенадцати квартирного жилого дома на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, которое продлено до ДД.ММ.ГГГГ.

Заявители, оспаривая данное разрешение и последующее его продление, ссылаются на то, что согласно Правил землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска (в редакции на момент получения разрешения) <адрес> располагалась в зоне малоэтажной жилой застройки (ЖЗ ), где возможно строительство только жилой застройки усадебного типа, по определенным параметрам, а строительство многоквартирного жилого дома не предусмотрено.

При строительстве многоквартирного жилого дома необходима автостоянка для машин жителей этого дома, на узкой улице <адрес> разместить такое количество автомашин не возможно, скопление большого количества автомашин неблагоприятно скажется на окружающей среде и здоровье граждан. В данном частном секторе все дома построены на фундаментах, а строительство многоквартирного дома предполагается на сваях, что повлечет разрушение близлежащих жилых домов.

Проектно-сметная документация государственной экспертизы соответствия действующему законодательству и СНИПам не проходила. Считают, что данным строительством нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, в том числе и на безопасную среду проживания.

В ходе судебного заседания представитель заявителей адвокат ФИО25 и заявители Змановский Н.Н., Плешкова Е.П., Мигулин А.В., Вагитова Ф.Н., Коломинская С.Г., Коломинский В.В., Змановская Л.Н., Латышева Ю.Ю., Колинько С.П., Колинько Д.В., Абышева Д.Н., Мигулин В.П., требования заявления поддержали в полном объеме, ссылаясь на то, что права землепользователей как смежных, так и соседних земельных участков нарушены. Строительство осуществляется по предоставленному для получения разрешения проекту, который не отвечает требованиям градостроительного плана земельного участка.

Представители Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска по доверенности ФИО26, ФИО27, требования не признали, ссылаясь на отсутствие нарушений требований закона со стороны должностных лиц Департамента, а также не предоставление заявителями доказательств нарушения их прав. Просили суд отказать в удовлетворении заявления.

Представитель МП «Ханты-Мансийскгаз» по доверенности ФИО28, требования не признала, ссылаясь на то, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ утверждены изменения в рабочий проект объекта «Жилого, 12-квартирного дома по <адрес> в <адрес>». Подготовительные работы включают в себя подготовку площадки к строительству. Актом от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт сноса объекта недвижимости- многоквартирный жилой <адрес> соседних домов препятствуют подготовке площадки к строительству. Таким образом, строительство (одним из этапов которого является подготовка площадки) начаты до истечения срока подачи заявления о продлении разрешения на строительство (до ДД.ММ.ГГГГ), соответственно разрешение на строительство продлено законно.

Что касается прохождения экспертизы проектно-сметной документации, то в соответствии с п. 3 ч. 2 от. 49 Градостроительного кодекса РФ, государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три.

В соответствии с градостроительным планом земельного участка по <адрес>, утвержденным приказом Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Хансийска от ДД.ММ.ГГГГ, основные разрешенные виды использования - многоквартирные дома не свыше 3 этажей, обеспеченные территорией для обслуживания. Проектом же предусмотрено строительство 3-этажного 12-квартирного жилого дома, соответственно проектная документация не должна была проходить экспертизу. Просила суд отказать в удовлетворении заявления.

Представитель Службы жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по доверенности ФИО29, суду пояснила, что по результатам коллективного обращения жителей улицы <адрес> проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о градостроительной деятельности администрацией муниципального образования, в частности соблюдение порядка выдачи разрешения на строительство 12-ти квартирного жилого дома по <адрес>. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности, составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, а также на имя исполняющего обязанности главы города внесено предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, отмене незаконно выданного разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, внесении изменений в градостроительный план земельного участка, срок исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суду пояснила, что выданное разрешение на строительство влечет нарушение требований закона и прав заявителей на благоприятные условия жизнедеятельности, при ведении строительства на основании выданного разрешения согласно проектной документации, нарушаются требования безопасности территорий, инженерно-технические требования, нарушаются права смежных землепользователей. Полагала поданное заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Суд, изучив собранные по делу доказательства, заслушав участников процесса, пришел к следующему.

Материалам дела установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ МП «Ханты-Мансийскгаз» обратилось в Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого, многоквартирного дома по <адрес> с приложением следующих документов: правоустанавливающие документы на земельный участок Постановление главы города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный план земельного участка, утвержденный приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставлены материалы, содержащиеся в проектной документации пояснительная записка (л.д. 2-8 Проекта), схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов
археологического наследия (л.д. 11 Проекта), схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного
объекта в пределах красных линий утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам (л.д. 11 Проекта), схемы, отображающие архитектурные решения (л.д. 15 проекта), сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (л.д. 14 Проекта), проект организации строительства объекта капитального строительства (л.д. 13 Проекта),

Департаментом градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска Муниципальному предприятию «Ханты-Мансийскгаз» ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство жилого 12-ти квартирного дома по <адрес> в <адрес>. Действие разрешения продлено до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, основными принципами законодательства о градостроительной деятельности являются: осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; безопасности территорий, инженерно-технических требований, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно правил ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

К заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются документы, перечень которых четко регламентирован указанной нормой права. Так, в числе других предоставляются правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия, схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам, схемы, отображающие архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

На уполномоченное лицо - Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска возложены обязанности по проведению проверки наличия документов, прилагаемых к заявлению, а также проведению проверки соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

Из дела видно, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город окружного значения Ханты-Мансийск, что подтверждается соответствующим свидетельством о праве собственности.

На основании постановления главы города от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в аренду», муниципальному предприятию «Ханты-Мансийсклес» предоставлен земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование; для обслуживания жилого дома, общая площадь 1028 кв.м., кадастровый номер расположенный по адресу: <адрес>, под объектом недвижимости - жилым домом.

Пунктом 5 данного постановления, предписано зарегистрировать право аренды на выделенный земельный участок в регистрационном органе.

ДД.ММ.ГГГГ во исполнение указанного распоряжения Департаментом муниципальной собственности и МП «Ханты-Мансийскгаз» подписан договор аренды указанного выше земельного участка, который и был предоставлен в составе пакета документов для получения разрешения на строительство. Однако в нарушение требований закона (ст. 609 ГК РФ), договор аренды не прошел регистрацию, что не оспаривается участниками процесса, в силу правил ст. 433 ГК РФ, является незаключенным.

Соответственно на момент обращения за получением разрешения (ДД.ММ.ГГГГ), а также на дату выдачи разрешения на строительство, то есть на ДД.ММ.ГГГГ правоустанавливающих документов на земельный участок у Застройщика не имелось. Не опровергают данные выводы суда и предоставленные заинтересованной стороной вынесенные в последующем постановления главы города от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ », а также от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ ».

Далее, внарушение части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство выдано при несоответствии представленных застройщиком документов требованиям градостроительного плана земельного участка, так объект размещен за пределами зоны допустимого размещения, определенной в чертеже градостроительного плана земельного участка.

При этом, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства суду не предоставлено в деле не имеется.

Вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства не соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости, установленным Правилами земелепользования и застройки территории муниципального образования город окружного значения Ханты-Мансийск (в редакции решений Думы города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ) (объект не обеспечен территорией для обслуживания). Схема планировочной организации земельного участка разработана с нарушением предельных параметров разрешенного
строительства, установленных пунктами 1, 3-5, 11 приложения 7 к Правилам.

В разделе 4 градостроительного плана земельного участка указаны существующие объекты капитального строительства (существующий жилой дом, хозпостройки). В нарушение части 13 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдано при отсутствии проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства.

Указанные выводы суда подтверждаются Актом проверки соблюдения органом местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной службой жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного окргуа - Югры, представитель которой, суду пояснил, что сам предоставленный проект подготовлен в нарушение требований пунктов 10 и 13 строки «Иные показатели» (не соблюдены положения пунктов 2.13 и 6.39* СНиП 2.07.01.89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений»), что при строительстве повлечет нарушение прав смежных землепользователей (<адрес> Люшков В.Ю., Вагитова Ф.Н., <адрес>, Мигулин В.П.), а также остальных заявителей. Так размещение детской площадки имеет частичное наложение на границы смежного (по задней меже) земельного участка, допустимые нормативы размещения мусорных контейнеров не соблюдены, размещены практически под окнами жилого дома по <адрес>.

Указанные обстоятельства в силу правил п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются безусловным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

Согласно правил ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам застройки (ст. 13).

Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц может быть ограничена, если она препятствует реализации прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости (ст. 13 Градостроительного кодекса РФ).

В ходе производства по делу добыто достаточно доказательств, подтверждающих то, что оспариваемое разрешение и соответственно его последующее продление выдано с нарушением требований закона, что нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей, соответственно подлежат отменен.

При этом, не основан на законе довод стороны заявителя о том, что не были проведены публичные слушания, согласно ст. 28 Градостроительного кодекса РФ, публичные слушания проводятся по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов.

Не основан на законе и довод о том, что разрешение выдано без проведения государственной экспертизы проектной документации, в силу правил ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Соответственно требования заявителей о взыскании судебных расходов основаны на номах закона (ст. 98, ст. 100 ГПК РФ) в части возмещения расходов на оплату услуг представителя подлежат частичному возмещению с учетом требований разумности, обстоятельств дела, Департамента в пользу ФИО10, как лица указанного в качестве плательщика (квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ) подлежит взысканию 30 000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, 200 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Заявление Головина ФИО53, Змановского ФИО56, Плешковой ФИО57, Вагитовой ФИО55, Коломинской ФИО54, Коломинского ФИО58, Змановской ФИО59, Латышевой ФИО60, Латышева ФИО61, Созонова ФИО62, Люшкова ФИО63, Панина ФИО64, Люшкова ФИО65, Люшковой ФИО66, Колинько ФИО67, Колинько ФИО68, Абышевой ФИО69, Подпругиной ФИО70, Коломинского ФИО71, Мигулина ФИО72 о признании разрешения на строительство, выданного Департаментом градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска и его продления недействительным, взыскании судебных расходов, заинтересованное лицо МП «Ханты-Мансийскгаз», Служба жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, удовлетворить.

Признать разрешение, выданное Департаментом градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска Муниципальному предприятию «Ханты-Мансийскгаз» на строительство жилого 12-ти квартирного дома по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и последующее его о продление незаконным, подлежащими отмене.

Взыскать с Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска в пользу ФИО10 200 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины, 30 000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.

Взыскать с Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Ханты-Мансийска в пользу Головина ФИО73, Змановского ФИО74, Плешковой ФИО75, Вагитовой ФИО76, Коломинской ФИО77, Коломинского ФИО78, Змановской ФИО79, Латышевой ФИО80, Латышева ФИО81, Созонова ФИО82, Люшкова ФИО83, Панина ФИО84, Люшкова ФИО86, Люшковой ФИО87, Колинько ФИО88, Абышевой ФИО89, Подпругиной ФИО90, Коломинского ФИО91, Мигулина ФИО92 по 500 рублей в счет возмещения расходов по оформлению доверенности.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 04 мая 2011 года в 16 часов.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                         О.Ф. Голубева