РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 июня 2011 годаг. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф., при секретаре Басировой О.П., с участием истца Крашенинникова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1605/11 по исковому заявлению Крашенинникова ФИО5 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ Крашенинников А.В. обратился в районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. Требования мотивировав тем, что с ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности экономист планово-экономического отдела, ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения прекращены на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с сокращением штата работников). Как по условиям трудового договора, так и согласно п. 34.1 приложения 2 «Положения об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры» № 52 от 25.04.2005 г., ответчик был обязан выплатить премию по итогам работы за 2010 года пропорционально отработанному времени. Однако в данном случае ответчик неправомерно отказывает, считая, что оснований для этого не имеется. В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 04 апреля 2005 года №20-оз, денежное содержание лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа состоит из оклада месячного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к дополнительным по мимо прочего относится премия по результатам работы за год. В соответствии с ч. 5 п. 3.5 раздела Положения (утвержденного Постановлением Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55) действующего в период ее работы, премия выплачивается гражданским служащим, проработавшим неполный календарный год определенной категории работников, в том числе в связи с прекращением служебного контракта по п.3 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По служебному контракту ответчик обязался выплачивать денежное содержание, которое состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относится премия по результатам работы за год. Постановление Губернатора автономного округа от 19 февраля 2011 года №22 «О внесении изменений в приложение к Постановлению Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» подписано 19 февраля 2011 года и на правоотношения истца не распространяются, премия заработана в ДД.ММ.ГГГГ С учетом изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ из расчета трех месячных фондов денежного содержания пропорционально фактически отработанному времени в ДД.ММ.ГГГГ в размере 78 296 рублей, в соответствии со ст.236 ТК РФ проценты за задержку премии в размере 1190 рублей, а также компенсировать моральный вред. Представитель ответчика в суд не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. В судебном заседании истец поддержал исковые требования в части взыскания задолженности по выплате премии и компенсации морального вреда, дал пояснения согласно искового заявления. Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры и Крашенинниковым А.В. заключен трудовой договор №, согласно которому работник принимается в Департамент труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры для выполнения работы по должности экономист планово-экономического отдела. Работнику установлено денежное содержание, которое, наряду с иными выплатами, включает премию по результатам работы за год. В соответствии с п. 2.3.3. трудового договора работодатель обязуется выплачивать премии, вознаграждения в порядке и на условиях, установленных положением о премировании, утверждаемыми Губернатором ХМАО-Югры. Приказом директора Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры № от ДД.ММ.ГГГГ Крашенинников А.В. уволен с занимаемой должности по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работодателя, в связи с сокращением штата работников). Постановлением Губернатора ХМАО-Югры № 68 от 13.04.2010 года Департамент труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры переименован в Департамент социального развития ХМАО-Югры. Постановление вступило в силу 14.04.2010 года. Согласно предоставленного в суд в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации условного расчета стороной истца, справки выданной начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности от ДД.ММ.ГГГГ, размер месячного денежного содержания Крашенинникова А.В. в ДД.ММ.ГГГГ составил 18 920 рублей, в 2010 году истец отработал 149 дней. Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ответчика с заявлением о выплате премии по результатам работы за 2010 год. Письмом директора Департамента социального развития ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ истцу в выплате премии отказано по мотивам того, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры» (с изменениями на 26.02.2011 года) премия по результатам работы за год выплачивается работника, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, а также работникам, проработавшим неполный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа, в связи с тем, что работник уволен по иным причинам, основания для выплаты премии по итогам работы за год отсутствуют. Указанное решение нельзя считать законным по следующим основаниям. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, в понятие заработной платы трудовым законодательством включены стимулирующие выплаты, к которым относится и единовременная выплата к отпуску. Стимулирующие выплаты производятся на основании положения о премировании и иных локальных нормативных актов организации, что отражается и в трудовом договоре. На лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов автономного округа (далее - работники), заработная плата которых полностью финансируется из бюджета автономного округа распространяется Положение о премировании лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, приложение к Постановлению Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 апреля 2005 г. № 52 "Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Премирование лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей, инициативность, дисциплинированность в целях материального стимулирования повышения эффективности и качества труда. Премия по результатам работы за год может быть выплачена согласно распоряжению Губернатора автономного округа. Премии выплачиваются работникам, которые состояли в списочном составе полный календарный год (п. 3.4 Положения). Премия выплачивается за фактически отработанное время в календарном году (п. 3.6 Положения). Пунктом 3.5. Положения (в редакции действовавшей на момент прекращения трудовых отношений между истцом и ответчикам) предусмотрено премирование работников, проработавших неполный календарный год по причине увольнения в связи с сокращением численности или штата работников (п. 3.5). Постановлением № 30 от 26.02.2011 года в Постановление № 52 от 25.04.2005 года внесены изменения. В частности, п. 3.5 в новой редакции устанавливает, что премия выплачивается также работника, проработавшим неполный календарный года в связи с их переводом по их просьбой или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа. В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. В судебном заседании установлено, что трудовые правоотношения между ответчиком и истцом прекращены ДД.ММ.ГГГГ, соответственно к ним не может быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 30 от 26 февраля 2011 года. В судебном заседании установлено, что истцу отказано в начислении и выплате премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 83-рг от 02 марта 2011 года, ввиду отсутствия оснований для ее выплаты, при этом иные основания, препятствующие выплате премии истцу за год, отсутствуют. Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имел право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением ответчика указанная премия выплачена гражданским служащим и лицам, занимающим должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности государственных органов автономного округа, в связи с чем, суд, находит обоснованным требование истца о взыскании в его пользу премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ исходя из отработанных 149 дней, в размере 56 760 рублей, спора относительно суммы подлежащей выплате премии между сторонами не имеется, размер суммы подлежащей взысканию подтвержден исследованным судом расчетом. Требования в части взыскания процентов, установленных ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации истец в судебном заседании не поддержал. Суд принимает решение по заявленным требованиям (ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Указывая на незаконность действий ответчика, которыми истцу причинены физические и нравственные страдания, Крашенинников А.В. просит суд взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей. В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. Принимая во внимание, что неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд считает необходимым снизить размер компенсации морального вреда до 2 000 рублей В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 1 902,8 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Исковые требования Крашенинникова ФИО6 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, удовлетворить частично. Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Крашенинникова ФИО7 задолженность по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 760 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей. Всего: 58 760 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказать. Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу городского бюджета государственную пошлину в размере 1 902,8 рублей. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд. Судья Ханты-Мансийского районного суда О.Ф. Голубева