07 сентября 2011 года г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра Тюменской области в составе: председательствующего судьи Клименко Г.А., при секретаре Нечаевой Т.А. с участием : истца МИкурова В.В., его представителя ФИО6, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя управления опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1508/11 по исковому заявлению Микурова ФИО9 к Администрации муниципального образования <адрес> о включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес>, у с т а н о в и л : Истец Микуров ФИО10 обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Администрации муниципального образования <адрес> о включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес>. Требования мотивированы тем, что мать истца ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО2 лишен родительских прав в отношении сына на основании решения Ханты-Мансийского районного суда. Над несовершеннолетним Микуровым В.В. постановлением МО " <адрес>" попечителем назначена родная тетя ФИО4 После совершеннолетия Микурову В.В. по договору социального найма, Администрацией сельского поселения <адрес> было выделено жилое помещение по адресу : <адрес>, которое в свою очередь распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы <адрес> признано непригодным для проживания. Из-за отсутствия жилья и работы Микуров В.В. был вынужден уехать из <адрес>. В настоящее время он зарегистрирован по снимаемому жилью в <адрес> и работает в ОАО " <данные изъяты>". Истец просит суд признать Микурова В.В. относящимся к категории граждан имеющим соответствующее субъективное право внеочередного получения жилой площади по договору социального найма. Обязать администрацию муниципального образования города окружного значения <адрес> включить Микурова В.В. в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Истец Микуров В.В. и его представитель ФИО6 в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме, дав пояснения, согласно поданного искового заявления. Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес>, представитель заинтересованного лица управления опеки и попечительства администрации <адрес> не явились в судебное заседание, хотя извещены своевременно и надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц. Заинтересованное лицо- представитель управления опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования поддержала, суду пояснила, что имеются основания для включения Микурова В.В. в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес>. Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему : Как видно из материалов данного гражданского дела, спор возник о наличии у истца права на внеочередное получение социального жилья, как лица, оставшегося без попечения родителей. Родителями истца Микурова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО2 и ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО3 умерла. Решением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Микурова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ответчика взысканы алименты на содержание сына. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы <адрес> № ФИО4 была назначена попечителем над несовершеннолетним Микуровым ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ( л.д. 14). ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № социального найма жилого помещения между Администрацией сельского поселения <адрес> ( наймодатель) и Микуровым В.В. ( наниматель), на основании которого наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности администрации сельского поселения Кедровый, состоящее их трех комнат, общая площадь 50,9 кв.м., в том числе жилой 39,5 кв.м. по адресу : <адрес> для проживания в нем. ( л.д. 12). В связи с наличием закрепленного за истцом жилого помещения, на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, органом. местного самоуправления истец поставлен не был. Как установлено ст.6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе жилищных отношений, установлены Федеральным законом " 0 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.) Истец относится к категории лиц, приведенных в ст. 1 данного Закона, соответственно, на него в полном мере распространяются гарантии, установленные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сир российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов. профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами" исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Исходя из анализа вышеприведенных норм, общей целью установления дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставления им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из-под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим установленным требованиям, и исключения отнесения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, формальный подход к толкованию указанных норм закона и применению их на практике в той мере, в какой они ограничивают права детей-сирот, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их. размера и обеспеченности жилой площадью, на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит данных детей в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось. Такое ограничение противоречит ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Недопустимо ограничение прав выпускников детских домов, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью. Отказ в реализации их права на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки к не закреплялось. Таким образом, суд приходит к выводу, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение обеспеченностью на одного проживающего в нем ниже установленных социальных норм, имеют право по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,, на получение во внеочередном порядке жилого помещения в дополнение к закрепленному в целях обеспечения их жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской федерации и относятся к расходным обязательствам (ст.5 Закона). В соответствии с законом ХМАО-Югры от 20 июня 2006 года № 60-оз органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,, предоставляемых на условиях социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории <адрес> установлена в размере 12 кв.м площади жилого помещения. Из материалов дела следует, что истец Микуров В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> ( л.д. 21). Как видно из справки Администрации сельского поселения <адрес>, жилое помещение, закрепленное за Микуровым В.В. находится на балансе администрации сельского поселения <адрес> является муниципальной собственностью. Жилой дом признан непригодным для проживания на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Главы <адрес> ( л.д. 11). Таким образом, истец Микуров В.В. фактически не пользуется закрепленным за ним жильем. Проживать в нем не имеет возможности по объективным причинам, независящим от него. Отдел опеки и попечительства администрации <адрес> выдал Микурову В.В. справку от ДД.ММ.ГГГГ о том, что он в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ " О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей ( л.д. 26). Как пояснил истец Микуров В.В. в настоящее время он проживает и работает в <адрес>. По данным Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ, Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 25), Микурову В.В. жилое помещение на условиях найма ( социального, специализированного и коммерческого жилищного фонда) не предоставлялось ( л.д. 23). В соответствии со статьей 10 Закона ХМАО_Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО_Югре" истец обладает самостоятельным правом на обеспечение со стороны государства отдельным жилым помещением общей площади не менее 33 кв.м. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки Попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, истец Микуров В.В. относится к лицам, социально незащищенным, на которых распространяются правила специального закона, подлежащей применению в неразрывной связи с правилами ч.2 ст.57 ЖК РФ, принятой позднее. Названной нормой закона, не установлено каких-либо ограничений в постановке на учет для лиц, имеющих закрепленное жилье. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 197- 199, 212 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Микурова ФИО14 к Администрации муниципального образования <адрес> о включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес>, удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования <адрес> включить Микурова ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ рожд ения, в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес>. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение суда изготовлено 12 сентября 2011 года. Федеральный судья Ханты-Мансийского районного суда: Г.А.Клименко.