РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ханты-Мансийск 15 февраля 2011 года Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Воронина С.Н., при секретаре: Кривошеевой М.А., с участием представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-415/11 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора к Учреждению социального обслуживания <данные изъяты>» о возложении обязанностей принять меры для повышения степени огнестойкости, УСТАНОВИЛ: Ханты-Мансийский межрайонный прокурор обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковыми требованиями к ответчику - Учреждение социального обслуживания ХМАО<данные изъяты> о возложении обязанностей принять меры для повышения степени огнестойкости, мотивируя свои требования тем, что Ханты-Мансийской межрайонной прокуратурой в результате проверки Учреждения социального обслуживания <данные изъяты>", были установлены ряд нарушений правил пожарной безопасности. Исходя из характеристик строительных конструкций, по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности, здание пансионата относится к наиболее низкой V степени огнестойкости и наиболее высокому классу конструктивной пожарной опасности СЗ ввиду применения деревянных конструкций без огнеупорной обшивки. По классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна в соответствии со ст. 32 Закона здание пансионата относится к классу функциональной пожарной опасности Ф 1.1. (спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа, детских учреждений, домов инвалидов и престарелых), т.е. для данных зданий характерно пребывание, в том числе круглосуточное, людей с ограниченными возможностями к самостоятельным действиям по причине малолетнего или преклонного возраста, неустойчивым психофизическим состоянием. Исходя из вышеприведенных характеристик, в зданиях V степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. при определенных обстоятельствах создается реальная угроза жизни и здоровью пребывающих в учреждениях граждан. Ограничение распространения пожара и его опасных факторов может быть достигнуто путем повышения предела огнестойкости строительных конструкций, в том числе выполненных из древесины. В соответствии с результатами пожарно-технических испытаний, приведенных в справочных литературах, предел огнестойкости конструкций, выполненных из древесины, может быть повышен путем конструктивной огнезащиты. Просит суд обязать Учреждение социального обслуживания <данные изъяты>" принять меры для повышения степени огнестойкости здания, расположенного по адресу: <адрес>. Представитель истца - помощник прокурора ФИО2, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения по существу иска. Ответчик заявленных исковых требований не признал. Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании указали, что требования прокурора являются не мотивированными и не обоснованными. Ответчиком принимаются все меры по соблюдению пожарной безопасности здания, с учетом нахождения в здании граждан. Ответчику непонятно, какие меры необходимо принять для повышения огнестойкости здания. В ДД.ММ.ГГГГ году планируется переезд в иное здание, имеющее капитальное строение. Представитель третьего лица - ОГПН ГУ МЧС России <данные изъяты> в судебном заседании указал, что законность и обоснованность заявленных требований оставляет на усмотрение суда. Здание ответчика проверялось, нарушения Правил пожарной безопасности не установлено. Выслушав доводы сторон, исследовав в совокупности письменные материалы гражданского дела, а также представленные доказательства, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Так, материалами дела установлено, что согласно правоустанавливающих документов учреждение ответчика состоит из 3-х объектов, в том числе пансионата, в котором проживает 31 человек. Согласно свидетельству о государственной регистрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, здание <данные изъяты> пансионата для престарелых находится в оперативном управлении УСО <данные изъяты> на основании приказа Департамента государственной собственности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Исходя из характеристик строительных конструкций, здание пансионата относится к V степени огнестойкости ввиду применения деревянных конструкций. Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон) установлены специальные требования к эксплуатации зданий с такими характеристиками. В соответствии со ст.152 Закона, его положения вступили в силу 01.05.2009 года по истечении девяти месяцев со дня его официального опубликования в "Российской газете". Статьей 29 Закона классификация зданий, сооружений, строений и пожарных отсеков осуществляется с учетом следующих критериев: В соответствии с доводами истца, по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности здание пансионата относится к наиболее низкой V степени огнестойкости и наиболее высокому классу конструктивной пожарной опасности СЗ, поскольку древесина относится к горючим материалам, склонным к тепловому самовозгоранию и тлению, с большой дымообразующей способностью (717 кв.м/кг), с токсичностью продуктов горения 35,5 г/куб.м. Данный материал рекомендуется предохранять от воздействия тепловых источников с температурой более 80 градусов по Цельсию, что является достаточно низким температурным показателем, а следовательно имеет повышенную пожарную опасность. Кроме того, линейная скорость распространения пламени по деревянным конструкциям при возникновении пожара и свободном его развитии составляет от 2 до 3 метров в минуту. С учетом данного показателя, истцом сделан вывод, что на момент прибытия пожарных подразделений огнем будет пройдено расстояние до 60 метров. При этом, здание пансионата имеет длину менее 60 метров. Исходя из выше приведенных характеристик, в зданиях V степени огнестойкости, класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. при определенных обстоятельствах создается реальная угроза жизни и здоровью пребывающих в учреждениях граждан. Ограничение распространения пожара и его опасных факторов может быть достигнуто путем повышения предела огнестойкости строительных конструкций, в том числе выполненных из древесины. В соответствии с результатами пожарно-технических испытаний, приведенных в справочных литературах, предел огнестойкости конструкций, выполненных из древесины, может быть повышен путем конструктивной огнезащиты. В силу ч. 8 ст. 87 Закона для зданий, сооружений и строений класса функциональной пожарной опасности Ф.1.1 должны применяться системы наружного утепления класса пожарной опасности КО, то есть непожароопасные строительные конструкции (ч.1 ст.1 Закона). Согласно ч.2 ст.1 Закона требования об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, 2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных 3) разработке технической документации на объекты защиты. В силу ч.4 ст.4 Закона на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями Закона. Статьями 3, 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанностей либо иными способами, предусмотренными законом. В силу ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" закреплено основное право граждан в области пожарной безопасности: граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор города (района) с данным иском обращается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, жизнь, здоровья и имущество лиц, находящихся в доме - интернате, при возникновении пожара. Ответчиком, в ответ на исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора, представлен письменный отзыв, согласно которому ответчик считает, что требования противопожарной безопасности в интернате соблюдены и соответствуют нормам действующего законодательства, что документально подтверждено материалами дела. Так, Ханты-Мансийская межрайонная прокуратура при подаче искового заявления руководствовалась Федеральным законом РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент), указывая, что здание интерната, исходя из характеристик строительных конструкций относится к степени огнестойкости и наиболее высокому классу конструктивной пожарной опасности. Необходимо отметить, что в Декларации пожарной безопасности указано, что объект V степени огнестойкости соответствует требованиям пожарных нормативов. Технический регламент устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Пункт 7 ст.2 приведенного закона указывает, что декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска. При принятии декларации инспектор пожарного надзора проверяет достоверность внесенных сведений, констатирует факт наличия или отсутствия расчетов пожарного риска, систем противопожарной безопасности, первичных средств пожаротушения, безопасности электрооборудования и электропроводов, организационные и режимные мероприятия, а при выявленных явных искаженных данных, а также при отсутствии расчетов, если они требуются, орган МСЧ России может отказать в регистрации такой декларации. При составлении Декларации пожарной безопасности, согласно приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» к декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска. На действовавшие до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ ««Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объекты защиты расчет пожарного риска не требуется. Согласно п. 3 ст. 6 Технического регламента названного закона при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. Также межрайонная прокуратура обращает внимание на ст. 4 Технического регламента, в соответствии с этой статьей на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения названного закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанного здания, сооружения и строения приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Порядок определения подобных случаев в каждой отдельной ситуации зависит от специфики противопожарной защиты конкретных объектов, включая комплекс запроектированных инженерно - технических и организационных мероприятий. В судебном заседании установлено, что учреждением принят исчерпывающий ряд мер по снижению распространения горения в случае пожара, а именно: внутренняя поверхность стен оштукатурена, состояние штукатурки удовлетворительное; приняты меры по предупреждению пожара и возгораний. Здание оснащено противопожарной сигнализацией и автономными оповещателями; в ДД.ММ.ГГГГ году ООО «<данные изъяты>» была проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения в здании Учреждения сертифицированным антипиреном для огнезащитной обработки древесины «Старый вяз» сроком на шесть лет; учреждение полностью обеспечено средствами защиты органов Представитель ответчика в судебном заседании указал, что в отдел Государственного пожарного надзора по <адрес> и району направлены на согласование противопожарные мероприятия по ограничению распространения горения капитальных конструкций здания Учреждения на второе полугодие ДД.ММ.ГГГГ год. В ДД.ММ.ГГГГ года планируется переезд в новое здание в капитальном исполнении, расположенное в <адрес>. Суд принимает во внимание, что доводы ответчика подтверждены представленной суду декларацией пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, составленной в отношении Учреждения социального обслуживания <данные изъяты>», расположенного в <адрес>. В соответствии с декларацией пожарной безопасности оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты не проводилась, в связи с соблюдением требований нормативных документов в области пожарной безопасности. В перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты включены: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, Федеральный закон РФ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания», МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара. Пособие к СНиП 21-01-97», «Пособие 4.91 к СНиП 2.04.05-91 «Противодымная защита при пожаре», МДС 41-1.99 Рекомендации по противодымной защите при пожаре (к СНиП 2.04.05-91), НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений», РД 78.145-93 МВД «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства работ и приемки», ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования». На вопрос суда представитель истца не смог обосновать законность заявленных исковых требований. Кроме того, представитель истца не смог указать какие конкретные меры необходимо принять ответчику для повышения степени огнестойкости здания, помимо тех, которые уже были приняты в настоящее время или будут приняты в будущем (суд учитывает предстоящий переезд организации в капитальное здание). В судебном заседании установлено, и подтверждено доводами представителя ГУ МЧС России по <данные изъяты>, что со стороны ответчика, при эксплуатации здания, отсутствуют нарушения Требований пожарной безопасности. Обстоятельства, установленные в судебном заседании и имеющие существенное значение для дела, свидетельствуют, что заявленные исковые требования, в том виде в котором они заявлены (с учетом норм ст.196 ГПК РФ), удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора к Учреждению социального обслуживания <данные изъяты>» о возложении обязанностей принять меры для повышения степени огнестойкости - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2011 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры п/п С.Н. Воронин Копия верна. Судья С.Н. Воронин
реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального
назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации
объектов защиты;
законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной
безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
дыхания согласно нормативов; имеются 14 огнетушителей, фонари; здание оснащено Системой внутреннего и наружного видео наблюдения, а также специализированной охраной; в учреждении регулярно проводятся мероприятия (тренировки) пожарной безопасности по эвакуации проживающих совместно с представителями Государственного пожарного надзора и 75 пожарной частью; в учреждении в наличии вывод сигнала на пульт 75 пожарной части.