Решение (взыскание премии)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск                                                                      21 июля 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Баязитовой Д.М.,

с участием:

представителя истца ФИО6,

представителей ответчика ФИО4, ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1889/11 по исковому заявлению Скалдиной ФИО8 к Департаменту культуры <адрес> о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Истец Скалдина В.В. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту культуры <адрес> о взыскании денежных средств, мотивируя требования тем, что она с ДД.ММ.ГГГГ. проходила государственную гражданскую службу в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. действие служебного контракта, заключенного с истцом было прекращено, истец была освобожден от занимаемой должности, уволена с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 федерального закона "О государственной гражданской службы Российской Федерации" в связи с сокращением должностей. По служебному контракту ответчик обязался выплачивать денежное содержание, которое состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым помимо прочего относится премия по результатам работы за год. Ответчик обязан исполнить свои обязательства, выплатить премию по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, до настоящего времени указанная выплата не произведена. Просит суд взыскать с Департамента культуры ХМАО - Югры денежные средства в счет премии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 90188,52 рубля, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере 2114,91 рубля.

Истец Скалдина В.В, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.

Представитель истца ФИО6 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, на удовлетворении иска настаивает.

Представители ответчика ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что постановлением Губернатора автономного округа от 19.02.2011. № 22 "О внесении изменений в постановление Губернатора автономного округа от 25.04.2005 года № 55", порядок выплаты премии по итогам работы за год изменен, и выплата премии производится тем работникам, которые состоят в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, и лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим не полный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в другой государственный орган, исполнительный орган государственной власти автономного округа. Постановление Губернатора вступило в силу до принятия решения о премировании, потому просит суд оставить требования иска без удовлетворения. Также считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой своего права, поскольку решение о премировании государственных гражданских служащих принято ДД.ММ.ГГГГ. Трехмесячный срок истек. Истец в течение ДД.ММ.ГГГГ года привлекалась к дисциплинарной ответственности в виде замечания, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в несвоевременном и недостаточном контроле за работой подчиненных и подведомственных учреждений, что является основанием для снижения размера премии по итогам года.

Заслушав представителей сторон, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд счел требования иска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. между представителем нанимателя - директором Департамента культуры и искусства <адрес> и истцом был заключен служебный контракт, в соответствии с которым истец принята на государственную гражданскую службу на должность начальника Управления планово-экономической, финансовой деятельности и региональной культурной политики Департамента культуры и искусства <адрес>.

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. к служебному контракту наименование структурного подразделения должности истца изменено на Управление обеспечения бюджетного процесса и государственного заказа.

Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое включает в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

В соответствии с постановлением Губернатора ХМАО - Югры № 68 от 13.04.2010. "О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Департамент культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры переименован в Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Приказом директора Департамента культуры автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ. истец была уволена с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ. по основанию п. 6 ч. 1 ст. 33 федерального закона от 27.07.2004. № 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением занимаемой должности.

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011. в соответствии со ст.ст. 8, 19 закона ХМАО-Югры от 04.04.2005. № 20-оз "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005. № 55 "О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", разрешено руководителям государственных органов автономного округа, исполнительных органов государственной власти выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ год.

Приказом директора Департамента культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. государственные гражданские служащие Департамента культуры автономного округа премированы по итогам ДД.ММ.ГГГГ года в размере трех месячных фондов оплаты труда.

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Департамент культуры <адрес> с заявлением о выплате задолженности по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год.

Ответчиком в выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год было отказано по мотивам того, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 25.04.2005. № 55 (с изменениями на 19.02.2011 года) премия по результатам работы за год выплачивается работникам, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, а также работникам, проработавшим неполный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа. В связи с тем, что ответчик уволена по иным причинам, основания для выплаты премии по итогам работы за год отсутствуют.

Вместе с тем, суд находит указанное решение не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права истца по следующим основаниям.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены федеральным законом от 27.07.2004. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом от 27.05.2003. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", а также законом ХМАО - Югры от 31.12.2004. 97-оз "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", который, учитывая принципы соблюдения единства системы государственной службы Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы правового, организационного и финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со ст. 50 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 20-оз от 04.04.2005. "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

Согласно п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2005. № 55 (в редакции действовавшей в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п. 6 ст. 33 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19.02.2011. внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 55 от 25.04.2005., пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие не проработавшие полный календарный год и уволенные по указанному выше основанию лишены права на получение премии по итогам работы за год.

В силу ст. 73 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным федеральным законом.

В соответствии со ст. 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК РФ).

В судебном заседании установлено, что правоотношения между ответчиком и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены ДД.ММ.ГГГГ., соответственно к ним не могут быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19.02.2011.

Из пояснений стороны ответчика следует, что истцу отказано в начислении и выплате премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год на основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 83-рг от 02.03. 2011., поскольку отсутствуют основания для ее выплаты, при этом иные основания, препятствующие выплате премии за год, отсутствуют.

На момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имел право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, приказом ответчика указанная премия выплачена государственным гражданским служащим.

При этом суд находит доводы представителя Департамента культуры автономного округа о пропуске истцом трехмесячного срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ, несостоятельным, поскольку решение о выплате премии принято ответчиком ДД.ММ.ГГГГ., а с исковым заявлением Скалдина В.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ., то есть в пределах установленного срока для защиты права.

Также суд не принимает довод ответчика о том, что привлечение Скалдиной В.В. к дисциплинарной ответственности является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.

Согласно представленных ответчиком приказов ДД.ММ.ГГГГ. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в несвоевременном и недостаточном контроле за работой подчиненных и подведомственных учреждений Скалдиной В.В. объявлено замечание. ДД.ММ.ГГГГ. наложенное дисциплинарное взыскание снято.

В силу положений ст. 194 Трудового кодекса РФ работник, с которого наложенное дисциплинарное взыскание снято, считается не имеющим дисциплинарного взыскания, то есть не привлеченным к дисциплинарной ответственности.

Названное выше Положение о Премировании лиц, замещающих государственные должности автономного округа, и лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа, по результатам работы за год не предусматривает возможности полного лишения указанной премии.

В соответствии с п. 3.8 Положения, размер премии по результатам работы за год может быть снижен за упущения, перечисленные в пункте 2.7.4. Положения. Однако ни в действующей на момент увольнения истца редакции Положения, ни в действующей на момент выплаты премии и рассмотрения дела редакции Положения, пункта 2.7.4 не содержится, что исключает возможность применения п. 3.8 Положения.

Более того, суд не обладает полномочиями по определению размера премии подлежащего снижению, так как решение вопроса о снижении размера премии работника относится к компетенции работодателя. Решений о снижении размера премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года ответчиком в отношении Скалдиной В.В. не принималось, в связи с чем, отсутствуют основания для уменьшения заявленной ко взысканию истцом денежной суммы премии.

Представитель ответчика не возразил относительно расчета истцом размера премии, подлежащей выплате, результат представленного контрасчета премии совпадает с расчетом истца. Проверив указанный расчет, суд находит его правильным, не вызывающим сомнения и подтвержденным материалами дела.

С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год за фактически отработанное время в размере 90188,52 рубля.

Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика проценты за просрочку выплаты премии в размере 2114,91 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (день подачи иска), которая составила 87 дней.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Как показала в судебном заседании представитель ответчика начисление и выплата премии по результатам работы за 2010 года произведены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

На момент подачи искового заявления и данного гражданского дела ставка рефинансирования Центрального банка РФ, согласно указания банка России от ДД.ММ.ГГГГ , составляет 8,25%.

Учитывая, что ответчик своевременно не выплатил истцу премию по итогам работы за год в размере 90188,52 рубля, указанная обязанность возникла у ответчика после ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения с иском просрочка выплаты составила 61 день, размер компенсации, подлежащий взысканию в пользу истца составляет 1512,91 рубля (90188,52 x 8,25%/300 x 63).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Скалдиной ФИО9 к Департаменту культуры <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента культуры <адрес> в пользу Скалдиной ФИО10 задолженность по оплате премии по результатам работы за 2010 год в размере 90 188 рублей 52 копейки, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере 1512 рублей 91 копейку. Всего к взысканию 91 701 рубль 43 копейки.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 26 июля 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                     И.В. Бакшеев