Решение (взыскание премии)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2011 года               г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,

при секретаре Басировой О.П.,

с участием истца Зибаревой К.А., представителей ответчика ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1909/11 по исковому заявлению Зибаревой ФИО9 к Департаменту управления делами Губернатора <адрес>, Департаменту по вопросам юстиции <адрес>, Департаменту финансов <адрес> о взыскании премии, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, компенсации морального вреда, а также процентов за несвоевременную выплату денежных средств.

Требования мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности инспектора общего отдела Департамента по вопросам юстиции автономного округа с ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ . Распоряжением Губернатора от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по вопросам юстиции упразднен. ДД.ММ.ГГГГ в связи с упразднением Департамента по вопросам юстиции <адрес> с истцом расторгнут трудовой договор. Как по условиям трудового договора, так и согласно п. 34.1 приложения 2 «Положения об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик был обязан выплатить премию по итогам работы за 2010 года пропорционально отработанному времени. Однако в данном случае ответчик неправомерно отказывает, считая, что оснований для этого не имеется. В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 04 апреля 2005 года №20-оз, денежное содержание лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа состоит из оклада месячного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к дополнительным по мимо прочего относится премия по результатам работы за год. В соответствии с ч. 5 п. 3.5 раздела Положения (утвержденного Постановлением Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55) действующего в период ее работы, премия выплачивается гражданским служащим проработавшим неполный календарный год определенной категории работников, в том числе в связи с прекращением служебного контракта по п.3 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». По служебному контракту ответчик обязался выплачивать денежное содержание, которое состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относится премия по результатам работы за год. Постановление Губернатора автономного округа от 19 февраля 2011 года №22 «О внесении изменений в приложение к Постановлению Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» подписано 19 февраля 2011 года и на правоотношения истца не распространяются, премия заработана в ДД.ММ.ГГГГ году.

С учетом изложенного истец просит взыскать с Департамента управления делами Губернатора <адрес> в ее пользу задолженность по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 36 637,6 рублей, в соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсацию морального время в размере 5 000 рублей.

Представитель соответчика Департамента по вопросам юстиции <адрес> в суд не явился, повестка, направленная по адресу местонахождения юридического лица, возвращена в суд с отметкой об отсутствии организации по указанному адресу.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке.

Истец в судебном заседании требования иска поддержал, дал пояснения согласно искового заявления.

Представитель ответчика Департамента управления делами Губернатора <адрес> ФИО10Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснила, что представителем работодателя от имени <адрес> выступал Департамент по вопросам юстиции <адрес>. Распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Об упразднении исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 19.07.2010 года № 241-рг принято решение об упразднении Департамента по вопросам юстиции. Правовые основания для выплаты истцу премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год отсутствуют. Просила суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель Департамента финансов <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования иска не признала, считая их незаконными и необоснованными.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд счел требования иска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между представителем работодателя в лице директора Департамента по вопросам юстиции <адрес> и Зибаревой К.А. заключен трудовой договор, на основании которого истец берет на себя обязательства выполнять обязанности по должности делопроизводителя общего отдела юридическо-правового управления, а представитель работодателя обязуется обеспечить ему необходимые условия для работы, выплачивать заработную плату и предоставлять социально-бытовые льготы в соответствии с законодательством и настоящим трудовым договором.

Трудовым договором истцу устанавливается оплата труда, которая включается в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

ДД.ММ.ГГГГ Зибарева К.А. уволена с занимаемой должности по п. 1 ст. 81 Трудового кодекса российской Федерации.

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ год.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, в понятие заработной платы трудовым законодательством включены стимулирующие выплаты, к которым относится и единовременная выплата к отпуску. Стимулирующие выплаты производятся на основании положения о премировании и иных локальных нормативных актов организации, что отражается и в трудовом договоре.

На лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов автономного округа (далее - работники), заработная плата которых полностью финансируется из бюджета автономного округа распространяется Положение о премировании лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, приложение к Постановлению Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 апреля 2005 г. № 52 "Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Премирование лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляется за качественное и своевременное выполнение трудовых обязанностей, инициативность, дисциплинированность в целях материального стимулирования повышения эффективности и качества труда.

Премия по результатам работы за год может быть выплачена согласно распоряжению Губернатора автономного округа.

Премии выплачиваются работникам, которые состояли в списочном составе полный календарный год (п. 3.4 Положения).

Премия выплачивается за фактически отработанное время в календарном году (п. 3.6 Положения).

Пунктом 3.5. Положения (в редакции действовавшей на момент прекращения трудовых отношений между истцом и ответчикам) предусмотрено премирование работников, проработавших неполный календарный год по причине увольнения в связи с сокращением численности или штата работников (п. 3.5).

Постановлением № 30 от 26.02.2011 года в Постановление № 52 от 25.04.2005 года внесены изменения. В частности, п. 3.5 в новой редакции устанавливает, что премия выплачивается также работника, проработавшим неполный календарный года в связи с их переводом по их просьбой или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа.

В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Кроме того, 27.07.2011 Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры издано постановление №106-рг «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», согласно п.п. 9 п. 4 которого, признано утратившим силу постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.02.2011 №22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.04.2005 №55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». Разделы 2 (поощрение лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа, по итогам работы за 3 месяца (I, II, III, IV квартал), по итогам работы за 12 месяцев (календарный год), 3 (премирование лиц, замещающих государственные должности автономного округа, по результатам работы за квартал (год), 4 (премии за выполнение особо важных и сложных заданий) приложения 1 к указанному выше постановлению распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

В судебном заседании установлено, что правоотношения между ответчиком и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены ДД.ММ.ГГГГ, соответственно к ним не может быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года, более того, в настоящее время данный правовой акт признан утратившим силу.

Согласно представленного расчета размер месячного фонда оплаты труда составляет 18 494,2 рублей, в том числе, оклад 2 300 рублей, выслуга лет 10% (2300*10%) 230 рублей, особые условия 60 % (2300*60%)=1 380 рублей, премирование 115% (2300+230+1380)*115%=4 496,5 рублей, районный коэффициент 70% (2300+230+1380+4496,5)*70% = 5884,5 рублей, северный коэффициент 50% (2300+230+1380+4496,5)*50%=4 203,2 рублей.

Сумма премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года за 135 рабочих дней составляет 30 051 рублей (18 494,2 / 249 = 7400,2 рублей, 7400,2 * 135 = 10017 рублей, 10 017 * 3 ФОТ = 30051 рублей).

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем взыскания с Департамента по вопросам юстиции <адрес> суммы премии в размере 30 051 рублей, по следующим основаниям.

Постановлением Губернатора ХМАО-Югры № 68 от 13.04.2010 года «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО-Югры» Департаменту управления делами Губернатора ХМАО-Югры переданы функции Департамента по вопросам юстиции в части материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, выпиской из сети Интернет подтверждается, что сведения о юридическом лице Департаменте по вопросам юстиции <адрес> из Единого государственного реестра юридических лиц по настоящее время не исключены. Тогда как в силу п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Информация о ликвидации юридического лица опубликована в Журнале «<данные изъяты>» ) от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с указанной даты в течение 2 месяцев требования кредиторов могут быть заявлены к Департаменту по вопросам юстиции <адрес>. Как видно из дела, согласно сведений, содержащихся в реестре на момент рассмотрения спора - юридическое лицо находится в стадии ликвидации.

Учитывая изложенное, положения ст. 63 ГК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности по выплате премии истцу на Департамент управления делами Губернатора <адрес>.

Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика проценты за задержку выплаты премии, в порядке, предусмотренном ст. 236 ТК РФ, расчет процентов, произведенный стороной истца не опровергнут и не оспорен ответчиками, в связи с чем принимается судом. Так, период просрочки составил 198 дней, суд приходит к выводу о необходимости взыскания процентов в размере 1 586,6 рублей (30 051 рублей * 8%100 / 300 *198).

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, был причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд считает необходимым снизить размер компенсации морального вреда до 2 000 рублей

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 1 155 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление Зибаревой ФИО11 к Департаменту управления делами Губернатора <адрес>, Департаменту по вопросам юстиции <адрес> о взыскании денежных средств, Департаменту финансов <адрес> о взыскании премии, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента по вопросам юстиции <адрес> в пользу Зибаревой ФИО12 денежные средства в размере 30051 рублей в счет премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, проценты, в размере 1 586, 6 рублей, компенсацию морального вреда 2 000 рублей. Всего 33 637, 6 рублей.

Взыскать с Департамента по вопросам юстиции <адрес> в пользу городского бюджета государственную пошлину в размере 1 155 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено судом 16 сентября 2011 года.       

       

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                              О.Ф. Голубева