Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Ханты-Мансийск 01 сентября 2011 года Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В., при секретаре Жуковской О.В., с участием: заявителя Шлыковой Р.М., представителя заявителя ФИО4, представителя Администрации <адрес> ФИО3, представителя Департамента городского хозяйства администрации <адрес> ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2244/11 по заявлению Шлыковой ФИО7 о признании решения органа местного самоуправления незаконным, УСТАНОВИЛ: Заявитель Шлыкова Р.М. обратился в суд с заявлением о признании решения органа местного самоуправления Департамента архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> незаконным, мотивируя свои требования тем, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 682 кв. метров. Одноэтажный жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, по адресу <адрес>, также принадлежит Шлыковой Р.М. на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости. Из-за ветхости дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, истцом было принято решение о строительстве нового жилого дома для личного проживания. В ДД.ММ.ГГГГ ветхий дом был снесен, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризационное Федеральное БТИ» по <адрес>. В соответствии с положениями ч.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Действуя по доверенности от имени и в её интересах Шмураткин Д.Д., с целью получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, обратился в Департамент градостроительства и ЖКХ <адрес>. Однако, в выдаче соответствующего разрешения, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, ей было отказано, в связи с нахождением земельного участка в зоне многофункционального назначения, на территории которой возведение индивидуальных жилых домов не предусмотрено. Также, в вышеуказанном письме сообщалось, что земельный участок, расположенный по <адрес>, находится в зоне строительства многоквартирных жилых домов, и для отнесения данного участка под строительство индивидуального жилого дома потребуется изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов. Согласно п.1 ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Градостроительный план земельного участка по <адрес> был утвержден ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, данный земельный участок поступил в собственность Шлыковой Р.М. в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть до утверждения указанного градостроительного плана. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства и ЖКХ <адрес> по заявлению истца согласовал технические условия на присоединение индивидуального жилого дома по <адрес> к городским сетям водоснабжения, газоснабжения и канализации. Таким образом, на момент утверждения градостроительного плана земельного участка по <адрес> ответчику было известно о фактическом использовании земельного участка его правообладателем. В силу положение ст.44 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план к застроенным или предназначенным для строительства земельным участкам применяется подготовка градостроительных планов земельных участков, в составе которых указываются границы земельного участка и информация о разрешенном использовании земельного участка. Отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома ответчиком основанный на том, что соответствующий земельный участок расположен в зоне, не предусмотренной для этих целей, также является незаконным по следующим основаниям. Она является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 682 кв. метра, из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный участок отнесен к землям населенных пунктов и видом разрешенного использования является эксплуатация жилого дома (индивидуальная жилая застройка). При этом, представленные документы с параметрами и техническими характеристиками для предполагаемого строительства нового дома свидетельствуют о возведении объекта капитального строительства «жилой дом», чем не нарушает целевого назначения земельного участка. В соответствии с положениями ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит право владение, пользование и распоряжение своим имуществом. Ограничение прав собственности земельного участка в соответствии с нормами ст.280 ГК подлежат регистрации. В отношении земельного участка по <адрес>, принадлежащего истцу на праве собственности, каких-либо ограничений его прав не существует, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разрешено использование под объектом недвижимого имущества жилого дома, а в особых отметках не указано наличие ограничений прав. Не указано каких-либо ограничений прав собственника в свидетельствах о государственной регистрации права истца на жилой дом и земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, заявитель просит признать незаконным отказ Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в выдаче решения на строительство объекта капитального строительства (жилого) дома на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, обязать Департамент градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение путем выдачи Шлыковой Р.М. разрешения на строительство объекта капитального строительства (жилого дома) на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>. В судебном заседании заявитель Шлыкова Р.М., её представитель ФИО4 заявленные требования поддержали, дали пояснения согласно заявлению. Представитель Департамент городского хозяйства администрации хозяйства администрации <адрес> ФИО5 заявленные требования не признала, суду пояснила, решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> переименован в Департамент городского хозяйства администрации <адрес>, этим же решением утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства, согласно которому данный Департамент утратил часть полномочий, в частности касающихся архитектуры и градостроительной деятельности (выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, разрешений на установку рекламных конструкций и др.). Указанные изменения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Для целей исполнения полномочий Администрации <адрес> в области градостроительства и архитектуры решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создан Департамент градостроительства и архитектуры Администрации <адрес>, регистрация которого в Едином государственном реестре юридических лиц осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. В указанном решении Думы города нет положений о том, что вновь создаваемый Департамент является правопреемником Департамента градостроительства и ЖКХ в той или иной части. Оснований для передачи архива и документов, связанных с градостроительной деятельностью не имеется. Истец обратилась с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и ЖКХ администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по <адрес>. С данными требованиями Департамент городского хозяйства Администрации <адрес> не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по нижеизложенным основаниям. Согласно статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.2 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник, на принадлежащем ему земельном участке, может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на этом земельном участке другим лицам, но осуществлять эти права он должен при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также с соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием. Основным нормативным документом, регламентирующим порядок застройки территории муниципального образования являются Правила землепользования и застройки, утверждение которых, в силу прямого указания на то в части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления. Согласно определения, приведенного в ч.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства все это входит в понятие градостроительный регламент. Согласно ч.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для использования всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Согласно градостроительного плана земельного участка по <адрес> данный земельный участок входит в планировочный квартал 01:07:02), который, в свою очередь, относиться к зоне среднеэтажной жилой застройки (ЖЗ 103). В зоне среднеэтажной жилой застройки основным видом разрешенного использования является строительство многоквартирных жилых домов этажностью не более 6 этажей. Градостроительный регламент, установленный для данной зоны Правилами землепользования и застройки, не предусматривает строительство индивидуальных жилых домов ни среди вспомогательных, ни среди условно-разрешенных видов использования. Объекты недвижимости, несоответствующие градостроительным регламентам, поддерживаются и ремонтируются при условии, что эти действия не увеличивают степень несоответствия этих объектов требованиям градостроительных регламентов. Реконструкция объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Представитель Администрации <адрес> ФИО3 считает требования ФИО1 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил, на основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица. Суд, заслушав пояснения заявителя, его представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Шлыкова Р.М. является собственником земельного участка имеющего кадастровый номер №, расположенного по адресу <адрес>, данный земельный участок отнесен к категории земель поселений под объектом недвижимого имущества, общая площадь 682 кв.метра. Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что разрешенным использованием земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>, является использование под объектом недвижимого имущества - жилым домом. Представитель заявителя ФИО4 обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес>,что не отрицается сторонами. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> ФИО4, действующего в интересах Шлыковой Р.М., отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, отказ основан на требованиях ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Схема планировочной организации земельного участка, приложенная к заявлению не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка и на основании Правил землепользования и застройки <адрес> земельный участок находится в зоне разрешенного строительства многоквартирных жилых домов, строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено. В соответствии с Положением о Департаменте градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территории муниципального образования. Согласно ст.44 Градостроительного Кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка. Согласно градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, принадлежащий заявителю, относится к зоне среднеэтажной жилой застройки. На момент рассмотрения дела земельный участок, принадлежащий Шлыковой Р.М. не изъят государственными органами и органами местного самоуправления для государственных и муниципальных нужд, решения об его изъятии соответствующими органами не принималось, доказательств мер, направленных на изъятие у заявителя её земельного участка представителем органа местного самоуправления не представлено, как не представлено доказательств, из которых можно установить сроки реализация градостроительного регламента установленного в отношении земельного участка Шлыковой Р.М. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст.36 Градостроительного Кодекса РФ). Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Однако при разработке градостроительного участка земельного участка по адресу <адрес> не учтено предыдущее целевое назначение указанного земельного участка. Согласно ч.2 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В соответствии с ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, на основании ст.260 и ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем задания, сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство ведет к нарушению прав заявителя как собственника на пользования принадлежащим ей земельным участком, при отказе в выдаче разрешения на строительство, органом местного самоуправления не был учтен предыдущий вид разрешенного использования земельного участка заявителя, в результате чего было необоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство. На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> в выдаче Шлыковой Р.М. разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес>. В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Как установлено в судебном заседании Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> переименован в Департамент городского хозяйства администрации <адрес>. Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учрежден орган Администрации <адрес> в качестве юридического лица - Департамент градостроительства и архитектуры администрации <адрес>. Согласно Положения о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент и архитектуры администрации <адрес> выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территории муниципального образования Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным отказ в предоставлении разрешения Шлыковой Р.М. разрешения на строительство, и с учетом того, что единственным основанием для отказа в выдаче данного разрешения являлось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана, обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации <адрес> выдать Шлыковой Р.М. указанное разрешение. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Шлыковой ФИО8 удовлетворить. Признать незаконным отказ Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в выдаче решения на строительство объекта капитального строительства (жилого дома) на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>. Обязать Департамента градостроительства и архитектуры администрации <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение путем выдачи Шлыковой ФИО9 разрешения на строительство объекта капитального строительства (жилого дома) на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 04 сентября 2011 года. Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов