Решение (взыскание премии)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года               г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе:председательствующего судьи Клименко Г.А.

при секретаре Нечаевой Т.А.

с участием представителя ответчика Департамента управления делами Губернатора <адрес> ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя соответчика Аппарата Губернатора <адрес> ФИО9, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Жениховой ФИО12 к Департаменту управления делами Губернатора <адрес>, Аппарату Губернатора <адрес> о взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л

Истец Женихова И.Л. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту управления делами Губернатора <адрес>, о взыскании денежных средств. Требования мотивируя тем, что Женихова И.Л. проходила государственную гражданскую службу с ДД.ММ.ГГГГ, была назначена на должность государственной гражданской службы автономного округа <данные изъяты> аппарата Администрации <адрес>.. Распоряжением Аппарата Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ прекращено, истец освобождена от занимаемой должности, уволена с гражданской службы в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службы» в связи с отказом от предложенной должности начальника отдела формирования информационных систем электронного правительства управления развития электронного правительства Департамента информационных технологий ХМАО-Югры при сокращении должности гражданской службы заместителя председателя Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора <адрес>.. Однако по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год за фактически отработанное время соответчик не обеспечил выплату истцу денежного содержания в части премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года. На основании распоряжения Губернатора о премировании работникам и государственным служащим по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ года выплачена премия в размере трех месячных фондов оплаты труда. Просит суд взыскать с Департамента управления делами Губернатора <адрес> денежные средства в размере 78989,87 рублей, проценты за несвоевременную выплату в размере 1537,67 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Истец Женихова И.Л. в суд не явилась, будучи извещена о времени и месте судебного заседания, просила о рассмотрении гражданского дела в ее отсутствие, что в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела при указанной явке.

Представитель ответчика Департамента управления делами Губернатора <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, пояснила, что постановлением Губернатора <адрес> от 19.02.2011 года № 22 «О внесении изменений в постановление Губернатора автономного округа от 25.04.2005 года № 55, порядок выплаты премии по итогам работы за год изменен, и выплата премии производится тем работникам, которые состоят в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, и лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим не полный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в другой государственный орган, исполнительный орган государственной власти автономного округа. Постановление Губернатора вступило в силу до принятия решения о премировании. Просит суд оставить требования иска без удовлетворения.

Представитель соответчика Аппарата Губернатора <адрес> ФИО9, действующий на основании доверенности № ВЕ-22 от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, поддержал доводы представителя ответчика.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд счел требования иска подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, на основании распоряжения Администрации Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя в лице заместителя Губернатора- руководителя Администрации Губернатора <адрес> ФИО10 с Жениховой ФИО13 заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым истец принята на государственную гражданскую службу, принял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы <адрес>, исполнять должностные обязанности по должности начальника отдела организационно-методического Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.12-18).

Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание которое включается в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

Распоряжением Аппарата Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Жениховой И.Л. прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы <адрес>, истец освобождена от занимаемой должности, уволена с государственной гражданской службы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» (в связи с отказом от предложенной должности начальника отдела формирования информационных систем электронного правительства управления развития электронного правительства Департамента информационных технологий <адрес> при сокращении должности гражданской службы заместителя председателя Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернатора <адрес>. ). л.д. 19-20.

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ год. ( л.д. 41-43).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в адрес ответчиков с заявлением о выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год. ( л.д. 21-22).

Письмом и.о. директора Департамента управления делами Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу в выплате премии отказано по мотивам того, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры» (с изменениями на 26.02.2011 года) премия по результатам работы за год выплачивается работника, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, а также работникам, проработавшим неполный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа, в связи с тем, что работник уволен по иным причинам, основания для выплаты премии по итогам работы за год отсутствуют. ( л.д. 23-25).

Указанное решение нельзя считать законным по следующим основаниям.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также Законом ХМАО-Югры от 31.12.2004 года 97-оз «О государственной гражданской службе ХМАО-Югры», который, учитывая принципы соблюдения единства системы государственной службы Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы правового, организационного и финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

Согласно п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 (в редакции действовавшей на 28 октября 2010 года в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п. 6 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 55 от 25 апреля 2005 года, пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 6 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишены права на получение премии по итогам работы за год.

В силу ст.73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В судебном заседании установлено, что правоотношения между ответчиком и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены ДД.ММ.ГГГГ, соответственно к ним не может быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года.

Из пояснений представителей ответчиков следует, что истцу отказано в начислении и выплате премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год на основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 83-рг от 02 марта 2011 года, поскольку отсутствуют основания для ее выплаты, при этом иные основания, препятствующие выплате премии за ДД.ММ.ГГГГ год, отсутствуют.

Справкой заместителя директора департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что начисление премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года Жениховой И.Л. не производилось ( л.д. 26).

На момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имела право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, распоряжением ответчика указанная премия выплачена гражданским служащим

Согласно представленного условного расчета подписанного директором Департамента - управляющим делами Губернатора, главным бухгалтером, сумма премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года составляет 78989 рублей 87 копеек, что согласуется с расчетом истца.

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем взыскания в его пользу 78989,87 рублей.

Указанная сумма денежных средств подлежит взысканию с Департамента управления делами Губернатора ХМАО-Югры по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры № 68 от 13.04.201-0 года «О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО-Югры» Администрация Губернатора автономного округа реорганизована в Аппарат Губернатора ХМАО-Югры.

В соответствии с положением «Об аппарате Губернатора ХМАО-Югры», утвержденного постановлением Губернатора № 87 от 17.05.2010 года, финансовое обеспечение деятельности Аппарата осуществляется за счет средств бюджета автономного округа Департаментом управления делами Губернатора автономного округа.

Постановлением Губернатора автономного округа № 81 от 04.05.2010 года Управление делами Губернатора автономного округа переименовано в Департамент управления делами Губернатора ХМАО-Югры, в соответствии с указанным постановлением Департаменту управления делами Губернатора переданы полномочия по начислению и оплате труда государственных служащих.

Департамент управления делами Губернатора автономного округа в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств.

Таким образом, именно на Департамент управления делами Губернатора подлежит возложению обязанность по выплате истцу сумм удовлетворенных исковых требований.

Кроме того, истец просит суд взыскать с ответчика проценты за просрочку выплаты премии, компенсацию морального вреда причиненных в результате незаконных действий нанимателя.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Начисление и выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года производилась ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

На ДД.ММ.ГГГГ ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, согласно указания Банка России составила 8%.

Учитывая, что ответчик своевременно не выплатил истцу премию по итогам работы за год в размере 78989,87 рублей, указанная обязанность возникла у ответчика после ДД.ММ.ГГГГ, на момент предъявления иска просрочка выплаты составила 73 дней, в связи с чем, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 1537 рублей 67 копеек (78989,87/ 300 * 8% * 73).

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, был причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд считает необходимым снизить размер компенсации морального вреда до 2 000 рублей

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 2675,83 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковое заявление Жениховой ФИО14 к Департаменту управления делами Губернатора <адрес>, Аппарату Губернатора <адрес> о взыскании денежных средств, удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента управления делами Губернатора <адрес> в пользу Жениховой ФИО15 денежные средства в размере 78989,87 рублей, проценты за просрочку выплаты премии в размере 1537,67 рублей, компенсацию морального вреда 2000 рублей.

Взыскать с Департамента управления делами Губернатора <адрес> в пользу городского бюджета государственную пошлину в размере 2675,83 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено судом 20 июня 2011 года.

       

            Федеральный судья

Ханты-Мансийского районного суда:                                   Г.А.Клименко.