г.Ханты-Мансийск 04 октября 2011 года Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры в составе: председательствующего судьи: Воронина С.Н., при секретаре: Кривошеевой М.А., с участием представителя истца, представителей ответчиков, действующих на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1850/11 по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ольховиковой З.Е., к Администрации сельского поселения <данные изъяты> к Администрации <данные изъяты>, Департаменту строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса <данные изъяты> о возложении обязанности по выплате выкупной цены жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Ханты-Мансийский межрайонный прокурор, действующий в интересах граждански Ольховиковой З.Е., обратился в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с исковыми требованиями к Администрации сельского поселения <данные изъяты> мотивировав свои требования тем, что в Ханты-Мансийскую межрайонную прокуратуру обратилась Ольховикова З.Е. с заявлением по факту нарушения ее жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Ольховикова З.Е. до ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> <адрес> вынесено постановление № «О сносе жилого <адрес> по адресу: <адрес>», в связи с чем, между Ольховиковой З.Е. и администрацией <данные изъяты> заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному договору Администрация <данные изъяты> на срок до завершения расчетов по выкупной цене <адрес>, в жилом <адрес> предоставила Ольховиковой З.Е. во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>. До настоящего времени Администрацией <данные изъяты> выкупная цена изъятого у Ольховиковой З.Е. жилого помещения не выплачена. Прокурор просит обязать администрацию сельского поселения Горноправдинск выплатить Ольховиковой З.Е. выкупную цену за изъятое жилое помещение, из расчета средней рыночной стоимости, действующей на момент фактической выплаты. В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения по существу иска, а также указав, что Ольховикова З.Е. являлась собственником жилого помещения, которого лишилась в результате действий ответчика. В настоящее время Ольховикова З.Е. проживает в жилом помещении маневренного фонда, и не имеет возможности распорядиться принадлежавшим ей ранее имуществом. В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, в соответствии со ст.40 ГПК РФ, в качестве соответчиков по заявленным исковым требованиям, были привлечены к участию в процессе Администрация <данные изъяты> и Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса <данные изъяты> Ответчик и соответчики заявленные исковые требования не признали. Представители ответчика, действующие в интересах Администрации сельского поселения <данные изъяты> в судебном заседании указали, что требования к администрации сельского поселения не могут предъявляться, т.к. по всем обязательствам должна отвечать Администрация <данные изъяты>, которая является исполнителем программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005 - 2015 годы». На основании ФИО1-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в <адрес>, был признан не пригодным для проживания. Главой сельского поселения было принято решение и вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о сносе жилого <адрес> в <адрес>. По результатам обследования жилого дома было принято решение о расселении жильцов дома, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации. Истцу было предоставлено временное благоустроенное жилое помещение - <адрес>. Принудительного изъятия жилого помещения не было. Администрация <адрес> в рамках реализации программы, в течение ДД.ММ.ГГГГ года производила выплаты выкупной цены за изъятые жилые помещения. Представитель соответчика - Администрация <данные изъяты>, не согласившись с доводами представителей ответчика - Администрации сельского поселения, по существу заявленных исковых требований пояснил, что администрация <данные изъяты> действительно принимала решение о признании жилого <адрес> в <адрес> не пригодным для проживания, и указанный дом был включен в соответствующий реестр, в соответствии с программой ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005 - 2015 годы». За изъятые жилые помещения, собственники должны были получить выплату выкупной стоимости жилья, однако, программа перестала действовать и утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ. Администрация <данные изъяты> не имеет правовых оснований для выплаты Ольховиковой З.Е. денежных средств за изъятое жилье. Ответственность может быть возложена на Департамент строительства, энергетики <данные изъяты>. Представители - Департамента строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса <данные изъяты>, в судебном заседании указали, что они не согласны с позицией Администрации сельского поселения и Администрации <данные изъяты>. Задачей программы «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2005 - 2015 годы», ранее действовавшей на территории ХМАО-Югры, являлось оказание финансовой помощи органам местного самоуправления для строительства или приобретения жилья в целях переселения граждан из жилых домов, признанных непригодными для проживания. Механизм реализации программы предусматривал софинансирование программ муниципальных образований. Средства передавались в порядке межбюджетных отношений в виде субсидий местным бюджетам. В соответствии с нормами ЖК РФ, обязанность по предоставлению жилого помещения в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания или сносом дома возложена на тот орган, который являлся наймодателем такого жилого помещения или который принял решение о сносе дома. В системе действующего законодательства, обязанность переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Органы государственной власти ХМАО-Югры в рамках как ранее действовавших, так и действующих целевых программ лишь оказывают финансовую поддержку на решение вопроса переселения граждан из непригодного жилья. Соответчик не может нести ответственность, за действия органов местного самоуправления в сложившихся правоотношениях. Заинтересованное лицо - Ольховикова З.И. (истец), извещенная о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание явилась. В силу своего состояния здоровья, последняя представила суду письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. При наличии указанного, руководствуясь требованиями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица - Ольховиковой З.И., с участием представителя Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах последней. Ранее в судебных заседаниях Ольховикова З.И. указала, что она согласна с требованиями Ханты-Мансийского районного прокурора, т.к. ей обещали выплатить денежные средства за изъятое жилое помещение. По требованию администрации сельского поселения, она временно переселилась в <адрес> по <адрес> где проживает до настоящего времени. Ответчик отказывается выплачивать деньги, при этом, ее собственная квартира, находившаяся в доме по <адрес>, снесена. Она желает получить деньги и уехать с территории ХМАО-Югры на иное место жительства, но не имеет на это возможности, т.к. лишена своей собственности. Выслушав доводы сторон, изучив и проанализировав письменные материалы дела, а также представленные доказательства, суд приходит к выводам, что требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными, подлежащие удовлетворению по следующим основаниям. Так, судом установлено, что прокуратурой Ханты-Мансийского района по обращению гражданки Ольховиковой З.А. была проведена проверка, в ходе которой выявлен факт нарушения жилищных прав последней. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что гражданка Ольховикова З.Е. является собственником жилого помещения - <адрес>, общей площади 42 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права, серии № № от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Распоряжением Главы <данные изъяты> №а-р от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения - согласно приложению, были признаны непригодными для проживания в населенных пунктах сельских поселений <адрес>, в том числе жилой <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>. В указанном Распоряжении прописано: рекомендовать главам поселений определить из реестра первоочередной снос непригодных жилых домов; в установленном порядке уведомить граждан о сносе их жилых домов (п.3 Распоряжения). Суд считает необходимым отметить, что ДД.ММ.ГГГГ Директором Департамента государственной собственности <данные изъяты> был подписан Приказ № «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Ханты-мансийского района», согласно которому утвержден перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Ханты-мансийского района в муниципальную собственность сельского поселения Горноправдинск. На основании указанного Приказа Департамента государственной собственности <данные изъяты>, в соответствии с приказом №-п Департамента имущественных, земельных отношений и природопользования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения, расположенные в <адрес> в <адрес>, были переданы в собственность администрации сельского поселения <данные изъяты>, что подтверждено соответствующими письменными документами. ДД.ММ.ГГГГ главой Администрации сельского поселения <данные изъяты> было подписано постановление № «О сносе жилого <адрес> по адресу: <адрес>», Постановлением Администрации сельского поселения <данные изъяты> № было предусмотрено: произвести отселение граждан (нанимателей и собственников) на период - до истечения двух месяцев с момента приобретения другого жилого помещения, взамен снесенного жилого помещения, учитывая завершение расчетов за изъятое жилое помещение, но не более шести месяцев с момента завершения указанных расчетов; произвести снос жилого <адрес> после отселения граждан. ДД.ММ.ГГГГ главой сельского поселения было подписано уведомление, направленное в адрес Ольховиковой З.Е., о том, что «В соответствии с ЖК РФ, во исполнение … » - жилой <адрес> в <адрес> сносится. ДД.ММ.ГГГГ между Главой сельского поселения <данные изъяты> Ольховиковой З.Е. был составлен и подписан Акт приема-передачи жилого помещения, согласно которому Ольховикаова З.Е. сдала Администрации жилое помещение - <адрес>, находящуюся в собственности и расположенную по <адрес> в <адрес>, передав ключи в количестве 2-х штук. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией сельского поселения <данные изъяты> (Наймодатель) и Ольховиковой З.Е. (Наниматель) подписан Договор найма жилого помещения маневренного фонда №, по условиям которого Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение - однокомнатная <адрес>, расположенное по <адрес>. Условиями договора предусмотрено, что жилое помещение предоставлено Ольховиковой З.Е. в связи с плановым сносом жилого дома, на срок до завершения расчетов по выкупной цене <адрес>, в жилом <адрес> в <адрес>. Договор прекращается в связи с завершением расчетов по выкупной цене <адрес>. На вопрос суда представители Администрации сельского поселения <данные изъяты> указали, что в настоящее время жилой <адрес> в <адрес> снесен. Истец должна была получить выкупную стоимость за изъятое жилое помещение, однако, по причине отсутствия финансирования, денежные средства истцу не выплачиваются. С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании и имеющих существенное значение для дела, следует, что у Ольховиковой З.Е. фактически было произведено принудительное изъятие жилого помещения - <адрес>, расположенной по <адрес> в <адрес>, органом местного самоуправления - Муниципальное образование сельское поселение <данные изъяты> Судом установлено, что между Ольховиковой и Администрацией сельского поселения Горноправдинск фактически, на момент изъятия жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ Акт приема-передачи), сложились договорные отношения по выплате денежных средств - выкупной цены за <адрес> в <адрес>. Нормами ст.309 ГК РФ предписано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Ответчик - Администрация сельского поселения и соответчик - Администрация <данные изъяты> в своих доводах и возражениях ссылаются на условия программы «Улучшение жилищных условий населения Ханты- Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы», утвержденной Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №ЮЗ-оз от 11.11.2005 года, на отсутствие соответствующего финансирования, однако, в сложившейся ситуации, суд не может принять во внимание доводы последних, т.к. отсутствие финансовых средств не может нарушать законных прав и интересов граждан. Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи. В соответствии с ч.6 ст.32 ЖК РФ, выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по предоставлению жилого помещения в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания или сносом дома возложена на тот орган, который является наймодателем такого жилого помещения или который принял решение о сносе (ст. 86, 87 ЖК РФ), и которым, как правило, является орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Суд считает необходимым отметить, что если собственник согласится с выкупной ценой, а другая сторона не исполняет свои обязательства по срокам выплаты выкупной цены, то собственник имеет право обратиться в суд за возмещением убытков, связанных с неисполнением обязательств. Общими нормами ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Как указано в ч.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст.16 ГК РФ). Выкупная цена жилого помещения включает его рыночную стоимость, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием его имущества. Как установлено в судебном заседании, между сторонами не достигнуто соглашение по выкупной цене изъятого жилого помещения. Жилой дом снесен. Согласно постановлению Правительства ХМАО-Югры от 24.04.2006г. №87-п «О нормативах средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения», Региональная служба по тарифам ХМАО-Югры является уполномоченным органом по определению и утверждению нормативов средней рыночной стоимости 1 квадратного метра по ХМАО-Югре и муниципальным образованиям автономного округа. Нормативы средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения утверждаются и публикуются ежеквартально, а также являются обязательными для применения органами местного самоуправления муниципальных образований. При наличии указанного, требования прокурора, действующего в интересах Ольховиковой З.Е., подлежат удовлетворению. Совокупность норм действующего законодательства указывает, что обязанность по выплате выкупной цены за изъятое жилое помещение должна быть возложена на ответчика - Администрация сельского поселения <данные изъяты>, как на муниципальное образование, приявшее в феврале 2008 года решение о сносе жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>, фактически изъявшего жилое помещение - квартиру у собственника Ольховиковой З.Е., принявшего обязанность по выплате Ольховиковой З.Е. денежных средств, а также фактически причинившее убытки гражданину. Законные и обоснованные основания для возложения на соответчиков - Администрация <данные изъяты> и Департамент строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса <данные изъяты> обязанности по выплате Ольховиковой З.Е. денежных средств, в том числе наличие Распоряжения главы <данные изъяты> №. «О признании жилых помещений непригодными для проживания», отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ольховиковой З.Е., о возложении обязанности по выплате выкупной цены жилого помещения - удовлетворить. Обязать Администрацию сельского поселения <данные изъяты> выплатить гражданке Ольховиковой ФИО9 выкупную цену за изъятое жилое помещение - однокомнатная квартира <адрес>, общей площадью 42 кв.м., в том числе жилой 23,4 кв.м., из расчета стоимости 1 кв.м. в размере норматива средней рыночной стоимости общей площади жилого помещения по ХМАО-Югре и муниципальным образованиям ХМАО-Югры, утвержденного Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры, действующего на момент фактической выплаты. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2011 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры п/п С.Н. Воронин Копия верна. Судья С.Н. Воронин