Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ханты-Мансийск 06 сентября 2011 года Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В., при секретаре Баязитовой Д.М., с участием: истца Молоковой Л.А., представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2245/11 по исковому заявлению Молоковой ФИО8 к Департаменту экологии <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате, УСТАНОВИЛ: Истец Молокова Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности <данные изъяты> о взыскании денежных средств, мотивируя требования тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ. проходила государственную гражданскую службу. ДД.ММ.ГГГГ. действие служебного контракта, заключенного с истцом было прекращено, истец была освобожден от занимаемой должности, уволена с гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 федерального закона "О государственной гражданской службы Российской Федерации" в связи с сокращением должностей. По служебному контракту ответчик обязался выплачивать денежное содержание, которое состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым помимо прочего относится премия по результатам работы за год. Ответчик обязан исполнить свои обязательства, выплатить премию по итогам работы за 2010 год, однако до настоящего времени указанная выплата не произведена. Просит суд взыскать с ответчика денежные средства в счет премии за 2010 год в размере 56427,46 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей. Истец Молокова Л.А. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просив при этом взыскать причитающуюся сумму премии, компенсировать моральный вред. На взыскании процентов за невыплату заработной платы не настаивает. Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что постановлением Губернатора автономного округа от 19.02.2011. № 22 "О внесении изменений в постановление Губернатора автономного округа от 25.04.2005 года № 55", порядок выплаты премии по итогам работы за год изменен, и выплата премии производится тем работникам, которые состоят в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, и лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим не полный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в другой государственный орган, исполнительный орган государственной власти автономного округа. Постановление Губернатора вступило в силу до принятия решения о премировании, потому просит суд оставить требования иска без удовлетворения и применить последствия пропуска срока на обращение в суд. Заслушав представителей сторон, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд счел требования иска подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ. между представителем нанимателя - директором Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности <данные изъяты> и истцом был заключен служебный контракт №, в соответствии с которым истец принята на государственную гражданскую службу на должность главного специалиста отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля финансово-экономического управления Департамента. Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое включает в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании. Приказом директора Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа №-к от ДД.ММ.ГГГГ. истец была уволена с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ. по основанию п. 6 ч. 1 ст. 33 федерального закона от 27.07.2004. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением занимаемой должности. В соответствии с постановлением Губернатора ХМАО - Югры № от ДД.ММ.ГГГГ. "О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов <данные изъяты> Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности <данные изъяты> переименован в Департамент экологии <данные изъяты>. Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011. в соответствии со ст.ст. 8, 19 закона ХМАО-Югры от 04.04.2005. № 20-оз "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005. № 55 "О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", разрешено руководителям государственных органов автономного округа, исполнительных органов государственной власти выплатить премии по результатам работы за 2010 год в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на 2011 год. Ответчик отказывает истцу в выплате премии по результатам работы за 2010 год по мотивам того, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 25.04.2005. № 55 (с изменениями на 19.02.2011., то есть в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выплате премии) премия по результатам работы за год выплачивается работникам, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, а также работникам, проработавшим неполный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа. В связи с тем, что ответчик уволен по иным причинам, и по состоянию на 31 декабря 2010 года в списочном составе органов государственной власти не состоял, основания для выплаты премии по итогам работы за год отсутствуют. Вместе с тем, суд находит данные доводы не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающим права истца по следующим основаниям. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены федеральным законом от 27.07.2004. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом от 27.05.2003. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", а также законом ХМАО - Югры от 31.12.2004. 97-оз "О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", который, учитывая принципы соблюдения единства системы государственной службы Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы правового, организационного и финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В соответствии со ст. 50 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 20-оз от 04.04.2005. "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год. В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда. Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа. Согласно п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.04.2005. № 55 (в редакции действовавшей в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п. 6 ст. 33 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы). Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19.02.2011. внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 55 от 25.04.2005., пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие не проработавшие полный календарный год и уволенные по указанному выше основанию лишены права на получение премии по итогам работы за год. В силу ст. 73 федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной указанным федеральным законом. В соответствии со ст. 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения акта данного вида. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действия закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. К отношениям, возникшим до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК РФ). В судебном заседании установлено, что правоотношения между ответчиком и истцом, связанные с прохождением государственной гражданской службы последним, прекращены 05.10.2010., соответственно к ним не могут быть применены правовые нормы Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий с изменениями, внесенными Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19.02.2011. и его последующими изменениями. Из пояснений стороны ответчика следует, что истцу отказано в начислении и выплате премии по итогам работы за 2010 год на основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 83-рг от 02.03. 2011., поскольку отсутствуют основания для ее выплаты, при этом иные основания, препятствующие выплате премии за год, отсутствуют. На момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имела право на получение премии по итогам работы за 2010 год, распоряжением ответчика указанная премия выплачена иным государственным гражданским служащим Департамента. Представитель ответчика не возразил относительно расчета истцом размера премии, подлежащей выплате, контрасчета в порядке ст. 56 ГПК РФ суду не представил. Проверив указанный расчет, суд находит его правильным, не вызывающим сомнения и подтвержденным материалами дела. Более того, представленный истцом расчет исполнен специалистами ответчика по обращению истца. Представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд. вместе с тем, конкретную дату, либо обстояте56льства, при которых истец узнала или должна была узнать о нарушении своих прав указать не смог. В соответствии положениями ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истец пояснила, что о выплате премии другим работникам Департамента она узнала от своих бывших коллег ФИО5 и ФИО6 в июле 2011 года, после чего сразу обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении необходимых для обращения в суд документов и расчета. Принимая во внимание, что на момент принятия решения о выплате премии по итогам работы за 2010 года трудовые отношения между сторонами прекратились, с указанным решением истец не была ознакомлена, официально оно опубликовано не было, уведомления о том, что премия истцу выплачена не будет не направлялось, суд приходит к выводу, что Молокова Л.А. не знала и не должна была узнать о нарушении своего права до указанного ей момента, то есть до июля 2011 года. Исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ срок не пропущен Молоковой Л.А. Согласно ч. 1 ст. 12, ст. 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, из чего следует, что бремя доказывания факта пропуска срока на обращение в суд лежит на ответчике, бремя доказывания уважительности причины пропуска срока на обращение в суд - на истце. Доказательств своих доводов о пропуске истцом указанного срока ответчик не представил. С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате премии по результатам работы за 2010 год за фактически отработанное время в размере 56 427 рублей 46 копеек. Кроме этого, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей. В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Согласно разъяснениям п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Суд при определении размера компенсации морального вреда принимает во внимание степень вины ответчика, характер допущенных им нарушений, иные обстоятельства дела, степень нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего, а также требования ст. 151 Гражданского кодекса РФ, и с учетом разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Молоковой ФИО9 к Департаменту экологии <данные изъяты> удовлетворить частично. Взыскать с Департамента экологии <данные изъяты> в пользу Молоковой ФИО10 задолженность по оплате премии по результатам работы за 2010 год в размере 56 427 рублей 46 копеек, компенсацию морального вреда 2 000 рублей. Всего к взысканию 58 427 рублей 46 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 09 сентября 2011 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда И.В. Бакшеев