решение (о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск                                                                 26 августа 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Баязитовой Д.М.,

с участием заявителя Шалыгиной Л.Г., представителя заявителя ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2252/11 по заявлению Шалыгиной ФИО7 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Шалыгина Л.Г. обратилась в районный суд с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство Департамента градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>.

Требования мотивированы тем, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в уполномоченный орган администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "жилой дом" по указанному адресу, однако ДД.ММ.ГГГГ. получила отказ выдаче разрешения на строительство со ссылкой на положения ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка.

Считает отказ незаконным, просит суд признать его таковым, обязать заинтересованный орган устранить допущенное нарушение, возместить судебные расходы.

В судебном заседании заявитель, ее представитель ФИО4 доводы заявления поддержали, просили его удовлетворить, уточнив, что правильным наименованием органа, действия которого оспариваются, является Департамент городского хозяйства администрации <адрес>.

Представитель органа местного самоуправления Департамента городского хозяйства администрации <адрес> будучи извещенными о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав мнение заявителя и его представителя, суд находит оспариваемое решение подлежащим отмене, как не основанное на законе.

Как установлено судебном заседании Шалыгина Л.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельством о праве собственности на землю серии от ДД.ММ.ГГГГ., а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. серии <адрес>.

Из кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что разрешенным использованием (назначением) земельного участка кадастровый номер , расположенного по адресу Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <адрес>, является индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ. Шалыгина Л.Г. обратилась в Департамент градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта Жилой дом по <адрес>.

На основании решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> переименован в Департамент городского хозяйства администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ. Департаментом городского хозяйства администрации <адрес> за подписью заместителя директора по вопросам организации строительства Шалыгиной Л.Г. отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу <адрес> на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана), поскольку согласно Правил землепользования и застройки <адрес>, и составленного на их основании градостроительного регламента, земельный участок находится в зоне природных территорий, в которой не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилого строительства.

Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство, в соответствии с которым строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитально ремонта объекта капитального строительства застройщик должен направлять в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы заявление о выдаче разрешения на строительство.

Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. Названные требования истцом выполнены, доказательств опровергающих указанные обстоятельства в деле не имеется.

В соответствии с ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи истцу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

По смыслу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленных в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.

Согласно градостроительного плана земельного участка по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок, принадлежащий заявителю, относится к зоне природных территорий.

На момент рассмотрения дела земельный участок, принадлежащий Шалыгиной Л.Г. не изъят государственными органами и органами местного самоуправления для государственных и муниципальных нужд, решения об его изъятии соответствующими органами не принималось, доказательств принятия мер, направленных на изъятие у заявителя его земельного участка представителем органа местного самоуправления не представлено, как не представлено доказательств, из которых можно установить сроки реализация градостроительного регламента установленного в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ).

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Однако при разработке градостроительного участка земельного участка по адресу <адрес> не учтено установленное ранее целевое назначение указанного земельного участка.

Согласно ч.2 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В силу ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Имущественные отношение по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а так же по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения     которого     устанавливаются     федеральными     законами     требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На основании ст. 260 и ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Вид разрешенного использования земельного участка, в соответствии со ст. 20 федерального закона от 24.07.2007. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", вправе изменить только собственник земельного участка, путем внесения соответствующих изменений в кадастр о разрешенном использовании земельного участка.

Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство ведет к нарушению прав заявителя как собственника на пользование принадлежащим ему земельным участком, при отказе в выдаче разрешения на строительство. Органом местного самоуправления не был учтен предыдущий зарегистрированный вид разрешенного использования земельного участка заявителя, в результате чего было необоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представителем органа местного самоуправления не представлено доказательств законности принятого решения.

Оценив установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о незаконности отказа Департамента городского хозяйства администрации <адрес> в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, <адрес>.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным отказ в предоставлении Шалыгиной Л.Г. разрешения на строительство, и с учетом того, что единственным основанием для отказа в выдаче данного разрешения являлось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана, обязать Департамент городского хозяйства администрации <адрес> выдать заявителю указанное разрешение.

Заявитель также просит возместить ему понесенные по делу судебные расходы, при этом указывает, что для получения консультации, составления заявления она была вынуждена обратиться за юридической помощью к адвокату ФИО5, в связи с чем, понесла судебные расходы в размере 5000 рублей. Указанное подтверждается квитанцией об оплате услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

Шалыгина Л.Г. не обладает необходимыми юридическими знаниями, для самостоятельного осуществления защиты своих прав. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ суд относит понесенные заявителем расходы на оплату услуг адвоката к издержкам, связанным с рассмотрением дела, и признает судебными расходами.

Размер уплаченной заявителем государственной пошлины при обращении в суд составил 200 рублей.

Согласно правилам распределения судебных расходов между сторонами, установленных ст. 98 ГПК РФ, исходя из характера и объема удовлетворенных требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца понесенные судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Шалыгиной ФИО8 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство Департамента городского хозяйства администрации <адрес> удовлетворить.

Признать отказ Департамента городского хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> - незаконным.

Обязать Департамент городского хозяйства администрации <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение путем выдачи Шалыгиной ФИО9 разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.

Взыскать с Департамента городского хозяйства администрации <адрес> в пользу Шалыгиной ФИО10 5200 рублей в счет возмещения судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 31 августа 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                     И.В. Бакшеев