РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Ханты-Мансийск 29 июля 2011 года Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Воронина С.Н., при секретаре: Кривошеевой М.А., с участием истца, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Пастуховой ФИО4 к Департаменту жилищной политики <адрес> о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве имеющей право на получение субсидии и понуждении поставить на учет, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в Ханты-Мансийский районный суд с исковыми требованиями к ответчику - Департаменту жилищной политики <адрес>, мотивировав свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ истец подала документы в Департамент для постановки на учет как лицо, имеющее право получения социальных выплат на приобретение жилья за счет средств Федерального бюджета, согласно Федеральному закону №125-фз от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях … ». В ДД.ММ.ГГГГ истец получила письменный ответ, из которого следовало, что в постановке на учет для получения субсидии отказано. Основанием послужило отсутствие документов, подтверждающих сохранение права на получение жилищных субсидий. Считает, что Департамент неправильно толкует нормы действующего законодательства, поэтому отказ противоречит нормам права. Истец просит признать недействительным отказ в постановке на учет в качестве имеющей право на получение субсидии и понуждении поставить истца на соответствующий учет. В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения по существу иска, а также указав, что истцу № лет и в районы Крайнего Севера она прибыла в ДД.ММ.ГГГГ году, имеет общую продолжительность северного стажа работы более 15 календарных лет. Своего жилья не имеет. Ответчик или его представитель в судебное заседание не явились, уважительная причина неявки судом не установлена. Руководствуясь требованиями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным провести судебное заседание без участия представителя ответчика. Выслушав доводы истца, рассмотрев в совокупности письменные материалы дела, суд находит основания для частично удовлетворения заявленных исковых требований. Так, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец Пастухова А.А., собрав соответствующий пакет документов, обратилась в ДД.ММ.ГГГГ к ответчику - Департамент жилищной политики <адрес> с заявлением о постановке на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жиль из федерального бюджета. Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента жилищной политики <адрес> №, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья … », Пастуховой А.А. отказано в постановке на учет. Основание отказа: не представлены документы, подтверждающие сохранение право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья из федерального бюджета в соответствии со ст.1 Федерального закона «125-фз от 25.10.2002г. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца от ответчика было направлено письмо, за подписью заместителя директора, из которого следует, что документы истца были рассмотрены, для сохранения права на получение субсидии в соответствии с действующим Федеральным законом необходимо предоставить документы, подтверждающие, что истец состояла на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства в населенном пункте, приравненном к районам Крайнего Севера. Как следует из представленной в суд трудовой книжки истца от ДД.ММ.ГГГГ, последняя имеет общий стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год - 11 лет 3 месяца и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год (включительно) - 3 года 11 месяцев (продолжает работать по настоящее время). Таким образом, судом установлено, что истец имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Право на получение жилищных субсидий, условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за счет средств федерального бюджета, установлены Федеральным законом №125-фз от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002г. N879, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: а) заявление по форме; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания. При этом, нормы Положения не содержат оснований для отказа в постановке на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, по причине не предоставления гражданином документов, подтверждающих сохранение право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья, на которые имеется ссылка в приказе Департамента жилищной политики <адрес> №№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в постановке на учет». Кроме того, в письменном ответе Департамента жилищной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного истцу, указывается на стаж работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы - 11 календарных лет, без учета стажа работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год (более 4-х лет). Таким образом, ответчик, при разрешении вопроса о постановке истца на учет лица, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, руководствовался нормой, регулирующей сохранение права за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В статье 1 Федерального закона №125-ФЗ прописано, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании установлено, что истец фактически прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ год). До вступления в силу вышеназванного федерального закона, имея трудовой стаж более 11 лет, в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, выезжала из местности, приравненной к районам Крайнего Севера в связи с переменой места жительства. В ДД.ММ.ГГГГ истец приехала (прибыла) на постоянное место жительства в <адрес>, т.е. в местность, приравненную к районам Крайнего Севера, где трудоустроилась и работает по настоящее время. Как указывалось выше, истец фактически на день обращения к ответчику и на момент рассмотрения дела имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет. Указанные обстоятельства, с учетом требований ст.1 Федерального закона №125-ФЗ, были оставлены ответчиком без внимания. Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями. Суд считает необходимым отметить, что согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При наличии указанных обстоятельств, отказ Департамента жилищной политики <адрес> в постановке Пастуховой А.А. на учет, как имеющей право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья из федерального бюджета, нельзя признать обоснованным, требования истца в указанной части подлежат удовлетворению. Согласно заявленным требования, истец просит обязать ответчика поставить истца на соответствующий учет - на получение субсидии, с даты подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ). В указанной части требования истца не подлежат удовлетворению, т.к. суд не располагает достоверными и допустимыми сведениями о предоставлении истцом в адрес ответчика (соответствующий уполномоченный орган) необходимых документов, являющихся законным основанием для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. В соответствии с требованиями ст.56 и ст.57 ГПК РФ, истцом или представителем ответчика, в судебном заседании не подтверждены надлежащим образом доводы о предоставлении истцом в уполномоченный орган всех необходимых документов (заявление, справки, заверенные копии документов и т.д.). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Пастуховой ФИО5 к Департаменту жилищной политики <адрес> о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве имеющей право на получение субсидии и понуждении поставить на учет - удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Департамента жилищной политики ХМАО-Югры в постановке гражданки Пастуховой ФИО6 на учет, как имеющей право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья из федерального бюджета, в рамках Федерального закона №125-фз от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 01 августа2011 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры С.Н. Воронин