Решение (социальный спор)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ханты-Мансийск                                                                 17 октября 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Жуковской О.В.,

с участием:

представителя истца Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Куроедовой А.В.,

лица, в интересах которого заявлено исковое заявление ФИО1,

представителя ответчика Администрации <адрес> ФИО6,

представителя третьего лица Управления опеки и попечительства Администрации <адрес> ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2109/11 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации <адрес> о постановке на учет по предоставлению жилого помещения, предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Администрации <адрес> о постановке на учет по предоставлению жилого помещения, предоставлении жилого помещения, мотивировав свои требования тем, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицо, оставшееся без попечении родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО7 и отец ФИО3 решением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ограничены в родительских правах.

Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 переведена из социального приюта для детей и подростков «<данные изъяты>» в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» <адрес>, затем переведена в коррекционную школу-интернат <адрес>.

Вышеуказанным постановлением за ФИО1 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> на все время нахождения в государственном учреждении.

До указанных событий, ФИО1 проживала в жилом помещении по адресу <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ году, ФИО1 окончила Нялинскую школу - интернат, но в закрепленное жилое помещение вернуться не смогла, в связи с тем, что не сложились отношения с братом ФИО11

В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 стала проживать в вышеуказанном жилом помещении.

Согласно справки с места жительства о составе семьи и временной регистрации МП «ЖКУ» в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> зарегистрировано шесть человек, фактически проживают шесть человек: ФИО13 с сожителем и ребенком ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, семья сестры ФИО1 три человека, семья брата ФИО14 три человека, а также отец ФИО3.

Согласно справки о составе семьи, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес> и уведомления Управления Росреестра по <адрес>, у ФИО1 установлено отсутствие жилых помещений на праве собственности.

ФИО1 в связи с наличием закрепленного жилого помещения, на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении поставлена не была, несмотря на то что, закрепленное за ней жилое помещение ниже социальных норм.

В соответствии ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Общей целью установления указанных выше дополнительных гарантий прав жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из-под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим установленным требованиям, и исключения отнесения детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, формальный подход к толкованию указанных норм закона и применению их на практике в той мере, в какой они ограничивают права выпускников детских домов, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью, на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось.

Такое ограничение противоречит ст.19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение обеспеченностью на одного проживающего в нем ниже установленных социальных норм, имеют право по окончании периода пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы на получение во внеочередном порядке жилого помещения в дополнение к закрепленному в целях обеспечения их жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Более того, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) в целях обеспечения их жилым помещением подлежат регистрационному учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади) на основании ч.2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ч.3 указанной выше статьи закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года №57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре» норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа установлена в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения - на одного члена семьи из двух и более человек.

При этом в силу ч.2 ст.11 означенного закона с согласия гражданина ему может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма дополнительно к имеющемуся, но в пределах площади жилого помещения, не достающей до нормы предоставления.

Также следует учитывать, что в силу ч.1 ст.58 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

Общая площадь жилого помещения квартиры по <адрес> составляет 53 кв.м., в том числе жилая 34,2 кв.м.

В жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> зарегистрировано шесть человек, фактически проживают шесть человек. С учетом имеющейся жилой площади, ФИО1 имеет право на предоставление в порядке ч.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилого помещения общей площадью не ниже социальных норм.

В связи с чем истец просит суд, обязать администрацию <адрес> поставить ФИО4 на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма общей площадью не ниже социальных норм.

В судебном заседании представитель истца Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Куроедова А.В., исковые требования поддержала, дала пояснения согласно искового заявления.

ФИО1 просит удовлетворить исковые требования, суду пояснила, что не имеет возможности проживать в закрепленном за ней жилье.

Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, считает их не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Администрации <адрес> ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ полагает, что со стороны ответчика нарушений закона по отношении к ФИО1 не допущено, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Родителями ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО7 и ФИО3

Решением Ханты-Мансийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ФИО3 ограничены в родительских правах в отношении детей: ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Марии ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на шесть месяцев с передачей детей на попечение органа опеки и попечительства.

Согласно постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена из социального приюта для детей и подростков «<данные изъяты>» в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» <адрес>.

За несовершеннолетней ФИО1 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> на все время нахождения в государственном учреждении (л.д.32-33).

ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти .

В связи с наличием закрепленного за истцом жилого помещения, на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, органом местного самоуправления ФИО1 поставлена не была.

Жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, включая жилищные права и меры их защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, регламентированы Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также дополняющими их иными нормативными актами.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе жилищных отношений, установлены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных и учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

ФИО1 относится к категории лиц, приведенных в ст.1 данного Закона, соответственно, на него в полном мере распространяются гарантии, установленные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п.1 ст.8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм

Исходя из анализа вышеприведенных норм, общей целью установления дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставления им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим установленным требованиям, и исключения отнесения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, формальный подход к толкованию указанных норм закона и применению их на практике в той мере, в какой они ограничивают права детей-сирот, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью, на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит данных детей в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось.

Такое ограничение противоречит ст.19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Недопустимо ограничение прав выпускников детских домов, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью. Отказ в реализации их права на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение обеспеченностью на одного проживающего в нем ниже установленных социальных норм, имеют право по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на получение во внеочередном порядке жилого помещения в дополнение к закрепленному в целях обеспечения их жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской федерации и относятся к расходным обязательствам.

Согласно п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

В соответствии со ст.10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июля 2005 года №57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа установлена в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи из двух и более человек и 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одиноко проживающего человека.

Как установлено в судебном заседании до помещения ФИО1 в социальный приют «Надежда» проживала вместе с родителями, братьями и сестрами по адресу <адрес>.

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована по адресу <адрес>; правами на другие жилые помещения не обладает. Общая площадь жилого помещения составляет 53 кв.м., жилая 34,2 кв.м., право проживания в указанном жилом помещении сохраняют помимо истца ФИО10, ФИО3, ФИО11 Следовательно, истец при закреплении за ней жилого помещения была обеспечена жилой площадью ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июня 2006 года №60-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> на неограниченный срок наделяются отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Таким образом, учитывая, что истец не обеспечена жильем по социальным нормам, имеются основания для удовлетворения требований прокурора об обязании ответчика включить ФИО1 в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исковые требования в части предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью не ниже социальных норм удовлетворению не подлежат.

Предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей осуществляется органами исполнительной власти в порядке очередности с учетом реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ФИО1 не состояла в указанном реестре детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее очередь на получение жилого помещения не подошла, в связи с чем, основания для обязания ответчика предоставить ФИО1 жилое помещение, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ханты-Мансийского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать Администрацию <адрес> включить ФИО4 в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 24 октября 2011 года.

Председательствующий федеральный судья _______________ А.В. Воронцов