Решение (взыскание премии)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 года                г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием представителя истца адвоката ФИО4, действующей по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Департамента по управлению делами Губернатора ХМАО_Югры ФИО5, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ представителя ответчика Департамента финансов ХМАО-Югры ФИО6, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исх.№

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2729/11 по исковому заявлению Белявской ФИО8 к Губернатору ХМАО - Югры, Представительству ХМАО-Югры при Правительстве РФ и в субъектах РФ, Департаменту по управлению делами Губернатора ХМАО - Югры, Департаменту финансов ХМАО-Югры, третье лицо Правительство ХМАО - Югры, о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по заработной плате в виде премии на ДД.ММ.ГГГГ год.      

Требования мотивированы тем, что она проходила государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> Представительства ХМАО - Югры в <адрес>. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта, заключенного с истцом было прекращено в связи с сокращением занимаемой должности. В течение ДД.ММ.ГГГГ года дисциплинарных взысканий не имела, каких-либо замечаний со стороны руководства не высказывалось, при которых премия не назначается. Вины истца в том, что она не отработала полный календарный год, отсутствует, поскольку она уволилась не по своей воле и не за служебные упущения в работе.

Просит суд, взыскать с ответчика денежные средства в счет премии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель истца в судебном заседании настаивает на исковых требованиях, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители ответчиков Департамента по управлению делами Губернатора ХМАО-Югры, Департамента финансов ХМАО-Югры полагают, что представляемые им лица является ненадлежащими ответчиками по делу.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дате и месте судебного заседания, не явились, уважительных причин не явки суду не сообщили.

Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав представителей сторон, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Представителем нанимателя, в лице руководителя Представительства ХМАО - Югры в <адрес>, с Белявской З.М. заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым истец принят на государственную гражданскую службу, принял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы ХМАО-Югры, исполнять должностные обязанности по должности помощника руководителя представительства ХМАО - Югры в <адрес> (л.д.27 - 33).

Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое включает в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

На основании постановления Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ (п.3) Представительство ХМАО - Югры в <адрес> было реорганизовано путем присоединения Представительства ХМАО - Югры в <адрес> к Представительству ХМАО - Югры при Правительстве РФ и в субъектах РФ.

Распоряжением Губернатора ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена с государственной гражданской службы ХМАО - Югры с ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением занимаемой должности, что подтверждается записью в трудовой книжке серии (л.д.25).

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ год.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в адрес начальника управления Представительства в <адрес> с заявлением о выплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.13).

Письмом заместителя руководителя Управления представительства ХМАО - Югры при Правительстве РФ и в субъектах РФ в <адрес> исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ истцу в выплате премии отказано по мотивам того, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры» (с изменениями на 19.02.2011 года) премия по результатам работы за год выплачивается работникам, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, а также работникам, проработавшим неполный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа, в связи с тем, что работник уволен по иным причинам, основания для выплаты премии по итогам работы за год отсутствуют.

Указанное решение нельзя считать законным по следующим основаниям.

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ год.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также Законом ХМАО-Югры от 31.12.2004 года 97-оз «О государственной гражданской службе ХМАО-Югры», который, учитывая принципы соблюдения единства системы государственной службы Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы правового, организационного и финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

Согласно п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 (в редакции действовавшей на 18 апреля 2010 года в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п. 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Между тем, истцу премия не была начислена и выплачена, в связи с изданием постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года.

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 55 от 25 апреля 2005 года, пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие, не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишены права на получение премии по итогам работы за год.

Впоследствии, на основании Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 27 июля 2011 года № 106 «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности ХМАО - Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры», постановление Губернатора ХМАО - Югры от 19 февраля 2011 года № 22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора ХМАО - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры» было признано утратившим силу.

При этом, вышеуказанное положение Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 27 июля 2011 года № 106 «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности ХМАО - Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры» распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.     

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имела право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, распоряжением Губернатора ХМАО-Югры указанная премия выплачена гражданским служащим.

Согласно справки расчета годовой премии за ДД.ММ.ГГГГ года, подписанной истцом, сумма премии рассчитана на основании справки Представительства ХМАО-Югры при Правительстве РФ и в субъектах РФ исх. от ДД.ММ.ГГГГ с указанием месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, и составляет <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем взыскания с ответчика Представительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры при Правительстве Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации денежных средств в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек по следующим основаниям.

Как отмечено выше, Представительство ХМАО - Югры в <адрес> было реорганизовано путем присоединения Представительства ХМАО - Югры в <адрес> к Представительству ХМАО - Югры при Правительстве РФ и в субъектах РФ.

В соответствии с п.1 «Положения о Представительстве Ханты-Мансийского автономного округа-Югры при Правительстве Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации», утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО - Югры № 125 от 9 июля 2010 года, представительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при Правительстве Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (сокращенное наименование - Представительство Югры) в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" является государственным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), образованным для обеспечения исполнения полномочий Губернатора автономного округа по представлению субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношениях с Правительством Российской Федерации, иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 вышеуказанного положения установлено, что финансовое обеспечение деятельности Представительства осуществляется за счет средств бюджета автономного округа.

Также истец просит суд взыскать с ответчика проценты за просрочку выплаты премии в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Начисление и выплата премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года производилась ответчиком после ДД.ММ.ГГГГ.

На дату рассмотрения настоящего гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, согласно указания банка России от ДД.ММ.ГГГГ , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8,25%.

Учитывая, что ответчик своевременно не выплатил истцу премию по итогам работы за год в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, указанная обязанность возникла у ответчика после ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения дела просрочка выплаты составила 233 дня, в связи с чем, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за несвоевременную выплату премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки (<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек/300 x 8,25% x233).

В соответствии с п.3 ст.196 ГПК РФ, с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям (основаниям и предмету), выйти за пределы заявленных истцом требований, суд имеет право лишь в прямо предусмотренных случаях.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Кроме этого, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В силу положений ч.1,2 ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размере компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, был причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда - <данные изъяты> рублей.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование данного требования истцом предоставлена квитанция от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ч.1 ст.98 ГПК РФ).

В силу ч.1 ст.100 ГПКРФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание то, что представителем истца было составлено исковое заявление, собраны необходимые доказательства по делу, а также его участие в двух судебных заседаниях, суд с учетом принципа разумности и справедливости считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Истец на основании п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с п.19 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика не подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении исковых требований Белявской ФИО9 к Губернатору ХМАО - Югры, Департаменту по управлению делами Губернатора ХМАО - Югры, Департаменту финансов ХМАО-Югры отказать.

Исковые требования Белявской ФИО10 к Представительству ХМАО - Югры при Правительстве РФ и в субъектах РФ удовлетворить.

Взыскать с Представительства ХМАО - Югры при Правительстве РФ и в субъектах РФ в пользу Белявской ФИО11 денежные средства в счет премии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, денежную компенсацию за просрочку выплаты премии в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.

       

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                         А.А. Литвинова