Решение (взыскание премии)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года                   г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием истца, представителя ответчика ФИО4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2599/11 по исковому заявлению Маркович ФИО6 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств, мотивируя требования тем, что он проходил государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты> Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры, который в настоящее время переименован в Департамент социального развития ХМАО - Югры. ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта заключенного с истцом было прекращено, в связи с сокращением занимаемой должности. В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 04 апреля 2005 года №20-оз, денежное содержание лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа состоит из оклада месячного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам помимо прочего относится премия по результатам работы за год. В соответствии с ч.5 п.3.5 раздела Положения (утвержденного Постановлением Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55), действующего в период ее работы, премия выплачивается гражданским служащим, проработавшим неполный календарный год определенной категории работников, в том числе в связи с прекращением служебного контракта по п.6 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Со своей стороны истец выполнил обозначенные в положении о премировании условия, в течение ДД.ММ.ГГГГ года дисциплинарных взысканий не имела, каких-либо замечаний со стороны руководства не высказывалось, при которых премия не назначается. Кроме того, вина истца в том, что он не отработал полный календарный год, отсутствует, поскольку он уволился не по своей воле и не за служебные упущения в работе. Ответчик обязан исполнить свои обязательства, выплатить премию по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, до настоящего времени указанная выплата не произведена.

Просит суд взыскать с ответчика задолженность по оплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, проценты по день фактической уплаты основного долга, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Истец в судебном заседании истец настаивает на заявленных требованиях, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признал, суду пояснил, что истцу выплата премии по итогам ДД.ММ.ГГГГ года не полагается, поскольку последний в списочном составе с ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год не состоял. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав стороны, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно (распоряжения) о назначении (приеме) гражданского служащего (работника) на должность (работу) от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на должность инженера отдела организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя в лице директора Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры с Маркович А.А. заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному трудовому договору, в соответствии с которым истец принят на государственную гражданскую службу, принял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы ХМАО-Югры, исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста отдела кадровой и правовой работы Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры, что также подтверждается записью в трудовой книжке серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12 - 18, 20 - 25).

Дополнительным соглашением гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое включается в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

На основании постановления Губернатора ХМАО-Югры от 13 апреля 2010 года № 68 (п.1) Департамент социальной защиты населения ханты - Мансийского автономного округа - Югры был переименован в Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры.

Приказом (распоряжением) о расторжении служебного контракта с гражданским служащим от ДД.ММ.ГГГГ истец освобожден от занимаемой должности, уволен с государственной гражданской службы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе» (в связи с сокращением должности гражданской службы) (л.д.19).

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ год.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также Законом ХМАО-Югры от 31.12.2004 года 97-оз «О государственной гражданской службе ХМАО-Югры», который, учитывая принципы соблюдения единства системы государственной службы Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы правового, организационного и финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

Согласно п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 (в редакции действовавшей на 18 апреля 2010 года в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п. 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Между тем, истцу премия не была начислена и выплачена, в связи с изданием постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года.

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 55 от 25 апреля 2005 года, пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие, не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишены права на получение премии по итогам работы за год.

Впоследствии, на основании Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 27 июля 2011 года № 106 «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности ХМАО - Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры», постановление Губернатора ХМАО - Югры от 19 февраля 2011 года № 22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора ХМАО - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры» было признано утратившим силу.

При этом, вышеуказанное положение Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 27 июля 2011 года № 106 «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности ХМАО - Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры» распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.     

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имел право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, распоряжением ответчика указанная премия выплачена гражданским служащим.

Согласно расчета годовой премии за ДД.ММ.ГГГГ года, составленного истцом, сумма премии, подлежащая выплате истцу, по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что не оспаривается представителем ответчика.

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем взыскания с ответчика Департамента социального развития ХМАО - Югры, задолженность по уплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Как отмечено выше, Департамент труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры реорганизован в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Пунктом 2 постановления Губернатора ХМАО-Югры от 19 июля 2010 года № 129 (с изменениями от 22 августа 2011 года) установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является правопреемником Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части исполняемых функций в сфере социальной защиты.

Также, истец просит суд взыскать проценты за несвоевременную выплату премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год по день фактической уплаты основного долга.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму долга с учетом процентов за несвоевременную выплату премии по результатам ДД.ММ.ГГГГ года в размере, исходя из 1/300 ставки рефинансирования в размере 8,25% (указание Банка России № 2618 - У от 29 апреля 2011 года) за каждый день просрочки, с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно.

Кроме этого, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В силу положений ч.1, 2 ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размере компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, был причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Истец на основании п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с п.19 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика не подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Маркович ФИО7 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.

Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Маркович ФИО8 денежные средства в счет премии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с выплатой процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты основного долга в размере 1/300 действующей на день выплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 12 октября 2011 года.       

       

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                         А.А. Литвинова