Решение (взыскание премии)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2011 года                      г. Ханты-Мансийск

Тюменской области

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием истца, ее представителя ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты - Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2676/11 по исковому заявлению Карлюгиной ФИО6 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о взыскании денежных средств.      

Свои требования мотивировала тем, что она проходила государственную гражданскую службу в Департаменте труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры. ДД.ММ.ГГГГ действие служебного контракта заключенного с истцом было прекращено, истец был освобождена от занимаемой должности, уволена с гражданской службы в соответствии с п.6 ч.1 ст.33 ФЗ «О государственной гражданской службы» в связи с сокращением занимаемой должности. В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 04 апреля 2005 года №20-оз, денежное содержание лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа состоит из оклада месячного содержания, ежемесячных надбавок и иных дополнительных выплат, в том числе премии по результатам работы за год. В соответствии с ч.5 п.3.5 раздела Положения (утвержденного Постановлением Губернатора автономного округа от 25 апреля 2005 года №55) действующего в период ее работы, премия выплачивается гражданским служащим проработавшим неполный календарный год определенной категории работников, в том числе в связи с прекращением служебного контракта по п.6 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Со своей стороны истец выполнила обозначенные в положении о премировании условия, в течение ДД.ММ.ГГГГ года дисциплинарных взысканий не имела, каких-либо замечаний со стороны руководства не высказывалось, при которых премия не назначается. Кроме того, вина истца в том, что она не отработала полный календарный год, отсутствует, поскольку она уволилась не по своей воле и не за служебные упущения в работе. По служебному контракту ответчик обязался выплачивать денежное содержание, которое состоит из оклада месячного денежного содержания, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым помимо прочего относится премия по результатам работы за год. Следовательно, ответчик обязан исполнить свои обязательства, выплатить премию по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, до настоящего времени указанная выплата не произведена.

Просит суд взыскать с ответчика денежные средства в счет премии за <данные изъяты> год в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка с выплатой денежной компенсации за просрочку выплаты премии по день фактической уплаты основного долга, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Истец, ее представитель в судебном заседании настаивают на исковых требованиях, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика, надлежаще извещенный о дате и месте судебного заседания, не явился, уважительных причин не явки суду не сообщил.

Заслушав истца, ее представителя, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании приказа (распоряжения) о назначении (приеме) гражданского служащего (работника) на должность (работу) от ДД.ММ.ГГГГ, представителем нанимателя в лице директора Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры с Карлюгиной О.Г. заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым истец принят на государственную гражданскую службу, принял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы ХМАО-Югры, исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста общего отдела учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры, что также подтверждается записью в трудовой книжке серии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8 - 15, 19).

       Служебным контрактом гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое включает в себя и премии по результатам работы за год в соответствии с положением о премировании.

Впоследствии, на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ истцу была увеличена надбавка за особые условия государственной службы до 30 % (л.д.16).

Приказом Департамента труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена с государственной гражданской службы ХМАО - Югры с ДД.ММ.ГГГГ, на основании п.6 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением занимаемой должности (л.д.17).

На основании постановления Губернатора ХМАО-Югры от 13 апреля 2010 года № 68 "О формировании исполнительных органов государственной власти и государственных органов ХМАО-Югры" Департамент труда и социальной защиты населения ХМАО - Югры переименован в Департамент социального развития ХМАО-Югры.

Распоряжением Губернатора ХМАО-Югры № 83-рг от 02.03.2011 года в соответствии со ст.ст. 8, 19 Закона ХМАО-Югры от 04.04.2005 года № 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО-Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры», разделом 3 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 52 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры, разделом 6 приложения 2 к постановлению Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 54 «Об оплате труда и социальной защищенности рабочих государственных органов ХМАО-Югры», разрешено руководителям государственных органов ХМАО-Югры, исполнительных органов государственной власти ХМАО-Югры выплатить премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ года в размере 3 месячных фондов денежного содержания (месячных фондов оплаты труда) в пределах установленных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ год.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о выплате премии по результатам работы за 2010 год (л.д.39).

Письмом директора Департамента социального развития ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ истцу в выплате премии отказано по мотивам того, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 25.04.2005 года № 55 «Об оплате труда и социальной защищенности лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности государственных органов ХМАО-Югры» (с изменениями на 19.02.2011 года) премия по результатам работы за год выплачивается работника, которые состояли в списочном составе по состоянию на 31 декабря соответствующего года, а также работникам, проработавшим неполный календарный год в связи с их переводом по их просьбе или с их согласия в государственный орган автономного округа, исполнительный орган государственной власти автономного округа, в связи с тем, что работник уволен по иным причинам, основания для выплаты премии по итогам работы за год отсутствуют.

Указанное решение нельзя считать законным по следующим основаниям.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также Законом ХМАО-Югры от 31.12.2004 года 97-оз «О государственной гражданской службе ХМАО-Югры», который, учитывая принципы соблюдения единства системы государственной службы Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирует вопросы правового, организационного и финансово-экономического обеспечения государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного содержания гражданского служащего, а также из месячных и иных дополнительных выплат. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры №20-оз от 04 апреля 2005 года «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в состав денежного содержания лиц, замещающих должности гражданской службы автономного округа входит премия по результатам работы за год.

В силу ст. 19 указанного нормативного правового акта лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачена премия по результатам работы за соответствующий год в размере до трех месячных фондов оплаты труда.

Порядок и условия выплаты премии по результатам работы за год, определяются положениями, утверждаемыми постановлением Губернатора автономного округа, а для лиц, замещающих должности гражданской службы в аппарате Думы автономного округа и образуемых Думой автономного округа государственных органах, а также иным лицам, необходимым для обеспечения деятельности Председателя Думы автономного округа, его заместителей и других депутатов Думы автономного округа, - в соответствии с положением, утверждаемым постановлением Думы автономного округа.

Согласно п. 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий, утвержденным Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 (в редакции действовавшей на 18 апреля 2010 года в момент прекращения служебных отношений между истцом и ответчиком), премия по итогам работы за год выплачивалась за фактически отработанное время лицам, замещавшим должности гражданской службы автономного округа, проработавшим неполный календарный год в связи с прекращением служебного контракта по п. 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 22 от 19 февраля 2011 года внесены изменения в Постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 55 от 25 апреля 2005 года, пункт 3.5 Положения о порядке установления и выплаты ежемесячного денежного поощрения и премий изложен в новой редакции, согласно которой гражданские служащие не проработавшие полный календарный год и уволенные по п. 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишены права на получение премии по итогам работы за год.

Впоследствии, на основании Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 27 июля 2011 года № 106 «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности ХМАО - Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры», постановление Губернатора ХМАО - Югры от 19 февраля 2011 года № 22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора ХМАО - Югры от 25 апреля 2005 года № 55 «О социальной защищенности и премировании лиц, замещающих государственные должности ХМАО - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры» было признано утратившим силу.

При этом вышеуказанное положение Постановления Губернатора ХМАО - Югры от 27 июля 2011 года № 106 «О премировании, иных выплатах лицам, замещающим государственные должности ХМАО - Югры, и лицам, замещающим должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры» распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2011 года.     

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент увольнения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, истец имел право на получение премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ год, распоряжением ответчика указанная премия выплачена гражданским служащим.

Нарушенные права истца подлежат восстановлению путем взыскания с ответчика Департамента социального развития ХМАО - Югры задолженности по уплате премии по результатам работы за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, рассчитанной на основании справки отвтечика исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанную сумму истец просит суд взыскать с процентами за несвоевременную выплату премии по итогам работы за 2010 год по день фактической уплаты основного долга.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Требование истца в данной части основано на законе и подлежит удовлетворению.

Также, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 15 000,0 рублей.

Согласно п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями),всоответствии состатьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Неправомерными действиями ответчика, повлекшими невыплату денежных средств, истцу, был причинен моральный вред, выразившийся в его нравственных страданиях, с учетом степени нравственных страданий, фактических обстоятельств причинения морального вреда, требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда - <данные изъяты> рублей.

Истец на основании п.1 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с п.19 ч. 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ с ответчика не подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Карлюгиной ФИО7 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.

Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Карлюгиной ФИО8 денежные средства в счет премии за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка с уплатой процентов не ниже одной трехсотой действующей на день выплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.

     

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                         А.А. Литвинова