Решение (признание права собственности)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 года                                                            г. Ханты-Мансийск        

Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,

при секретаре Басировой О.П.,

с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО4,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-2330/11 по иску Черных ФИО9 к Департаменту муниципальной собственности Администрации <адрес>, третье лицо администрация <адрес>, Помыткина ФИО10, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Требования иска мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время истец проживает в <адрес> на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира предоставлена истцу работодателем ПОК и ТС, где истец работала <данные изъяты>. На основании решения совета от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира передана в муниципальную собственность. С момента передачи в муниципальную собственность, квартира утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. В настоящее время квартира не используется в качестве служебной, истец в трудовых отношениях с ПОКиТС не состоит с ДД.ММ.ГГГГ. Право бесплатной приватизации жилого помещения истцом не использовано. Просит суд признать за Черных Л.И. право собственности на жилое помещение - <адрес> в порядке приватизации.

В последующем истец заявленные требования уточнил, просит суд признать за Черных Л.И. право собственности на жилое помещение - <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м.

Истец в суд не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие с участием представителя ФИО5

Представитель третьего лица Администрации <адрес> в суд не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя третьего лица.

Третье лицо Помыткина Н.Н. в суд не явилась, надлежащим образом извещена о судебном заседании.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело при указанной явке.

Представитель истца ФИО5, действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала, дала пояснения согласно искового заявления.

Представитель ответчика Департамента муниципальной собственности Администрации <адрес> ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласился, считая требования незаконными и необоснованными, просил в удовлетворении требований отказать, пояснив, что спорное жилое помещение статус служебного не утратило.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд счел исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ истец вселена в <адрес>

Решением <адрес> гоисполкома от ДД.ММ.ГГГГ квартира признана служебной для <данные изъяты> ПОК и ТС, что подтверждается отметкой в ордере.

Жилое помещение предоставлено на состав семьи 2 человека, включая сына истца ФИО6

В настоящее время в квартире зарегистрирована и проживает Черных Л.И., что подтверждается справкой с места жительства о составе семьи и регистрации. ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ).

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ квартира принадлежала Горжилуправлению, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Комбинату коммунальных предприятий, с ДД.ММ.ГГГГ - муниципальному образованию <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения между истцом и ПОКиТС прекращены.

ДД.ММ.ГГГГ Ханты-Мансийским городским судом принято решение по иску Администрации <адрес> к Черных Л.И., ФИО7, ФИО6 о выселении, которым требования истца о выселении ответчиков из <адрес> оставлены без удовлетворения ввиду пропуска истцом срока исковой давности.

В ДД.ММ.ГГГГ году Черных Л.И. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> с исковым заявлением о понуждении к выдаче ордера на жилое помещение.

Решением Ханты-Мансийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ требования иска оставлены без удовлетворения.

Указанные судебные акты в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Представитель ответчика в судебном заседании указывает, что в связи с расторжением трудового договора между ПОКиТС и Черных Л.И., договор найма служебного жилого помещения прекращен. Квартира не может быть передана в собственности истца в порядке приватизации, так как относится к служебному жилищному фонду.

Однако с доводами представителя ответчика нельзя согласиться, поскольку они опровергаются собранными по делу доказательствами и противоречат закону.

Действительно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" запрещает приватизацию служебных жилых помещений.

Оспариваемые правоотношения возникли до введения в действие ЖК РФ, в силу ст. 6 ЖК РФ и ст. 5 ФЗ от 29.12.04 г. «О введении в действие ЖК РФ» к спорным правоотношениям применяются нормы ЖК РСФСР.

В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на тот период, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При этом, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ). БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

В соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Жилищное законодательство не содержит норм, регламентирующих последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государственными или муниципальными предприятиями либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления.

В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальными предприятиям либо учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Введение указанной нормы обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являвшемуся их работодателем.

Применяя аналогию закона, суд приходит к выводу о том, что с момента передачи в муниципальную собственность прежние правоотношения по найму сохранены быть не могли, квартира утратила статус служебной, соответственно к пользованию спорным жильем применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключает возможность передачи жилого помещения в частную собственность (постановление от 03.11.1998 года № 25-П).

В силу положений ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.

Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР, граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда. При этом, жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищных фондов в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд пришел к выводу, что после передачи <адрес> в муниципальную собственность, спорное жилое помещение утратило статус служебного, Черных Л.И. продолжила пользование квартирой на условиях социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент муниципальной собственности Администрации <адрес> с заявлением о передаче спорной квартиры в её собственность в порядке приватизации.

ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) истцу в передаче квартиры в собственность Черных Л.И. отказано со ссылкой на прекращение договора найма служебного жилого помещения, отсутствие оснований для передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации.

Таким образом, действиями ответчика нарушаются жилищные права истца.

Государство в ст. 35 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан на получение жилья в собственность. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В силу ст. 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Гражданские права и обязанности возникают, в том числе, и из судебного решения (ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Таким образом, право собственности истца на спорное жилое помещение может быть установлено в судебном порядке.

При этом, отсутствие договора социального найма не препятствуют осуществлению истицей прав нанимателя жилого помещения, следовательно, и права приобретения его в собственности, согласно ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Иные лица, претендующие на спорное жилое помещение, сторонам не известны и судом не установлены.

Учитывая изложенное выше, истец, вправе приобрести занимаемое жилое помещение в собственность, на основании ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Из дела следует, что фактически в <адрес> две квартиры под номером

Указанное подтверждается техническим паспортом на <адрес>, техническими паспортами на квартиры, сторонами не оспаривается.

В <адрес> общей площадью 13,6 кв.м. проживает и зарегистрирована Помыткина Н.Н., которая привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

Письменными материалами дела подтверждается, что <адрес> общей площадь. 42,5 кв.м. и <адрес> общей площадью 13,6 кв.м. - отдельные жилые помещения, спора относительно занимаемых жилых помещений между истцом и третьим лицом нет.

Из пояснений представителя истца, усматривается, что квартире общей площадью 45,2 кв.м. с целью разделения лицевых счетов присвоена литера «<адрес>».

Однако распоряжение об изменении почтовых адресов объектов уполномоченным лицом в установленном законом порядке издано не было, в связи с чем, суд не вправе применить литеру «<адрес>» в обозначении квартиры, подлежащей переходу в собственность истца.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд счел законным и обоснованным признать право собственности истца на <адрес> общей площадью 45,2 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Черных ФИО11 к Департаменту муниципальной собственности Администрации <адрес>, третье лицо администрация <адрес>, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Черных ФИО12 право собственности в порядке приватизации на <адрес> общей площадью 45,2 кв.м.

Настоящее решение является основанием для внесения сведений в Реестр прав на недвижимое имущество и следок с ним.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено судом 4 октября 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                О.Ф. Голубева