Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 октября 2011 года г.Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в составе: Председательствующего судьи Клименко Г.А. при секретаре Нечаевой Т.А. с участием : заявителя Чурикова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2627/11 по заявлению Чурикова ФИО5 о признании отказа Департамента градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу : <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Заявитель Чуриков А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства. Требования заявителя мотивированны тем, что заявитель является собственниками земельного участка по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности. Как собственник земельного участка обратилась в Департамент градостроительства и архитектуры и ЖКХ <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ за разрешением на строительство индивидуального дома на своем земельном участке, Однако, получила отказ в выдаче разрешения на строительство. Просит суд признать отказ в разрешении на строительство незаконным, обязать Департамент выдать разрешение на строительство дома, расположенного по адресу <адрес>. Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> в судебно заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. Заявитель Чуриков А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения согласно заявлению. Заслушав мнение заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гола Чуриков А.В. на основании договора купли - продажи приобрел целый жилой <адрес>, общей площадью 21, 3 кв.м., жилой 11, 3 кв.м. с земельным участком, предоставленным для обслуживания дома, размером 600 кв.м. На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Чурикова А.А. на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 600 кв.м., по адресу: <адрес>. Заявитель пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году все старые постройки снесли, так как решили начать строительство, при этом неоднократно обращались в Департамент градостроительства и ЖКХ, на что получали отказ. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Департамент градостроительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Жилой дом» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения было отказано. Согласно ст. 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. В отказе в выдаче разрешения на строительство имеется ссылка на ч. 13 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ (схема планировочной организации земельного участка, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. Принадлежащий земельный участок находится в зоне природных территорий, в которой не допускается размещение новых объектов капитального строительства. Считая указанный отказ незаконным, Чуриков А.А. обратился в суд с заявлением о его обжаловании. В силу ст. 256 ГК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Согласно ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года № 4866-1 к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, или создаются препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на органе, который его принял. Отказ Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> мотивирован несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана. Согласно ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указываются информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка. Согласно градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок относится к зоне природных территорий, в данной зоне не допускается размещение объектов капитального строительства. Таким образом, суд не усматривает оснований в отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке его собственнику. Кроме того, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ). Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа Департамента градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>. Из содержания ст.ст.1, 2 Жилищного кодекса РФ следует, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: стимулируют жилищное строительство; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Кроме того, следует отметить, что п.3 ст. 85 ЗК РФ субъектами прав на землю предоставлено право самостоятельного выбора любого вида разрешительного использования участка (без необходимости предварительного согласования данного вида с органами власти, иными организациями или должностными лицами), т.е. конкретной цели его использования. Исходя из правоустанавливающих документов принадлежащий заявителю земельный участок имеет разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Градостроительный регламент принят в противоречие с ране установленным правовым режимом спорного земельного участка. И хотя ранее установленный режим использования жилого участка -жилищное строительство, и вновь установленный режим - природная территория, относятся к режимам разных территориальных зон. Тем не менее, Земельный и Градостроительный кодексы не требуют обязательного приведения ранее установленного вида использования земельных участков в соответствие с градостроительными регламентами, т.е. правообладатели таких земельных участков могут их использовать согласно ранее возникшим требованиям в отношении функционального назначения и предельно допустимых параметров объектов недвижимости без ограничения срока при сохранении объектов недвижимости. Таким образом, принимая во внимание приведенные доводы, с учетом соблюдения прав собственников земельного участка (ст. 209 ГК собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 260 ГК РФ), суд приходит к убеждению о неправомерности отказа Департамента в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Заявитель согласно представленным документам обращался за разрешением на строительство объекта капитально строительства - жилого дома. Суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства, архитектуры и ЖКХ администрации <адрес> выдать заявителю разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес>. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Чурикова ФИО6 о признании отказа Департамента градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу : <адрес>, удовлетворить. Признать отказ Департамента градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу : <адрес>- незаконным. Обязать Департамент городского хозяйства администрации <адрес> выдать Чурикову ФИО7 разрешение на строительство жилого дома по адресу : <адрес>. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение суда изготовлено 12 октября 2011 года. Федеральный судья Ханты-Мансийского районного суда: Г.А.Клименко.