Решение (возложение обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск                                                                            20 октября 2011 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при секретаре Баязитовой Д.М.,

с участием: заместителя Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Зубрилова А.А., представителя ответчика ФИО4, представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2046/11 по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Требования мотивировав тем, что в ходе проведения проверки исполнения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности, в ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела надзорной деятельности по <адрес> и району ГУ МЧС России <адрес> Администрации сельского поселения <адрес> (далее по тексту администрация сельского поселения <адрес>) выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. сотрудниками отдела надзорной деятельности по <адрес> и району ГУ МЧС России <адрес> проведена внеплановая выездная проверка исполнения Администрацией сельского поселения <адрес> ранее выданного предписания.

По результатам проведенной проверки выявлены факты не устранения Администрацией сельского поселения <адрес> нарушений требований пожарной безопасности изложенных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ., а именно: территория населенного пункта <адрес>, не обеспечена необходимым количеством источников наружного пожаротушения, из расчета обслуживания одним водоемом зданий и сооружений в радиусе 200 м., (в нарушение п. 3 ППБ 01-03 табл. 6 п. 2.13 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"); к естественным водоисточникам не оборудованы подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, (в нарушение п. 94 ППБ 01-03); не проведено обучение по программе пожарно-технического минимума с отрывом от производства руководителя, а также лица, ответственного за пожарную безопасность, в специализированном учебном центре либо в организации, имеющей соответствующую лицензию (в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 36, 37, 39 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"); не разработаны и не утверждены в установленном порядке специальные программы пожарно-технического минимума (в нарушение п.7 ППБ 01-03, п.51, 53 приказа МЧС РФ от 12.12.2007г. № 645).

Территория населенного пункта <адрес> не обеспечена необходимым количеством источников наружного пожаротушения, из расчета обслуживания одним водоемом зданий сооружений в радиусе 200 м (в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.2.13 СНиП 2.04.02-84); моторист, закрепленный за мотопомпой, не прошел специальную подготовку (в нарушение п.107 ППБ 01-03); к естественному водоисточнику (река <адрес>) не оборудованы подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (в нарушение п.94 ППБ 01-03). Перечисленные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Просит суд признать бездействие Администрации сельского поселения <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ. и акте от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать Администрацию сельского поселения <адрес> устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. отдела надзорной деятельности по <адрес> и району ГУ МЧС России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования прокурором уточнены, окончательно просит суд признать бездействие Администрации сельского поселения <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ. и акте от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать Администрацию сельского поселения <адрес> в селе <адрес> обеспечить необходимым количеством источников наружного пожаротушения, из расчета обслуживания одним водоемом зданий и сооружений в радиусе 200 метров, оборудовать подъезды к естественным водоисточникам с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, провести обучение по программе пожарно-технического минимума с отрывом от производства руководителя, а также лица, ответственного за пожарную безопасность, в специализированном учебном центре либо в организации, имеющей соответствующую лицензию, разработать и утвердить в установленном порядке специальные программы пожарно-технического минимума; в деревне <адрес> закрепить за мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку, территорию населенного пункта обеспечить необходимым количеством источников наружного пожаротушения, из расчета обслуживания одним водоемом зданий сооружений в радиусе 200 метров, к естественному водоисточнику (река <адрес>) оборудовать подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12*12 метров, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В судебном заседании истец требования иска подержал в полном объеме, согласно доводов изложенных в нем.

Представитель ответчика ФИО4 суду пояснила, Администрация сельского поселения не может устранить выявленные нарушения, поскольку в бюджете сельского поселения нет средств на осуществление строительства пожарных водоемов. Осуществление строительства объектов и содержание имущества, предназначенного для организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, осуществляется Администрацией <адрес>. Подъездные площадки не оборудованы, так как это нецелесообразно и не представляется возможным. Обучение по пожарно-техническому минимуму руководителя проведено. Программы пожарно-технического минимума составлены и находятся в стадии согласования. Моторист закрепленный за мотопомпой, в <адрес> будет обучен и пройдет подготовку в 4 квартале 2011 года.

Представитель третьего лица ФИО3 поддержал доводы иска.

Суд, выслушав участников, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Согласно ст.1 федерального закона от 21.12.1994. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" мерами пожарной безопасности признаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 3 означенного закона систему обеспечения пожарной безопасности составляет совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 19 федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов включающих в себя:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Организация выполнения и осуществление иных мер пожарной безопасности отнесена законом к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 18 закона).

Прокурор просит обязать ответчика обеспечить территорию населенного пункта необходимым количеством источников наружного пожаротушения, из расчета обслуживания одним водоемом зданий сооружений в радиусе 200 метров.

В качестве правового основания указывает с п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003. № 313, СНиП 2.04.02-84.

Вместе с тем, указанные правовые акты не содержат норм права, возлагающих на органы местного самоуправления сельских поселений таких обязанностей.

Строительные нормы и правила СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" нормативным правовым актом не являются, правовых норм не содержат, являются нормами технического регулирования. Более того, сфера применения указанных норм - проектирование централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Обязанности по изменению существующих систем водоснабжения в населенных пунктах данными СНиП не установлено.

Из положений п. 19 ст. 2, ст. 43, 63 федерального закона от 22.07.2008. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что устройство источников наружного пожаротушения не относится к первичным мерам пожарной безопасности, Пожарные водоемы не являются первичными средствами пожаротушения, в связи с чем, обязанность по оснащению ими территорий общего пользования не может быть возложена на органы местного самоуправления сельских поселений.

С учетом изложенного, заявленные исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.

В соответствии п.п. 36, 37, 39 Приказа МЧС России от 12.12.2007. № 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" не проведено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителя, а также лица, ответственного за пожарную безопасность, в специализированном учебном центре либо в организации, имеющей соответствующую лицензию.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 пояснила, что в настоящий момент руководитель и лицо, ответственное за пожарную безопасность соответствующее обучение прошли, что подтверждается представленными в судебном заседании свидетельствами о прохождении обучения.

Таким образом, требования прокурора о проведении обучения по программе пожарно-технического минимума с отрывом от производства руководителя, а также лица, ответственного за пожарную безопасность добровольно исполнено ответчиком.

В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003. № 313 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Следовательно, оборудование подъездов к естественным водоисточникам входит в компетенцию Администрации сельского поселения, однако не исполняются ответчиком, в связи с чем, заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 5 ст. 21 федерального закона "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В п. 7 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003. № 313, закреплено следующее, все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.

В п.п. 51, 53 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007. № 645 специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что в настоящее время ведется работа по разработке специальных программ пожарно-технического минимума, после разработки данные программы будут согласованы с территориальными органами государственного пожарного надзора, то есть на момент рассмотрения дела указанные нарушения не устранены.

Таким образом, на ответчика подлежит возложению обязанность по разработке и утверждению в установленном порядке специальных программ пожарно-технического минимума.

В соответствии с п. 107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003. № 313., за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку.

За имеющейся в ведении администрации поселения мотопомпой, расположенной в <адрес> такой моторист не закреплен.

Из пояснений представителя ответчика следует, что обучение ответственного лица запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности закрепить за мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку, законны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения <адрес> удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации сельского поселения <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконными.

Обязать администрацию сельского поселения <адрес> в селе <адрес> оборудовать подъезды к естественным водоисточникам с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, разработать и утвердить в установленном порядке специальные программы пожарно-технического минимума.

Обязать администрацию сельского поселения <адрес> в деревне <адрес> оборудовать подъезды к естественным водоисточникам с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, закрепить за мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 25 октября 2011 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                     И.В. Бакшеев