Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Ханты-Мансийск 20 октября 2011 года Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В., при секретаре Баязитовой Д.М., с участием: заместителя Ханты-Мансийского межрайонного прокурора Зубрилова А.А., представителя ответчика ФИО4, представителя третьего лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2197/11 по иску Ханты-Мансийского межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Ханты-Мансийский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки по исполнению органами местного самоуправления требований пожарной безопасности, Администрации сельского поселения <адрес> (далее Администрация сельского поселения Нялинское) сотрудниками отдела надзорной деятельности по <адрес> и району ГУ МЧС России <адрес> предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. сотрудниками отдела надзорной деятельности по <адрес> и району ГУ МЧС России <адрес> проведена внеплановая выездная проверка исполнения Администрацией сельского поселения <адрес> ранее выданного предписания. По результатам проведенной проверки выявлены факты не устранения Администрацией сельского поселения <адрес> нарушений требований пожарной безопасности изложенных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: закрепленные за пожарными мотопомпами мотористы не прошли специальную подготовку (в нарушение п.107 ППБ01-03); <адрес> не обеспеченно наружным противопожарным водоснабжением согласно требованиям пожарной безопасности (в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.2.11, 2.12, таб.6 СНиП 2.04.02-84); поселок <адрес> не обеспечен наружным противопожарным водоснабжением согласно требованиям пожарной безопасности (в нарушение п.3 ППБ 01-03, п.2.11, 2.12, таб.6 СНиП 2.04.02-84). Перечисленные нарушения отражены в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ. и акте № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать Администрацию сельского поселения <адрес> устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, перечисленные в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ. отдела надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования прокурором уточнены, окончательно просит суд признать бездействие администрации сельского поселения <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности, отраженных в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ. и акте № от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным и обязать Администрацию сельского поселения <адрес> закрепить за пожарными мотопомпами мотористов, прошедших специальную подготовку; деревню <адрес> обеспечить наружным противопожарным водоснабжением согласно требованиям пожарной безопасности; поселок <адрес> обеспечить наружным противопожарным водоснабжением согласно требованиям пожарной безопасности. В судебном заседании истец требования иска подержал в полном объеме, согласно доводов изложенных в нем. Представитель ответчика ФИО4 суду пояснил, что Администрация сельского поселения не может устранить выявленные нарушения, поскольку в бюджете сельского поселения нет средств на осуществление строительства пожарных водоемов. Осуществление строительства объектов и содержание имущества, предназначенного для организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, осуществляется Администрацией <адрес> Моториста закрепленные за мотопомпами пройду подготовку в ближайшее время. Представитель третьего лица ФИО3 поддержал доводы иска. Суд, выслушав участников, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, считает, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Согласно ст.1 федерального закона от 21.12.1994. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" мерами пожарной безопасности признаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 3 означенного закона систему обеспечения пожарной безопасности составляет совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 19 федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов включающих в себя: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; - оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; - организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; - оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; - установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Организация выполнения и осуществление иных мер пожарной безопасности отнесена законом к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 18 закона). Прокурор просит обязать ответчика обеспечить территории населенных пунктов необходимым количеством источников наружного пожаротушения, из расчета обслуживания одним водоемом зданий сооружений в радиусе 200 метров. В качестве правового основания указывает с п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003. № 313, СНиП 2.04.02-84. Вместе с тем, указанные правовые акты не содержат норм права, возлагающих на органы местного самоуправления сельских поселений таких обязанностей. Строительные нормы и правила СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" нормативным правовым актом не являются, правовых норм не содержат, являются нормами технического регулирования. Более того, сфера применения указанных норм - проектирование централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Обязанности по изменению существующих систем водоснабжения в населенных пунктах данными СНиП не установлено. Из положений п. 19 ст. 2, ст. 43, 63 федерального закона от 22.07.2008. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что устройство источников наружного пожаротушения не относится к первичным мерам пожарной безопасности, Пожарные водоемы не являются первичными средствами пожаротушения, в связи с чем, обязанность по оснащению ими территорий общего пользования не может быть возложена на органы местного самоуправления сельских поселений. С учетом изложенного, заявленные исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению. Согласно п. 107 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003. № 313, за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара. Так, Распоряжением Главы сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. произведено закрепление за пожарными мотопомпами мотористов из числа членов добровольной пожарной дружины, однако специальной подготовки они не прошли. Таким образом, требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности закрепить за мотопомпой мотористов, прошедших специальную подготовку, законны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения <адрес> удовлетворить частично. Признать бездействие администрации сельского поселения <адрес> по устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконными. Обязать администрацию сельского поселения <адрес> закрепить за пожарными мотопомпами мотористов, прошедших специальную подготовку. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 25 октября 2011 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда И.В. Бакшеев