РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 7 декабря 2011 года г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А., при секретаре Нечаевой А.Ю., с участием представителя ответчика ФИО6, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3176/11 по иску Чикирдина ФИО8 к Департаменту муниципальной собственности администрации <данные изъяты>, третьи лица Чикирдина <данные изъяты>, Чикирдин <данные изъяты>, Чикирдин ФИО9, о признании права собственности на жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд к Департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> с исковым требованием о признании права собственности на <адрес>, расположенную на 2-м этаже в <адрес> в <адрес> (далее по тексту квартира). Требование мотивировано тем, что на основании ордера №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Жилищным управлением горисполкома Чикирдину А.А. на состав семьи 4 человека была предоставлена квартира на условиях социального найма взамен снесенного жилого <адрес>, принадлежащего Чикирдину А.А. на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ истец, вселившись в квартиру с членами семьи, зарегистрировался по месту жительства. Ответчик отказал в приватизации квартира, сославшись на отсутствие в ордере сведения о решении в предоставлении квартиры. Полагает, что на основании положений ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право собственности истца на квартиру может быть признано в судебном порядке. Истец, третьи лица о дате и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, не явились, просят рассмотреть гражданское дело без их участия. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Представитель ответчика исковое требование не признал, полагает в отсутствие решения, на основании которого выдан ордер, невозможно установить на условиях социального найма или в качестве служебного жилья предоставлена квартира. Полагает, что в случае предоставления квартиры в качестве служебного жилого помещения, истец не вправе приобрести квартиру в порядке приватизации. Просит в удовлетворении иска отказать. Заслушав представителя ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд полагает заявленное требование подлежащим удовлетворению ввиду нижеследующего. В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР ордер до 1 марта 2005 года являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Жилищным управлением Ханты-Мансийского горисполкома Чикирдину А.А. на состав семьи 4 человека, в том числе Чикирдина Нина Васильевна - жена, Чикирдин Алексей - сын, Чикирдин Андрей сын, была предоставлена <адрес> в <адрес> на условиях социального найма. Доводы представителя ответчика о допустимости предоставления квартиры на условиях служебного найма опровергаются следующим. В силу ст.48 ЖК РСФСР ордер не оспорен в судебном порядке. Согласно ч. 2 ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. На основании ч. 1 ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. В силу требований ст.56 ГПК РФ представителем ответчика не предоставлено доказательств о трудовых отношениях истца с организацией, предприятием, предоставившим жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение, утвержденная постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", существенно отличается от формы ордера на жилое помещение, предоставляемое на условиях социального найма. Согласно постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», принятому во исполнения требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, независимо от того, на чьем балансе находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Как усматривается из справки от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", жилой дом по адресу: <адрес> состоит на техническом учете с ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт был изготовлен по заявлению предприятия "<данные изъяты>", на основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом зарегистрирован за Муниципальным образованием <адрес>. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации. Данная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года". Напротив, доводы истца о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в связи со сносом жилого <адрес>, принадлежащего ему на праве собственности взамен снесенного жилого <адрес>, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, нашли свое подтверждение. Так, из содержания архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ № усматривается, что в связи с отводом земельного участка <данные изъяты>" под строительство жилого дома и сносом жилых домов и хозяйственных построек, исполком Совета народных депутатов решил: утвердить оценочные ведомости по оценке строений … на жилой <адрес>, принадлежащий Чикирдину А.А. … В соответствии со ст.92 ЖК РСФСР, действовавшего на тот период, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение). В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован по месту жительства, о чем имеется запись в паспорте истца. До принятия Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" от ДД.ММ.ГГГГ право граждан на жилище было неразрывно связано с пропиской лица на данной площади. В соответствии с техническим паспортом на жилое помещение, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> расположена на втором этаже в <адрес> изолированная, общей площадью 55, 3 кв.м, жилой площадью 32, 0 кв.м, состоит из двух жилых комнат, кухни, коридора, ванной, туалета, вспомогательных помещений. Таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено истцу на основании ордера до 1 марта 2005 года на условиях социального найма. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в 4 Постановления от 24 августа 1993 г. установил, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность, принадлежащей по праву социального найма жилого помещения. Отсутствие записи в ордере о решении, принятого органом местного самоуправления, о предоставлении жилого помещения не препятствует осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может ставиться в зависимость от ненадлежащего оформления органами местного самоуправления указанных документов. Поскольку государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Таким образом, истец вселился в спорную комнату в установленном ЖК РСФСР порядке, соответственно, он приобрел право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма. Сообщения из Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес>, Ханты-Мансийскому и <адрес>м, из ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" свидетельствуют, что истец право бесплатной приватизации не использовал. В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности. В силу ст. 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Таким образом, право собственности истца на спорное жилое помещение может быть установлено в судебном порядке. Чикирдины НВ., А.А., А.А. отказалась от реализации права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, о чем имеется соответствующие отказы от приватизации, согласие истцу, удостоверенные нотариально. Следовательно, истец вправе, руководствуясь ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приобрести занимаемую квартиру в собственность. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГРК РФ, РЕШИЛ: Признать за Чикирдиным ФИО11 право собственности на <адрес>, расположенную на 2-м этаже в <адрес> в <адрес>. Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено 9 декабря 2011 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда А.А.Литвинова