Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Ханты-Мансийск 29 ноября 2011 года Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Зырянова В.В., при секретаре Ниязовой Э.Х., с участием истца, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3032/11 по исковому заявлению Бисс ФИО5 к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о признании незаконным отказ ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о компенсацмм расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно, возложении обязанности выплаты компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно, у с т а н о в и л : Бисс С.В. обратилась в суд с заявлением к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в компенсации проезда к месту отдыха и обратно, возложении обязанности производства выплат. Требования мотивированы тем, что Бисс С.В. является неработающим пенсионером, который обратился в Пенсионный фонд о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Пенсионным фондом в выплате требуемой компенсации отказано по причине того, что представлен документ, подтверждающий отдых Бисс С.В. за пределами территории Российской Федерации. Истец просит признать отказ ответчика в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории РФ к месту отдыха и обратно в период нахождения на отдыхе незаконным, возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав путем возмещения затрат на оплату проезда к месту отдыха и обратно в размере <данные изъяты> рублей. Истец Бисс С.В. в судебном заседании требования поддержала, дала пояснения согласно искового заявления. Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры ФИО3, исковые требования не признала, дав пояснения согласно письменному отзыву. Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, Бисс С.В. является неработающим пенсионером по старости, проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> "а" <адрес>. В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненный к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, в размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. Бисс С.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» с заявлением об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в выплате Бисс С.В. указанной компенсации отказано, в связи с тем, что на момент обращения в предоставленных документах присутствовал документ, подтверждающий отдых за пределами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации №176 от 01 апреля 2005 года утверждены правила выплаты указанной компенсации. В соответствии с п.3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с п.9 Правил для получения компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства соответствующее заявление с приложением проездных документов и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха. На основании п.10 Правил, выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии. Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении №38-О от 02 февраля 2006 года, разъяснениями, данными в обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года от 10 августа 2005 года, отсутствие или наличие права на предоставление вышеназванной компенсации не может быть поставлено в зависимость от выбранной гражданином формы отдыха. Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно его преамбуле, устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Предусмотренная ст.34 данного Закона компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам). Такое ограничение противоречит ст.19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, а организовывался пенсионерами самостоятельно. Из приведенных выше положений также следует, что применение ст.34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» только в отношении граждан, выезжающих к месту отдыха, находящегося на территории Российской Федерации, также не соответствует установленному Конституционным судом Российской Федерации смыслу данных нормативных положений, так как формально ограничивает право пенсионеров, отдыхающих за пределами Российской Федерации, и ставит их в неравное положение с иными пенсионерами. Таким образом, выплата указанной компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера в отпуске в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации. Бисс С.В. отдыхала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> При таких обстоятельствах, Бисс С.В. имеет право на получение компенсации расходов по оплате проезда до границы Российской Федерации и без предоставления отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период его пребывания в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, выбранном Бисс С.В. самостоятельно. Согласно ст.4 и ст.67 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, федеральные субъекты имеют верховенство на все её территории, которая включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О государственной границе РФ» государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.9 названного Закона, под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля, и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно гарантирована ст.34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Бисс С.В. самостоятельно выбрала такую форму организации отдыха, последней была предоставлена справка официального туроператора о стоимости проезда к месту отдыха <данные изъяты>. Согласно данной справки, стоимость авиаперелета (эконом класс), входящего в пакет туристических услуг ООО "<данные изъяты> составила <данные изъяты>. Согласно значению ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов отношение ортодромии от аэропорта <адрес> до аэропорта <адрес> по территории Российской Федерации к общей ортодромии составляет 78,1 процентов, что составит <данные изъяты>), при этом суд принял во внимание бухгалтерскую справку о стоимости перелета № от ДД.ММ.ГГГГ, так как она предоставлена официальным туроператором. Таким образом, общая сумма понесенных Бисс С.В. расходов, в связи с проездом к месту отдыха и обратно составила 17 479 рублей 44 копейки. Таким образом, суд находит отказ ответчика необоснованным и противоречащим законодательству, а также нарушающим права Бисс С.В., что является недопустимым и считает требования истца о взыскании расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации в период нахождения на отдыхе в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению в размере <данные изъяты> копейки. Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Бисс ФИО6 к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о признании незаконным отказ ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о компенсацмм расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно, возложении обязанности выплаты компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно, удовлетворить частично. Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО- Югры в пользу Бисс ФИО7 <данные изъяты> копейки. В остальной части требований отказать. Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры в пользу городского бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи кассационной жалобы через суд Ханты-Мансийского района. Мотивированное решение изготовлено и подписано судом 29 ноября 2011 года. Судья В.В. Зырянов