Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Ханты-Мансийск 30 ноября 2011 года Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Зырянова В.В., при секретаре Ниязовой Э.Х., с участием истцов, представителя ФИО3, представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3037/11 по исковому заявлению Агишева ФИО9, Агишевой ФИО10 к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о признании незаконным отказа ГУ Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о выплате компенсации за проезд и возложении обязанности выплаты компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно, у с т а н о в и л : Истцы обратились в суд с заявлением к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры о возложении обязанности производства выплат компенсации стоимости проезда к месту отдыха г<адрес> и обратно в размере 24240 рублей на каждого, а также просят признать отказ ответчика в выплате компенсации незаконным. Истцы и их представитель в судебном заседании требования поддержали, дали пояснения согласно искового заявления. Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> ХМАО-Югры ФИО4, исковые требования не признала. Суд, выслушав пояснения истцов, представителей истцов и ответчика исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, Агишев Ю.В. и Агишева Г. являются неработающими пенсионерами по старости, проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненный к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, в размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. Истцы обратились в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> - Югры» с заявлением об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> - Югры в выплате Агишеву Ю.В. и Агишевой Г. указанной компенсации отказано, в связи с тем, что из представленных документов следует, что Агишев Ю.В. и Агишева Г. отдыхали за пределами Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации №176 от 01 апреля 2005 года утверждены правила выплаты указанной компенсации. В соответствии с п.3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов. В соответствии с п.9 Правил для получения компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства соответствующее заявление с приложением проездных документов и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха. На основании п.10 Правил, выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии. Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении №38-О от 02 февраля 2006 года, разъяснениями, данными в обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года от 10 августа 2005 года, отсутствие или наличие права на предоставление вышеназванной компенсации не может быть поставлено в зависимость от выбранной гражданином формы отдыха. Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно его преамбуле, устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных затрат и физиологических нагрузок гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Предусмотренная ст.34 данного Закона компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам). Такое ограничение противоречит ст.19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, а организовывался пенсионерами самостоятельно. Из приведенных выше положений также следует, что применение ст.34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» только в отношении граждан, выезжающих к месту отдыха, находящегося на территории Российской Федерации, также не соответствует установленному Конституционным судом Российской Федерации смыслу данных нормативных положений, так как формально ограничивает право пенсионеров, отдыхающих за пределами Российской Федерации, и ставит их в неравное положение с иными пенсионерами. Таким образом, выплата указанной компенсации должна производиться вне зависимости от места нахождения пенсионера в отпуске в пределах денежных сумм, затраченных на проезд по территории Российской Федерации. Истцы отдыхали с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> <адрес> При таких обстоятельствах, истцы имеют право на получение компенсации расходов по оплате проезда до границы Российской Федерации и без предоставления отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период их пребывания в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, выбранном истцами самостоятельно. Согласно ст.4 и ст.67 Конституции Российской Федерации суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, федеральные субъекты имеют верховенство на все её территории, которая включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О государственной границе РФ» государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно гарантирована ст.34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Истцы самостоятельно выбрали такую форму организации отдыха, последними были предоставлены авиабилеты по маршруту <адрес> и обратно. Согласно значению ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежных аэропортов отношение ортодромии от аэропорта <адрес> до аэропорта <адрес> по территории Российской Федерации к общей ортодромии составляет 71,18 процентов, что составит <данные изъяты> Таким образом, общая сумма понесенных Агишевым Ю.В. и Агишевой Г. расходов, в связи с проездом к месту отдыха и обратно у каждого составила <данные изъяты>). Таким образом, суд находит отказ ответчика необоснованным и противоречащим законодательству, а также нарушающим права истцов, что является недопустимым и считает требования истцов о взыскании расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации в период нахождения на отдыхе в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковое заявление Агишева ФИО11, Агишевой ФИО12 к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о признании незаконным отказа ГУ Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о выплате компенсации за проезд и возложении обязанности выплаты компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно, удовлетворить частично. Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО- Югры в пользу Агишева ФИО13 <данные изъяты>. Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ханты-Мансийске ХМАО- Югры в пользу Агишевой ФИО14 <данные изъяты>. Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры в пользу городского бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи кассационной жалобы через суд Ханты-Мансийского района. Мотивированное решение изготовлено и подписано судом 6 декабря 2011 года. Судья В.В. Зырянов