решение (о включении в реестр детей - сирот и предоставлении жилого помещения по договору социального найма)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2010 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре: Нечаевой А.Ю.,

с участием истца, представителя ответчика ФИО4, предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица ФИО7, предоставившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя отдела опеки и попечительства Администрации <адрес> ФИО5, предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2748/10 по исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования <данные изъяты> о включении в реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес> и предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации МО «<данные изъяты>» о включении в реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес> и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Заявленные требования мотивирует тем, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, являлась воспитанником детского дома «<данные изъяты> Постановлением главы администрации МО <данные изъяты> за ней закреплено жилое помещение, по адресу: <адрес>, на все время нахождении в детском доме. В настоящее время данном доме фактически проживают 4 человека, состоят на регистрационном учете 9 человек. Проживание в указанном доме невозможно, так как потолок частично разрушен и протекает, со стен обваливается штукатурка, зимой стены промерзают, брус под рамами сгнил. В доме печное отопление, нет воды и газа. Для проживания пригодна одна комната, в которой приживает его брат с женой и двумя детьми. При обращении к ответчику истцу отказали во включении в реестр лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Просит суд возложить на ответчика обязанность включить его в реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес>, а также обязать предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не нее 33 кв.м.

Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает, поддержав доводы, изложенные в иске. Просит обратить решение к немедленному исполнению, в случае удовлетворении иска, мотивируя свое ходатайство тем, что фактически не имеет определенного места жительства.

Представитель ответчика Администрации МО <адрес> ФИО6 исковые требования не признал, пояснив, за детьми закреплено жилое помещение, но оно не соответствует нормам, предусмотренным ЖК РФ, в настоящее время нет механизма отмены закрепления жилого помещения за детьми-сиротами. Полагает, в случае удовлетворения иска, возможным обратить решение к немедленному исполнению. В настоящее время имеется материальная возможность предоставить жилое помещение.

Представитель третьего лица Департамента социального развития <данные изъяты> ФИО7 исковые требования поддержала, пояснив, что закрепленное за истцом жилое помещения не соответствует санитарным и техническим нормам.

Заслушав лиц участвующих в деле, заключение представителя отдела опеки и попечительства Администрации <адрес> ФИО8, полагавшей требования подлежащими удовлетворению, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Родителями истца являются ФИО9 и ФИО10

ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО9 (л.д. 27).

Решением Ханты-Мансийского районного суда от 08.07.04 г. ФИО10 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО11, ФИО12, ФИО2, ФИО13, ФИО14, ФИО13, ФИО15 Дети переданы на попечение органам опеки и попечительства, с ответчика взысканы алименты на содержание детей (л.д. 21-23).

ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы <адрес> № на Комитет по образованию администрации <адрес> возложена обязанность поместить несовершеннолетних ФИО12, ФИО1, ФИО16, ФИО1, ФИО15 на полное государственное обеспечение в детский дом <данные изъяты>» <адрес>, а также закрепить за несовершеннолетней право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>, на весь период пребывания в указанном учреждении (л.д. 19).

Согласно пояснениям истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год истец находилась находилась в Образовательном бюджетном учреждении <адрес> <данные изъяты> <адрес>.

В связи с наличием закрепленного за истцом жилого помещения, на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, органом местного самоуправления истец поставлена не была.

Как установлено ст.6 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными актами.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе жилищных отношений, установлены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ (в ред. от 22.08.04 г.)

Истец относится к категории лиц, приведенных в ст.1 данного Закона, соответственно, на него в полном мере распространяются гарантии, установленные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных сир российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, общей целью установления дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставления им возможности скорейшей адаптации в обществе после выхода из-под опеки государства и начала самостоятельной жизни, обеспечение всех без исключения граждан указанной категории пригодным для жизни и полноценным жилым помещением, соответствующим установленным требованиям, и исключения отнесения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, формальный подход к толкованию указанных норм закона и применению их на практике в той мере, в какой они ограничивают права детей-сирот, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью, на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит данных детей в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось.

Такое ограничение противоречит ст. 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Недопустимо ограничение прав выпускников детских домов, имеющих закрепленные за ними жилые помещения, вне зависимости от их размера и обеспеченности жилой площадью. Отказ в реализации их права на льготный (внеочередной) порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, ставит их в неравное положение с иными выпускниками подобных учреждений, за которыми жилое помещение на момент установления над ними государственной опеки не закреплялось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение обеспеченностью на одного проживающего в нем ниже установленных социальных норм, имеют право по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на получение во внеочередном порядке жилого помещения в дополнение к закрепленному в целях обеспечения их жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской федерации и относятся к расходным обязательствам (ст.5 Закона).

В соответствии с законом ХМАО-Югры от 20 июня 2006 года № 60-оз органы местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийский район на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Решением Думы города Ханты-Мансийска от 04.03.2005 № 32 «Об учетной норме площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории г. Ханты-Мансийска установлена в размере 12 кв.м площади жилого помещения.

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирована по адресу: <адрес>. По данному адресу зарегистрированы 10 человек, общая площадь жилого помещения составляет 73,4 кв.м., следовательно, истец обеспечена жилой площадью ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьей 10 Закона ХМАО_Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО_Югре" истец обладает самостоятельным правом на обеспечение со стороны государства отдельным жилым помещением общей площади не менее 33 кв.м.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки )попечительства), а также по окончании службы в вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Данная норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и на указаний на предоставление жилья в разумный срок.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Таким образом, учитывая, что истец не обеспечена жильем по социальным нормам, имеются основания для удовлетворения требований истца с учетом положений ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 8, 10 Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и обратить к немедленному исполнению решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 197- 199, 212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования «<данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования <данные изъяты> включить ФИО1 в реестр детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения на территории <адрес>; предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на условиях социального найма общей площадью не менее 33, 0 кв.м.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А.Литвинова

копия верна:

судья А.А.Литвинова