Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ханты-Мансийск 11 января 2011 года
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,
при секретаре Калининой Д.О.,
с участием:
заявителя ФИО3, действующего в интересах ФИО1
представителя Департамента муниципальной собственности <данные изъяты> ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2756/10 по заявлению ФИО3 в интересах ФИО1 о признании незаконным приказа Департамента муниципальной собственности <данные изъяты> <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и обязании Департамента муниципальной собственности муниципального образования <данные изъяты> восстановить ФИО1 в очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях на ДД.ММ.ГГГГ.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд в интересах подопечной ФИО1 с заявлением об оспаривании приказа Департамента муниципальной собственности <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", которым принято решение снять с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 составом семьи 1 человек, указав, что ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз, независимо от имущественного положения. В соответствии Положением о порядке предоставления жилых помещений или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.03.2010 № 90-п (далее - Положение), обратилась в органы местного самоуправления г. Ханты-Мансийска с просьбой предоставить ей жилое помещение и представила для постановки на учет ее в качестве нуждающихся в жилых помещениях, все необходимые документы (заявление, копию паспорта, копию удостоверения ветерана, копию справки об инвалидности). Никаких ложных сведений данные документы не содержали. Приказом Департамента муниципальной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ. "О постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" она принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Вместе с тем, оспариваемым приказом с данного учета снята. Считает оспариваемый приказ незаконным, так как документов, содержащих недостоверных сведений, ей не предоставлялось. Сбор информации об отчуждении имеющихся в собственности жилых помещений за последние пять лет осуществлял Департамент муниципальной собственности, а не гражданин, в связи с чем, основания для применения пп. 2 п. 2.10 Положения к ФИО1 отсутствовали. Просит приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Департамента муниципальной собственности муниципального образования <адрес> <данные изъяты> "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" признать незаконным. Обязать Департамент муниципальной собственности Муниципального образования <адрес> <данные изъяты> <данные изъяты> Ханты-Мансийск восстановить ФИО1 в очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях на ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО3 требования поддержал, дал пояснения ФИО2 доводов поданного заявления, пояснив, что решение о постановке ветерана на учет должно быть принято Департаментом муниципальной собственности в течение 5 дней. Соответственно, все документы гражданина, обязанность по сбору которых возложена на Департамент, запросы и ответы на них должны быть истребованы и собраны в течение указанного срока. Сведения, полученные после постановки ветерана на учет, не могут быть приняты во внимание при проверке достоверности представленных им данных. Также пояснил, что ФИО1 действительно отчуждалось принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение по адресу <адрес>, однако фактически в указанной квартире ФИО1 не проживала, и квартиру продала не в целях постановки на учет и искусственного создания нуждаемости в жилых помещениях, а потому что возникла необходимость переезда ее в <адрес> для совместного проживания с опекуном, так как она нуждается в постороннем уходе. Денежные средства от продажи квартиры в размере <данные изъяты> израсходованы ФИО1 на ремонт гаража № <данные изъяты>" в <адрес> и приспособление его под жилое помещение, в котором она в настоящее время проживает. С учетом социальной категории ФИО1 (ветеран войны, инвалид, преклонный возраст) заявитель считает, что в постановке на учет ей отказано незаконно.
Департамент муниципальной собственности <данные изъяты> требования заявления не признал, представитель Департамента ФИО5, действующая на основании доверенности, суду пояснила, что оспариваемый приказ издан в связи с тем, что при рассмотрении документов ФИО1 и определении наличия у нее права на обеспечение жилым помещением Департаментом муниципальной собственности сделаны запросы и осуществлен сбор документов, перечисленных в п. 2.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.03.2010 № 90-п. На основании полученной информации установлено, что при подаче заявления от ДД.ММ.ГГГГ. о постановке на учет ФИО1 и ее опекуном ФИО3 скрыт факт ухудшения жилищных условий ветерана, подпадающих под признаки ст. 53 ЖК РФ, путем отчуждения имеющегося в собственности жилого помещения в течение пяти лет, предшествующих постановке на учет. Указанные сведения получены Департаментом только в <данные изъяты> года по мере поступления соответствующей информации из администрации <адрес> и управления Росреестра по <адрес>. В связи с обеспеченностью жилым помещением по адресу <адрес> ФИО1 в <данные изъяты> была снята с учета граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. <данные изъяты> году данное жилое помещение ей продано, денежные средства израсходованы по собственному усмотрению, что свидетельствует о намеренном совершении ей действий, в результате которых она вновь может быть признана нуждающейся в жилых помещениях. Недостоверные сведения выявлены Департаментом в поданном ФИО1 заявлении, обращаясь с которым, она сообщает уполномоченному органу власти о наличии у нее права на получение мер государственной поддержки по обеспечению жильем, в отсутствие которого такое заявление подаваться не может.
Третье лицо Администрация <адрес>, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, уважительности причины неявки не представило. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с принимая во внимание согласие сторон, суд, счел возможным провести судебное заседание без участия не явившегося третьего лица Администрации <адрес>.
Решением Думы г. Ханты-Мансийска от 03.03.2006. № 197 "О Департаменте муниципальной собственности администрации города <данные изъяты>" Департамент муниципальной собственности администрации муниципального образования город окружного значения <данные изъяты> переименован в Департамент муниципальной собственности администрации <адрес>. С учетом изложенного, правильным наименованием органа, действия которого оспариваются, является Департамент муниципальной собственности администрации <адрес>
Суд, заслушав доводы участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", пп. 3 п. 1 ст. 15 федерального закона от 12.01.1995. № 5-ФЗ "О ветеранах", нуждающиеся в улучшении жилищных условий участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 федерального закона "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем указанной категорий граждан, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных полномочий Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление № 90-п от 26.03.2010., которым утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Положение).
Согласно Разделу II Положения, принятию решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма или предоставлению единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность предшествует постановка указанных граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Осуществляется она органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в Департамент муниципальной собственности администрации <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сообщив о себе, что является участником Великой Отечественной войны.
Указанное выше Положение не предусматривает подачи гражданином каких-либо дополнительных заявлений, непосредственно перед предоставлением жилого помещения либо получением единовременной денежной выплаты, помимо заявления о постановке на учет, в связи с чем, поданное ФИО1 заявление, по сути, является заявлением о предоставлении жилого помещения либо единовременной денежной выплаты.
По смыслу Положения, правом на обращение с таким заявлением обладают участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Не обладающие таким правом категории граждан с соответствующим заявлением обратиться не могут. Таким образом, правильным толкованием содержания поданного гражданином заявления о постановке на учет, будет являться подтверждение указанным гражданином своего субъективного права на предоставление жилого помещения. Тео есть, помимо выражения волеизъявления гражданина воспользоваться предоставленными государством мерами социальной поддержки, такое заявление представляет собой форму сообщения уполномоченному органу власти сведений о наличии у подавшего его гражданина субъективного права на улучшение жилищных условий.
С учетом изложенного, суд не принимает доводов заявителя о том, что в представляемых гражданами документах согласно п. 2.2 Положения (заявление, паспорт, удостоверение ветерана, справка о наличии заболевания) не могут содержаться какие-либо недостоверные сведения.
На основании предоставленных ФИО1 сведений, указанных в ее заявлении и приложенных к нему документов, Департаментом муниципальной собственности администрации <адрес> издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. "О постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", которым ФИО1 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно п. 2.6 Положения.
Данное решение подлежит принятию в течение пяти дней с даты подачи заявления и может быть не принято лишь в том случае, если гражданином представлены не в полном объеме необходимые документы, либо представлены документы, которые не подтверждают право гражданина на обеспечение жилым помещением по договору социального найма или единовременной выплатой на строительство или приобретение жилого помещения.
При этом при постановке на учет в обязательном порядке применяются положения ст. 51 и ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд не находит обоснованным довод заявителя о том, что документы, перечисленные в п. 2.3 Положения, должны быть собраны уполномоченным органом местного самоуправления в течение пятидневного срока до постановки заявителя на учет, в связи с тем, что указанная норма Положения не содержит каких-либо ограничений уполномоченного органа по срокам сбора необходимых документов.
Возлагая на уполномоченный орган обязанности по сбору документации в интересах гражданина, подтверждающей его право на получение мер государственной поддержки, законодатель исходил из презумпции добропорядочности заявителей и необходимости оказания им помощи в сборе документации, получение которой требует значительных временных затрат и физических усилий заявителей, с учетом среднего возраста и категории заявителей.
В силу п. 2.10 Положения снятие граждан с учета осуществляется в трех случаях: 1) предоставления гражданину жилого помещения по договору социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений в собственность; 2) выявления в представленных гражданином документах сведений, не соответствующих действительности; 3) смерти гражданина либо вступления в силу решения об объявлении гражданина умершим или вступления в силу решения о признании его безвестно отсутствующим.
Толкование приведенных выше норм Положения в контексте невозможности снятия граждан с учета, когда отсутствие у них права на предоставление жилого помещения либо единовременной денежной выплаты выявлено после постановки их на учет и при этом об отсутствии такого права при подаче заявления уполномоченному органу граждане не сообщили, влечет за собой возможность злоупотребления правом, общий принцип недопустимости которого установлен ст. 10 Гражданского кодекса РФ. Более того, подобное толкование правового акта ведет к возникновению обязанности органов власти по обеспечению заявителя жилым помещением согласно сформированной хронологической очередности и неминуемо нарушает права граждан, поставленных на учет после такого гражданина.
На основании изложенного суд считает необоснованным довод заявителя о том, что сведения, полученные после постановки ветерана на учет, не могут быть приняты во внимание при проверке достоверности представленных им данных.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, а также свидетель ФИО6 пояснили, что сведений об отчуждении ФИО1 каких-либо жилых помещений при подаче заявления о постановке на учет ни ей, ни ее представителем ФИО3 Департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> не представлялось. Таким образом, Департамент на момент принятия решения о постановке ФИО1 на учет сведениями в отношении нее о фактах, подпадающих под признаки ст. 53 ЖК РФ, не располагал. Суд принимает данные доводы в виду следующего.
ДД.ММ.ГГГГ. исх. № ФИО1 Департаментом муниципальной собственности <адрес> направлено письмо с разъяснением порядка постановки участников Великой Отечественной войны на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе отдельно указано на применение при постановке на учет положений ст. 53 ЖК РФ. Таким образом, о недопустимости постановки на учет при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, ФИО1 была осведомлена, однако при подаче соответствующего заявления указанные факты скрыла.
ФИО2 справки о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданной Управлением Росреестра по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 на основании договора купли-продажи отчудила в пользу ФИО7 жилое помещение общей площадью 62 кв.м. по адресу <адрес> за <данные изъяты>. Государственная регистрация указанной сделки осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. №. Указанная справка поступила в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., то есть на момент постановки ФИО1 на учет данные сведения Департаменту муниципальной собственности администрации <адрес> известны не были, следовательно, и возможность применения ст. 53 ЖК РФ при принятии решения о постановке на учет в виду недобросовестного поведения заявителя и сокрытия им этого факта, у уполномоченного органа отсутствовала.
Из приказа Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" следует, что ФИО1 снята в указанного учета. Основанием к тому послужило выявление факта отчуждения жилого помещения по адресу <адрес>, совершенного ей до подачи заявления, сведения котором в Департаменте муниципальной собственности на момент принятия решения о постановке на учет отсутствовали. В качестве правового основания указан пп. 2 п. 2.10 раздела II Положения.
Таким образом, Департаментом муниципальной собственности администрации <адрес> обоснованно сделан вывод о выявлении в представленных ФИО1 документах (заявлении о постановке на учет) сведений, не соответствующих действительности (о наличии у заявителя права на постановку на учет) и фактическом отсутствии у нее субъективного права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке, установленном Положением.
Заявителем также приведен довод о необоснованности применения Департаментом муниципальной собственности администрации <адрес> положений ст. 53 ЖК РФ, в связи с тем, что квартиру ФИО1 продала не в целях искусственного создания нуждаемости в жилых помещениях, а в связи с необходимостью переезда ее в <адрес> для совместного проживания с опекуном.
Вместе с тем, данный вывод основан на неправильном толковании ст. 53 ЖК РФ. Согласно приведенной норме закона граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
ФИО1 состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. по категории "Участник Великой Отечественной войны". По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 снята с указанного учета в связи с обеспеченностью жилой площадью по норме, и владением по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. жилым помещением в <адрес> по адресу <адрес>., что подтверждается письменными материалами дела.
На основании ст. 288 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ ФИО1 имела право проживать в принадлежащем ей жилом помещении, либо распорядиться им иным способом.
Квартира по адресу <адрес> отчуждена ФИО1 на основании намерено совершенной возмездной сделки соответствующей ее волеизъявлению после снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отчуждение жилого помещения повлекло за собой прекращение права ФИО1 пользования данной квартирой, и создало условия в необходимости выбора иного места жительства.
Права пользования иным жилым помещением ФИО1 после продажи квартиры не приобрела. ФИО2 пояснениям заявителя, полученные по сделке денежные средства потрачены ФИО1 на ремонт нежилого помещения - гаража №" в <адрес>, принадлежащего третьему лицу ФИО8, с последующим избранием данного нежилого помещения в качестве места своего жительства.
Таким образом, в результате указанных действий ФИО1 утратила право пользования принадлежащим ей жилым помещением, прав пользования иным жилым помещением не приобрела, денежными средствами распорядилась по своему усмотрению на иные цели, то есть намеренно совершила действия, в результате которых она вновь может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.
Отчуждение ФИО1 жилого помещения не связано с признанием его непригодным для проживания, не произведено в целях улучшения жилищных условий. Довод заявителя о том, что продажа квартиры связана с необходимостью совместного проживания ФИО1 с опекуном в <адрес> не является состоятельным, подтверждающим вынужденность продажи жилого помещения и уважительность причин его отчуждения, так как сделка купли-продажи между ФИО1 и ФИО7 совершена ДД.ММ.ГГГГ., а опека ФИО3 над ФИО1 установлена ДД.ММ.ГГГГ., после продажи квартиры и издания оспариваемого приказа.
Суд также не принимает доводы заявителя о незаконности действий Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> исходя из социальной категории ФИО1 (ветеран войны, инвалид, преклонный возраст), в виду того, что обособленное выделение ФИО1 из числа лиц, имеющих право на получение жилья в соответствии с законодательством "О ветеранах", нарушает гарантированный Конституцией РФ принцип равноправия граждан и влечет за собой ущемление прав иных лиц, относящихся к категориям граждан, перечисленных в п. 1.2 Положения о порядке предоставления жилых помещений или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Помимо указанного, руководствуясь ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд находит не имеющими существенного значения для дела разногласия сторон и приведенные ими доказательства о месте фактического проживания ФИО1 в <адрес> на момент постановки ее на учет и после этого, так как указанные обстоятельства не принимались во внимание в качестве основания при издании Департаментом муниципальной собственности оспариваемого приказа.
Руководствуясь ч. 2 ст. 55, ст. 60 ст. 69 ГПК РФ суд не принимает в качестве доказательств места проживания ФИО1 представленные заявителем справки владельцев гаражей ГК "<данные изъяты>", жителей <адрес> в <адрес>, жителей д. <адрес>, объяснительную ФИО9, в связи с их недопустимостью.
Суд учитывает, что принятию Департаментом муниципальной собственности <адрес> оспариваемого приказа предшествовала разъяснительно-консультативная работа в целях принятия обоснованного и взвешенного решения. Так, ФИО1 предложено представить объяснение о мотивах отчуждения жилого помещения (поступило ДД.ММ.ГГГГ.), дважды делались запросы в адрес Департамента строительства <данные изъяты> - уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа по осуществлению мероприятий и отдельных вопросов, связанных с реализацией полномочий по предоставлению жилых помещений или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (получены соответствующие ответы).
Совокупность установленных обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, позволяют суду прийти к выводу о законности действий Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> и наличии оснований для издания приказа Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Соответственно заявление ФИО3, поданное в интересах ФИО1, об оспаривании данного решения удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО3 в интересах ФИО1 о признании незаконным приказа Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. "О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и об обязании Департамента муниципальной собственности администрации <адрес> восстановить ФИО1 в очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях на ДД.ММ.ГГГГ. - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 17 января 2011 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда И.В. Бакшеев