Решение (ст.12.34 КоАП РФ)



Р Е Ш Е Н И Е

10 марта 2011 года                                                            г.Ханты-Мансийск                                                         

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Сосновской О.А.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - Черкозьянова Е.Н.,

представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Черкозьянова Е.Н. на постановление государственного инспектора дорожного надзора 1-ой роты ОБ ДПС ГИБДД УВД по ХМАО-Югре ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо филиала ГП «Северавтодор» Черкозьянов ФИО12 привлечен к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ к штрафу в размере 2 000 руб.,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора дорожного надзора 1-ой роты ОБ ДПС ГИБДД УВД по ХМАО-Югре ФИО4 должностное лицо филиала ГП «Северавтодор» Черкозьянов ФИО13 привлечен к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 2 000 руб.

Считая данное постановление незаконным, Черкозьянов Е.Н. обратился в суд с жалобой об отмене постановления, как незаконного, мотивировав свои требования тем, что работы по очистке дорог выполнялись в строгом соответствии с государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ выпадения осадков не было, производился патрульный объезд КДМ с выполнением, при необходимости, снегоочистки. ГП «Северавтодор» и его филиал является подрядной организацией, не является органом исполнительной власти или его учреждением, в оперативном управлении или на ином вещном праве у которого находятся автомобильные дороги. Следовательно, он не является субъектом правонарушения. Считает, что вина в совершенном ДТП, по результатам которого в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, лежит на сотрудниках ГИБДД, которые не исполнили требования Регламента МВД. Кроме того, в нарушение Регламента МВД, акт о выявленных недостатках составлен инспектором ДПС, а не сотрудниками дорожного надзора.

Представитель ГИБДД УВД по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении разбирательства не поступало. В связи с чем, в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд посчитал возможным рассмотреть жалобу в отсутствии неявившегося лица.

В судебном заседании заявитель Черкозьянов Е.Н. доводы и обоснование жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Черкозьянова Е.Н. - ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме, указав, что в действиях Черкозьянова Е.Н. отсутствует объективная и субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ. Черкозьянов Е.Н. как начальник участка подрядной организации выполнял работу на основании государственного контракта и технического задания к нему, в котором конкретно указаны какие работы и с какой цикличностью следует выполнять. Кроме того, в соответствии с п.6 ст.12 Федерального закона №257 от 08.11.2007 «О дорогах и дорожной деятельности» на орган исполнительной власти возлагается осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Таким образом, содержание автомобильных дорог возлагается не на физическое лицо - Черкозьянова Е.Н., а на лица, представляющие исполнительные органы власти субъектов РФ, которые владеют дорогами и от которых зависит финансирование работ по содержанию, которые на основании актов со своим участием, как того требует п.1 ст.12 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» удостоверяют соответствие состояния дорог правилам и стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам. ГП «Северавтодор» не является ни собственником, ни балансодержателем территориальных автодорог, на которого возложена обязанность по осуществлению дорожной деятельности. Предприятие является коммерческой организацией, обязанность по содержанию дорог не вменялась предприятию законом, а вытекала из частного договора подряда, который по нормам гражданского права является договором возмездного оказания услуг и ответственность по которому ГП «Северавтодор» несет перед свои контрагентом - бюджетным учреждение Дорожным департаментом ХМАО-Югры. Таким образом, ни ГП «Северавтодор», ни Черкозьянов Е.Н. не являются субъектом правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ. Кроме того, акт выявленных недостатков составлен с нарушением требований закона, не уполномоченным на то лицом.

К материалам дела приобщены письменные объяснения представителя ФИО3

Суд, заслушав мнение сторон, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Черкозьянов Е.Н. привлечен к административной ответственности за то, что, являясь должностным лицом, старшим производителем работ ГП «Северавтодор» филиала в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», на которого возложена обязанность по содержанию автомобильной дороги «<адрес>» на участке км 11+058 - км 140+575, не выполнил требования п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п.4.4.1-4.4.2 «Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах» и п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» Правил дорожного движения Российской Федерации, а именно должностное лицо не приняло все зависящие от него меры, по своевременной снегоочистке и ликвидации снежных отложений в виде рыхлого снега высотой снежного покрова 15-20 см, на полосе движения автомобильной дороги «<адрес>» на участке км 73 + 500 м, что в свою очередь создало помехи в дорожном движении и реальную угрозу жизни, здоровью участников дорожного движения, тем самым послужило сопутствующим фактором дорожно-транспортного происшествия на участке км 73+510 автомобильной дороги «<адрес>».

Как усматривается из материалов дела в ходе административного расследования было установлено что, при проведении повседневного надзора за эксплуатационным состоянием и качеством зимнего содержания автомобильной дороги «<адрес>» на участке км 73 + 500 м, инспектором ДПС 1-ой роты ОБ ДПС ГИБДД УВД по ХМАО-Югре ФИО7 были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии, угрожающие движению автомобильного транспорта, а именно снежные отложения в виде рыхлого снега высотой снежного покрова 15-20 см на полосе движения автомобильной дороги. В соответствии с п. 10.2.8.4. Приказа МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410 сотрудником Госавтоинспекции было сообщено в дежурную часть ОБ ДПС ГИБДД УВД по ХМАО-Югре о выявленных недостатках, после чего в 08 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ был составлен «Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических организации дорожного движения»в присутствии двух свидетелей, а именно граждан ФИО5 и ФИО6, в котором указаны недостатки в эксплуатационном состоянии и зимнем содержании.

Административная ответственность по ст.12.34 предусмотрена за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Объектом данного правонарушения выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Указанная норма права является бланкетной. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

Статьей 12 данного Закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Государственным стандартом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" установлен перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Несоответствие автодороги требованиям ГОСТа является нарушением требований по безопасности дорожного движения.

Согласно, требований п.3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ и должен составлять для автомобильных дорог с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт./сут. (группа Б) не более 5 часов.

Согласно, п.4.4.1 «Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16 июня 2003 года №ОС-548-р для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости необходимо проводить профилактическую обработку покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката. В соответствии с п.4.4.2. руководства профилактическую обработку покрытий осуществляют при ожидании снегопада и метелей с возможным образованием на покрытии снежного наката. Кроме того, согласно п.4.4.2.4. руководства для предотвращения образования снежного наката при прогнозируемом резком понижении температуры воздуха патрульную снегоочистку начинают сразу после получения сообщения от Росгидромета.

Согласно данным Государственного учреждения «<данные изъяты> окружной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», имеющимся в материалах дела, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> атмосферных явлений не зарегистрировано, выпадение осадков в виде снега происходило ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 21 часов 40 минут до 23 часов 3 минут, атмосферные явления в виде поземка и метели не зарегистрировано, тем самым работы по ликвидации зимней скользкости и снегоочистке выполнены не в нормативные сроки предусмотренные ГОСТ Р 50597-93.

Суд приходит к выводу, что вина Черкозьянова Е.Н. установлена и доказана материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, составленным ДД.ММ.ГГГГ в 08:40 часов, согласно которому на участке км 73 + 500 м автомобильной дороги «<адрес>» выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии, угрожающие движению автомобильного транспорта, а именно наличие не уплотненного снега на проезжей части и обочине в результате метели, глубина снега - 15-20 см. Данный акт составлен уполномоченным на то должностным лицом - инспектором ДПС ГИБДД УВД по ХМАО-Югре, что соответствует требованиям, содержащимся в п.10.2.8.4 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 №410;

- рапортом инспектора ДПС ГИБДД УВД по ХМАО-Югре ФИО7, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 08:20 часов при патрулировании на автодороге <адрес> в районе моста через <адрес>, было обнаружено, что полоса занесена снегом, о чем было доложено в дежурную часть УВД и составлен акт выявленных недостатков;

- объяснениями свидетеля ФИО8, из которых следует, что, ДД.ММ.ГГГГ, двигаясь со скоростью 60 -70 км/ч на своем автомобиле «Тойота RAV 4» г.н. регион, наехал на снежные отложения, в результате чего автомобиль занесло и развернуло, выбросив на встречную полосу движения, где произошло столкновение с встречным автомобилем «Лексус LX570» г.н. регион, принадлежащим ФИО10 Кроме того, ФИО9 предоставил фото и видео фиксацию с места дорожно-транспортного происшествия, где отражено образование снежных отложений на проезжей части;

- объяснениями ФИО10, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ он управлял автомобиле «Лексус LX570» г.н. регион на автодороге <адрес>. Навстречу ему двигался автомобиль «Тойота RAV 4», который попал в снежный вал и его начало заносить, а затем выбросило на полосу встречного движения, в результате чего произошло столкновение с его автомобилем;

- схемой дорожно-транспортного происшествия от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы о том, что Черкозьянов Е.Н. не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между государственным учреждением «Дорожный департамент ХМАО-Югры» и государственным предприятием ХМАО-Югры «Северавтодор», исполнитель - ГП «Северавтодор» принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, направленного на поддержание бесперебойного и безопасного движения транспортных средств; обеспечивает определенный техническим заданием уровень содержания обслуживаемых участков автомобильных дорог в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.

В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Черкозьянов Е.Н. переведен на должность старшего производителя работ ГП «Северавтодор».

Согласно должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ в должностные обязанности Черкозьянова Е.Н. входит осуществление руководства, организация работы комплексного участка по содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями технологического процесса; обеспечение ведения производственных процессов и работ в соответствии с проектами, техническими заданиями, требованиями СНиП, ВСН, ГОСТ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Черкозьянов Е.Н. обоснованно привлечен к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и вынесении постановления о назначении административного наказания суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

Постановление государственного инспектора дорожного надзора 1-ой роты ОБ ДПС ГИБДД УВД по ХМАО-Югре ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, которым Черкозьянов ФИО14 привлечен к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ к штрафу в размере 2 000 рублей - оставить без изменения, жалобу Черкозьянова Е.Н. - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд ХМАО-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток с момента вынесения решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                         О.А.Сосновская

копия верна

Федеральный судья                                                                   О.А.Сосновская