постановление (ст. 8.2 КоАП РФ)



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

19 января 2011 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи - Сосновской О.А.,

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ЗАО «<данные изъяты> - ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица - закрытого акционерного общества «<данные изъяты>», обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО «<данные изъяты>» на территории промышленной базы по адресу: <адрес>, <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>, расположенной на землях несельскохозяйственного назначения, осуществляется хранение соляной кислоты в количестве <данные изъяты>

Соляная кислота, согласно предоставленных ЗАО «<данные изъяты>» сведений (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), была приобретена в ДД.ММ.ГГГГ года для асфальтобетонного завода ЗАО <данные изъяты>» как сырье для производства битумной эмульсии. Количество приобретенной кислоты составляло 20 040 кг, поставщик - ЗАО «<данные изъяты>» (<адрес>). Поставка осуществлялась транспортом поставщика. Израсходовано было 908 кг. кислоты. Вследствие изменения объемов потребности в данном сырье, кислота в количестве <данные изъяты> кг, осталась на складе не использованной. После окончания строительства дороги Асфальтобетонный завод был демонтирован, производственная база передана под охрану сторожевой службепредприятия. Территория базы в настоящее время используется как площадка хранения материалов, в числе которых, и хранится соляная кислота. Хранится соляная кислота в закрытых складских помещениях (контейнерах). Соляная кислота упакована в заводскую тару в 50 литровые пластиковые бочкообразные канистры. ЗАО «<данные изъяты>» также представлен сертификат качества на кислоту соляную синтетическую техническую, соответствующую ГОСТ 857-95, согласно которого данное вещество относится ко второму классу опасности (вещества высокотоксичные).

В ходе проведенного осмотра от ДД.ММ.ГГГГ промышленной базы ЗАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес><данные изъяты> автодороги <данные изъяты> установлено, что на ее территории расположены: двухэтажное административное здание, вагончик охраны, водонапорная башня, различные стройматериалы, несколько единиц спецтехники, резервуар ГСМ, два контейнера, в которых хранится соляная кислота.

Первый контейнер расположен в районе с координатами <данные изъяты>", серого цвета, приблизительные размеры 6м*2м*2м. В контейнере находится около 100 пластиковых бочек объемом по 50 литров, расположенных в 6 рядов и 2 яруса. Одна бочка без крышки. Контейнер изнутри подвержен сильной коррозии. Вокруг контейнера сделана обваловка из песка высотой около 150 см. Контейнер находится на песчаной основании.

Второй контейнер расположен в районе с координатами <данные изъяты> красно-коричневого цвета, приблизительные размеры 12м*2м*2м. В контейнере находится около 300 пластиковых бочек объемом по 50 литров, расположенных в 6 рядов и 2 яруса. Контейнер изнутри подвержен сильной коррозии. Вокруг контейнера сделана обваловка из песка высотой около 150 см. Контейнер находится на песчаной основании.

Вокруг контейнеров имеются информационные предупредительные таблички. По периметру базы ограждение в виде забора отсутствует. Контейнеры находятся в зоне видимости из вагончика охраны на удалении около 50 м.

В нарушение п.п. 1.3,1.5, 1.6, 4.3 «Правил безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2003 № 35) ПБ 09-596-03, у предприятия отсутствуют документы, наличие которых предусмотрено, а именно:

- лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов;

- разрешение на применение технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах;

- договор страхования риска ответственности за причинение вреда при
эксплуатации опасного производственного объекта;

- документы о регистрации опасных производственных объектов в
государственном реестре;

проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию,
техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов;

нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила безопасного ведения работ на опасных производственных объектах;

- паспорта и иные эксплуатационные документы на резервуары, технологическое оборудование, трубопроводы, арматуру, предохранительные устройства, приборы систем контроля, управления, здания и сооружения;

- положение о производственном контроле за соблюдением требований
промышленной безопасности на опасном производственном объекте;

- план локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС);

- расчет радиуса опасной зоны по методике прогнозирования масштабов
заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте, утвержденной в установленном порядке.

Таким образом, ЗАО «<данные изъяты> в период ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время осуществляется хранение опасного вещества - соляной кислоты в количестве <данные изъяты>. с нарушением установленных требований «Правил безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2003 № 35) ПБ 09-596-03.

В ходе проведенной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при розливе соляной кислоты будет происходить "дымление" в результате выделения хлористого водорода и притяжения им влаги воздуха с образованием кислотного тумана.В случае аварии, при которой произойдет розлив всей хранящейся на объекте соляной кислоты в количестве 20 тн., глубина зоны заражения хлористым водородом составит 1,47 км, продолжительность действия источника заражения составит около 6 ч. 59 мин., предельно возможная глубина переноса воздушных масс содержащих хлористый водород в течение одного часа с момента аварии составит 10 км., направление движения масс хлористого водорода будет совпадать с направлением ветра.В случае аварии, при которой произойдет розлив всей хранящейся на объекте соляной кислоты в количестве 20 тн. или ее части, окружающей природной среде будет нанесен значительный вред.В случае аварии, при которой произойдет розлив всей хранящейся на объекте соляной кислоты в количестве 20 тн. или ее части, при вдыхании, проглатывании или абсорбции кожей хлористого водорода даже в небольших количествах может быть нанесен значительный вред организму человека, что в ряде случаев может привести к летальному исходу.

Юридическим лицом ЗАО «<данные изъяты>» в нарушение требований п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при осуществлении хозяйственной деятельности в части хранения опасного вещества - соляной кислоты в количестве <данные изъяты>

- не обеспечены безопасные для сотрудников условия труда,

-не проведены необходимые профилактические мероприятия, направленные на предотвращение возникновения и распространения массовых отравлений.

Юридическим лицом ЗАО «<данные изъяты> осуществляется хозяйственная деятельность в части хранения опасного вещества - соляной кислоты в количестве <данные изъяты>. на территории промышленной базы ЗАО «<данные изъяты>» в отсутствие каких-либо проектных документов, не проведена:

оценка воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

проверка проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать
угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Таким образом, юридическим лицом ЗАО «<данные изъяты>» нарушены требования п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.24 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Представитель юридического лица в судебном заседании пояснил, что соляная кислота была приобретена ЗАО «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ и хранится на базе. Для хранения созданы необходимые условия - контейнеры обвалованы песком, имеются предупреждающие таблички. База охраняется круглосуточно. Необходимые документы не были подготовлены, поскольку соляная кислота уже не использовалась в строительстве. Предприятием предпринимались и в настоящее время предпринимаются меры к решению вопроса об утилизации соляной кислоты. Не согласен с рядом позиций, изложенных в заключении эксперта. В выводах эксперта содержится формулировка о возможном вреде, т.е. какой-либо вред окружающей среде не причинен. Полагает, что действия ЗАО «<данные изъяты>» подпадают под признаки правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Выслушав мнение представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о наличии состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в действиях ЗАО «СК ВНСС».

Административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физическихлиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую
среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов,
истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальныепредприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические(профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Также в статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что массовые неинфекционные заболевания (отравления) - это заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

Из обстоятельств, установленных судом следует, что юридическим лицом ЗАО «<данные изъяты> при хранении опасного вещества не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования.

Из объяснений ФИО2, являющейся заведующей складом ГСМ отдела реализации ЗАО «<данные изъяты>» следует, что в контейнерах, в которых хранится соляная кислота, контроль за состоянием воздушной среды техническими средствами не осуществляется, отсутствуют световая и звуковая сигнализация, также отсутствует аварийная сигнализация. По ее мнению, при хранении соляной кислоты установленные правила соблюдаются не в полном объеме.

Из объяснений начальника отдела реализации ЗАО «<данные изъяты>» ФИО3 следует, что соляная кислота в ДД.ММ.ГГГГ, после поступления на территорию промышленной базы ЗАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>, сразу была размещена на хранение в металлические контейнеры из-под материалов, ранее полученных в адрес организации. Кто принял решение о размещении соляной кислоты на хранение в металлических контейнерах ему не известно. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время контейнеры, в которых осуществляется хранение соляной кислоты, не перемещались. Бочки с соляной кислотой из них не доставались. В штате ЗАО «<данные изъяты>» имеется сотрудник - ведущий инженер по охране окружающей среды ФИО4, отвечающая за соблюдение всеми подразделениями организации требований законодательства в области экологии.ФИО6 несколько раз в год осуществляет осмотр всех объектов предприятия, в том числе промбазы ЗАО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>. По результатам осмотров места хранения солянойислоты ФИО4 давала ему рекомендации по условиям хранения, а именно: недопущение розливов соляной кислоты, не допуск посторонних лиц, установка предупредительных табличек, сооружение песчаной обваловки вокруг контейнеров.Требования ПБ 09-596-03 «Правила безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей» до ФИО3 никем не доводились, и ему известны не были.О том, что металлические контейнеры подвержены коррозии ему было известно. Данная информация доводилась им до президента ЗАО «<данные изъяты>».

Обстоятельства правонарушения подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;

- планом-схемой производственной базы <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>;

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий от ДД.ММ.ГГГГ;

-свидетельством № о регистрации опасных производственных объектов;

- договором аренды земель несельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ЗАО «<данные изъяты>» является арендатором земельного участка на <данные изъяты> автодороги <данные изъяты>;

- заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вина ЗАО «<данные изъяты> нашла свое подтверждение в судебном заседании и действия юридического лица правильно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.

Определяя вину и меру наказания правонарушителю, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, степень угрозы экологической и эпидемиологической обстановке.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, суд считает принятие правонарушителем мер к устранению выявленных нарушений, совершение правонарушения впервые. Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд считает, что ЗАО «<данные изъяты>» подлежит привлечению к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.8.2, ст.29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо - закрытое акционерное общество «<данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в суд Ханты-Мансийский автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская