Постановление (ст.8.21 ч.1 КоАП РФ)



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

07 сентября 2011 года                                                              г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи - Сосновской О.А.,

с участием представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов», обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу ООО «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов» (Далее - ООО «НИИ ЭиРИПР») вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, выявленного в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а именно следующее:

По результатам проведения проверки в отношении ООО «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов» на основании приказов Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ООО «НИИ ЭиРИПР» осуществляет деятельность по обезвреживанию нефтезагрязненных отходов на Полигоне ТБО и ПО ООО «Газпромнефть-Хантос» на установках утилизации «УЗГ-1М» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по переработке проппанта и договора от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по переработке нефтешлама на полигоне Южной части Приобского месторождения ООО «Газпромнефть-Хантос».

Согласно тома ПДВ и Экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ на него, в результате обезвреживания нефтезагрязненных отходов на установках утилизации «УЗГ-1М» в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие атмосферный воздух вещества: азот (IV) оксид (азота диоксид), азот (II) оксид (азота оксид), сера диоксид, углерод оксид, взвешенные вещества, сажа, фториды газообразные.

У ООО «НИИ ЭиРИПР» отсутствует Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации формой.

Общество письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ представило только Уведомление «Об утверждении проекта нормативов ПДВ» от ДД.ММ.ГГГГ с приложением 1 к Уведомление Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ разрешенных к выбросу в атмосферный воздух ООО «НИИ ЭиРИПР», что фактически не является разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно п.1 ст. 14 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и п.4 ст.23 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Также в планах-графиках контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках промвыбросов ООО «НИИ ЭиРИПР» на ДД.ММ.ГГГГ.г. Общество установило норматив ПДВ для загрязняющего вещества - «углерод (сажа)» в количестве 0, 0023000 г/с на 1 (одну) установку «УЗГ-1МГ», хотя Проектом ПДВ и Экспертным заключением /п от ДД.ММ.ГГГГ на него, норматив выброса данного загрязняющего вещества от эксплуатации установки «УЗГ-1МГ» не установлен, выброс данного загрязняющего вещества по проекту ПДВ от эксплуатации Установки происходить не должен.

Согласно ст.27 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

Пунктом 9 «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются для конкретного стационарного источника выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Общество представило том «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух для Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов», имеющего Экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта: «Проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух для Общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов». На данный проект ПДВ Общество представило Уведомление «Об утверждении проекта нормативов ПДВ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно тома проекта ПДВ и Уведомления «Об утверждении проекта нормативов ПДВ» от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «НИИ ЭиРИПР» получило лимит на выброс загрязняющих веществ для одной установки «УЗГ-1МГ».

Фактически на Полигоне ТБО и ПО ООО «Газпромнефть-Хантос» размещено 3 (три) установки «УЗГ-1МГ» ООО «НИИ ЭиРИПР», из которых в момент проверки работало 2 (две).

В рамках проверки Филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре были представлены копии протоколов КХФ промышленных выбросов в атмосферу от 3 (трех) дымовых труб 3 (трех) установок утилизации «УЗГ-1МГ» ООО «НИИ ЭиРИПР» от ДД.ММ.ГГГГ (письмо Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре исх. от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждает их эксплуатацию и наличие выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На все 3 (три) установки утилизации «УЗГ-1М» на Полигоне ТБО и ПО ООО «Газпромнефть-Хантос» в электрощитовой ООО «НИИ ЭиРИПР» имеется 3 (три) пульта управления (1-УЗГ, 2-УЗГ, 3-УЗГ).

Таким образом, ООО «НИИ ЭиРИПР», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства РФ нарушило обязательные требования по охране атмосферного воздуха, который является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Как указано в протоколе об административном правонарушении, ООО «НИИ ЭиРИПР» нарушены ч.1, ч.2 ст.19, ст.21, ч.4. ст.23, ч.2 ст.27, ст.34, ст.35 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1, ч.3 ст. 12, ч.1, ч.5 ст.14, ст.30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.9. «Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. № 183.

В судебное заседание не явился представитель Росприроднадзора по ХМАО-Югре, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие неявившегося лица.

В судебном заседании представители юридического лица с протоколом об административном правонарушении не согласились, указав об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, так как согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Однако используемые организацией установки по сжиганию замазученного грунта (УЗГ-1М) являются не стационарными, а мобильными, передвижными источниками вредного воздействия на атмосферу, что подтверждается Паспортом на установку, конструкторской документацией ТУ 8026-008-41275527-02, письмом производителя УЗГ ООО «Скорая Экологическая Помощь», Типовым проектом (Технологическим регламентом) «Мобильный полигон комплексного обезвреживания отходов предприятий нефтегазовой промышленности «Деконтамобил», получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в которых установка описывается, как сборно-разборная конструкция, мобильное оборудование, монтируемое как на передвижных, так и на стационарных источниках, не имеющая фундамента. При этом ни один из нормативных документов действующего законодательства не содержит требований о необходимости получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при использовании мобильных, передвижных источников вредного воздействия на атмосферу. Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ, использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов. Указанная документация у общества имеется, копия Сертификата соответствия за со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и Разрешение от ДД.ММ.ГГГГ выданное Ростехнадзором. Таким образом, действующим законодательством не установлена обязанность лиц, осуществляющих эксплуатацию передвижных средств и установок, производящих выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получать разрешение на выбросы. При этом в протоколе об административном правонарушении Росприроднадзор не указал на то, что названные объекты являются стационарными, а также то, по каким признакам это можно определить. Указанная позиция также подтверждается сложившейся судебной практикой по аналогичным делам. Кроме того, считают, что доказательства по делу добыты с нарушением требований закона. Также указали на то, что ДД.ММ.ГГГГ Обществом получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на 1 производственной площадке: Кустовая площадка на территории ХМАО-Югры.

В судебном заседании представителями также заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии разрешения от ДД.ММ.ГГГГ и фотографий установок. Ходатайство удовлетворено судом, представленные документы приобщены к материалам дела.

Также ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило письменные пояснения представителя юридического лица ФИО2 по административному делу с ходатайством о прекращении производства по делу и приобщении прилагаемых документов. Все представленные документы приобщены судом к материалам дела.

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на Полигоне ТБО и ПО ООО «Газпромнефть-Хантос» Южная часть Приобского месторождения нефти в <адрес>, в ходе которой было установлено, что ООО «НИИ ЭиРИПР» осуществляет деятельность по переработке проппанта и переработке нефтяного шлама без соответствующего Разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для установок «УЗГ-1МГ», установленных на Полигоне ТБО и ПО ООО «Газпромнефть-Хантос» Южная часть Приобского месторождения нефти. В процессе эксплуатации данных установок происходит выброс загрязняющих веществ: азота (IV) оксид (азота диоксид), азот (II) оксид (азота оксид), сера диоксид, углерод оксид, взвешенные вещества, сажа, фториды газообразные. При этом, специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для указанных установок Общество не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «НИИ ЭиРИПР» составлен протокол об административном правонарушении по факту выявленного административного правонарушения, в котором действия юридического лица квалифицированы по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ по следующим основаниям.

Административная ответственность по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ предусмотрена за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако такое разрешение отсутствует.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно п.1 ст. 14 Федерального закона №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Статьей 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно протоколу об административном правонарушении, ООО «НИИ ЭиРИПР» вменяется в вину выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, установками утилизации «УЗГ-1МГ», эксплуатируемыми на Полигоне ТБО и ПО ООО «Газпромнефть-Хантос». При этом в протоколе не конкретизировано, являются ли эти установки стационарными источниками выбросов, также не указаны признаки, по которым возможно установить, что названные объекты являются стационарными.

Доказательств того, что ООО «НИИ ЭиРИПР» эксплуатировались именно стационарные источники выброса вредных веществ, административным органом в материалах дела не представлено. Экспертиза по вопросу отнесения данных установок к мобильным или к стационарным установкам не проводилась.

Анализ представленных материалов дела, а также документов, приобщенных в судебном заседании по ходатайству представителя юридического лица, свидетельствует о том, что используемые установки по переработке проппанта и нефтешлама (УЗГ-1МГ) являются не стационарными, а мобильными, передвижными источниками вредного воздействия на атмосферу, что подтверждается Паспортом на установку, конструкторской документацией , письмом производителя УЗГ ООО «Скорая Экологическая Помощь», Типовым проектом (Технологическим регламентом) «Мобильный полигон комплексного обезвреживания отходов предприятий нефтегазовой промышленности «Деконтамобил», получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в которых установка описывается, как сборно-разборная конструкция, мобильное оборудование, монтируемое как на передвижных, так и на стационарных источниках, не имеющая фундамента.

Часть 2 статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ предусматривает, что порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ).

Между тем, порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных или иных передвижных средств, на необходимость принятия которого указано в приведенной норме закона, в настоящее время не утвержден.

Согласно п.4 ст.15 Федерального закона №96-ФЗ, использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, подтверждающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

В соответствии с п.4 ст.17 Федерального закона №96-ФЗ транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов технически нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, действующим законодательством не установлена обязанность лиц, осуществляющих эксплуатацию передвижных средств и установок, производящих выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получать разрешение на такую эксплуатацию.

При таких обстоятельствах, при отсутствии доказательств отнесения используемых ООО «НИИ ЭиРИПР» источников выбросов к стационарным, отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.8.21, ст.ст.24.5, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица - ООО «Научно-исследовательский институт экологии и рационального использования природных ресурсов» - прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием события правонарушения.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в суд Ханты-Мансийский автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                            О.А.Сосновская