иск о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найм



Дело № 2-1989/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2010 года г. Химки

Химкинский городской федеральный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кучинского Е.Н.

при секретаре: Ивановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Рулевой Л. В. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма,

Третье лицо: Открытое акционерное общество «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко»,

установил:

Рулева Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма. Истица указала, что решение Администрации городского округа Химки Московской области от /Дата/ года исх. /Номер/ об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения площадью 12,1 кв.м. по адресу: /Адрес/ является незаконным.

В обоснование заявленных требований Рулева Л.В. ссылается на то, что с /Дата/ года проживает в комнате, общей площадью 12,1 кв. м., расположенной в двухкомнатном блоке (квартире) /Номер/ дома /Номер/ по /Адрес/ области. Данное жилое помещение является ее постоянным местом жительства, и было предоставлено ей во временное пользование как работнику ОАО «НПО Энергомаш», не обеспеченному жилым помещением по месту работы. В частности, /Дата/ года на основании решения работодателя, выраженного в заявлении от /Дата/ года, с Рулевой Л.В. был заключен договор найма жилой площади в общежитии /Номер/, по условиям которого ей предоставлялось право пользования на период работы в ОАО «НПО Энергомаш» жилой площадью в размере 6 кв.м. в комнате блока /Номер/ общежития коечного типа, расположенного по адресу: /Адрес/.

Впоследствии ОАО «НПО Энергомаш» было принято решение о предоставлении Л.В. Рулевой в пользование всей комнаты размером 12 кв. м. в блоке /Номер/ и заключении с ней соответствующего договора найма жилой площади в общежитии /Номер/ от /Дата/ года.

На момент принятия решений о предоставлении Рулевой Л.В. жилой площади в общежитии и заключении с ней договоров найма жилой площади ОАО «НПО Энергомаш» являлось законным владельцем и пользователем общежития. Так, согласно Распоряжению Мингосимущества РФ от 29.06.1998 года № 608-р «О внесении изменений в распоряжение Мингосимущества России от 11 февраля 1998 г. № 132-р» и Распоряжению Мингосимущества РФ от 11.02.1998 года № 132-р «О приватизации Научно-производственного объединения энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко» при осуществлении приватизации Научно-производственного объединения энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко, правопреемником которого стало ОАО «НПО Энергомаш», Мингосимуществом РФ, как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным распоряжаться федеральным имуществом, было принято решение об оставлении на балансе ОАО «НПО Энергомаш» общежития, как объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащего приватизации, и закреплении за ОАО «НПО Энергомаш» права пользования данным общежитием. Согласно представленным третьим лицом в материалы дела копиям Распоряжения № 4411-р от 23.12.2002 года «О подтверждении пообъектных перечней имущества открытого акционерного общества «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» и Выписки из реестра федерального имущества от /Дата/ года /Номер/ общежитие до момента передачи его в муниципальную собственность находилось в федеральной собственности.

Передача общежития как объекта федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области состоялась на основании Распоряжения Территориального управления Росимущества по Московской области /Номер/ от /Дата/ года в рамках ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющей порядок передачи федерального имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, в муниципальную собственность.

Согласно Постановлению главы городского округа Химки Московской области от /Дата/ года /Номер/ (в редакции постановления от /Дата/ года /Номер/) жилой дом /Номер/ по /Адрес/ области был принят в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области с /Дата/ года.

В /Дата/ и /Дата/ (повторно) /Дата/ года Рулева Л.В. обратилась в Администрацию городского округа Химки Московской области с заявлением о заключении с ней договора социального найма на занимаемое жилое помещение.

Письмом исх. /Номер/ от /Дата/ года Администрация городского округа Химки Московской области отказала Истцу в заключении договора социального найма, мотивируя принятое решение сохранением у переданного жилого дома, в котором находится спорное жилое помещение, статуса общежития.

Однако, в соответствии с нормой ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшимся в качестве общежитий, и которые переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Поскольку предоставленное Истцу жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшем ранее государственному предприятию и использовавшемся в качестве общежития, и переданном в ведении органов местного самоуправления, то следует признать, что отношения по пользованию и проживанию Истца регулируются нормами о договоре социального найма, а жилое помещение в силу п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ относится к муниципальному жилищному фонду социального использования.

Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен и т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

В связи с тем, что статус названного жилого дома, как общежития, прекращен в силу прямого указания закона, не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда.

Такая же правовая позиция изложена в п.20 разъяснений Верховного суда РФ, изложенных в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года. В частности, «отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов».

Кроме того, Рулева Л.В. указала, что с момента предоставления ей права пользования комнатой оплата за жилое помещение и коммунальные услуги осуществлялась ею регулярно до /Дата/ года. После /Дата/ года ни Администрация городского округа Химки Московской области, ни МУП «ЖИЛСЕРВИС» квитанций для осуществления соответствующих платежей не предоставляли.

В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ Рулева Л.В. уточнила исковые требования и заявила требования о признании права пользования комнатой общей площадью 12,1 кв. м. в жилом помещении /Номер/ жилого дома /Номер/ по /Адрес/ и об обязании Администрации городского округа Химки Московской области заключить договор социального найма комнаты, общим размером 12,1 кв. м., в блоке /Номер/ дома /Номер/ по /Адрес/.

Представитель Ответчика – Администрации городского округа Химки Московской области исковые требования не признал и считает, что отсутствуют правовые основания для заключения договора социального найма. Общежитие находится в границах территории административно-общественных и культурно-бытовых объектов. По мнению Ответчика, в силу норм ч. 2 ст. 102 ЖК РФ заключенные с Истцом договоры найма жилой площади в общежитии не могут являться основаниями для заключения договора социального найма жилого помещения. Спорный жилой дом был передан в муниципальную собственность /Дата/ года, в связи с чем не может быть заключен договор социального найма жилого помещения. Комната Истца не пригодна для отдельного проживания, относится к специализированному жилищному фонду и предназначена для временного проживания. Истец не является сотрудником Администрации городского округа Химки Московской области и законных оснований для проживания в спорной комнате не имеет. В жилом помещении /Номер/ отсутствует кухня и здание находится в значительном отдалении (через магистраль /Адрес/) от жилой зоны, расположено на территориях промышленных объектов, технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. Жилой дом, в котором находится спорная жилая комната, был введен в эксплуатацию более 20 лет назад, и все это время дом использовался гражданами для проживания.

Третье лицо в судебное заседание не явилось. О дате, месте и времени проведения судебного разбирательства извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении повестки /Дата/ года.

Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Как усматривается из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой комнату общей площадью 12, 1 кв. м. (согласно техническому паспорту БТИ, без учета встроенных шкафов) в жилом помещении (квартире) /Номер/, состоящем из 2-х комнат, расположенных в доме /Номер/ по /Адрес/, каждая из которых имеет изолированный вход. Площадь второй комнаты в жилом помещение /Номер/ составляет 18,4 кв.м. (без учета встроенных шкафов).

Изначально с Истицей был заключен договор найма жилой площади в общежитии /Номер/ от /Дата/ года, по условиям которого ей предоставлялось право пользования на период работы в ОАО «НПО Энергомаш» жилой площадью в размере 6 кв.м. в комнате блока /Номер/ общежития коечного типа, расположенного по адресу: /Адрес/

Впоследствии ОАО «НПО Энергомаш» было принято решение о предоставлении Рулевой Л.В. в пользование всей комнаты размером 12 кв. м. в блоке /Номер/ и заключении с ней соответствующего договора найма жилой площади в общежитии /Номер/ от /Дата/ года.

Право пользования комнатой было предоставлено Истице как работнику ОАО «НПО Энергомаш», не обеспеченному жилым помещением по месту работы, что подтверждается копией трудовой книжки Л.В. Рулевой (в период с /Дата/ года по /Дата/ года она работала в ОАО «НПО Энергомаш»).

По состоянию на /Дата/ года, истица задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не имеет, что подтверждается счетами /Номер/ серия /Номер/ /Номер/ Серия /Номер/, /Номер/ Серия /Номер/, /Номер/ Серия /Номер/, /Номер/ Серия /Номер/, /Номер/ Серия /Номер/, /Номер/ Серия /Номер/, /Номер/ Серия /Номер/ /Номер/ Серия /Номер/, квитанцией к приходному кассовому ордеру /Номер/ и чеком /Номер/.

Как указала Истица, с /Дата/ года Администрация городского округа Химки Московской области отказалась получать плату за проживание в комнате. Представитель Ответчика подтвердил, что квитанции об оплате за проживание в комнате Истице не предъявлялись.

Согласно выписке из домовой книги и отметки Территориального пункта /Номер/ в г. Химки Отдела УФМС России по Московской области в Химкинском районе о регистрации по месту жительства в паспорте Истицы, с /Дата/ года Рулева Л.В. зарегистрирована постоянно по адресу: /Адрес/.

В судебном заседании установлено, что Решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области /Номер/ от /Дата/ года построенному по типовому проекту 16-этажному блочному зданию (стр. корп.1) общежития на 960 койко-мест, расположенному по адресу: /Адрес/, принятому в эксплуатацию государственной комиссией /Дата/ года, присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.

С момента принятия Исполнительным комитетом Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области решения /Номер/ от /Дата/ года и до осуществления передачи дома, находящегося по адресу: /Адрес/, из федеральной собственности в муниципальную собственность статус этого дома как общежития не изменялся. Указанное обстоятельство подтверждается Распоряжением /Номер/р от /Дата/ года «О подтверждении пообъектных перечней имущества открытого акционерного общества «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко» и Выпиской из реестра федерального имущества от /Дата/ года /Номер/.

При приватизации Научно-производственного объединения энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко в ОАО «НПО Энергомаш» общежитие, как объект социально-культурного и коммунально - бытового назначения, не вошло в состав приватизируемого имущества, поскольку Указом Президента № 8 от 10.01.1993 года «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально - бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на приватизацию подобного имущества. Общежитие было указано в Перечне объектов, не подлежащих приватизации и остающихся в федеральной собственности.

Согласно Распоряжению Мингосимущества РФ от /Дата/ года /Номер/ «О внесении изменений в распоряжение Мингосимущества России от /Дата/ г. /Номер/» общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» и предоставлено последнему в совместное использование с местной администрацией.

Передача общежития из федеральной собственности в собственность городского округа Химки Московской области состоялась в порядке, установленном ст. 154 Федерального закона от /Дата/ года /Номер/ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Во исполнение Распоряжения Территориального управления Росимущества по Московской области /Номер/ от /Дата/ года «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области» /Дата/ года здание общежития, расположенное по адресу: /Адрес/ было передано Территориальным управлением Росимущества по Московской области и принято Администрацией городского округа Химки Московской области по Акту приема – передачи имущества.

Фактическая передача общежития с баланса ОАО «НПО Энергомаш» на баланс Администрации городского округа Химки Московской области состоялась только /Дата/ года, о чем свидетельствует соответствующий Акт о приеме – передаче здания (сооружения) от /Дата/ года и Постановление Главы городского округа Химки Московской области /Номер/ от /Дата/ года.

Абзацем 31 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

В соответствии с п. 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства № 691 от 27.11.2004 года Росимущество (его территориальные управления) является уполномоченным органом, в компетенцию которого отнесен вопрос о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность.

В данном случае п. 6 Распоряжения Территориального управления Росимущества по Московской области /Номер/ от /Дата/ года было определено, что право собственности муниципального образования - городской округ Химки Московской области - на общежитие возникает с момента утверждения соответствующего акта о приеме – передаче. Акт приема –передачи общежития между Территориальным управлением Росимущества по Московской области и муниципальным образованием - городской округ Химки Московской области - был утвержден /Дата/ году.

Свидетельством о государственной регистрации права собственности, выданным УФРС по Московской области /Дата/ года подтверждается, что 16-тиэтажное здание с жилым назначением, общей площадью 12 071, 1кв. м., расположенное по адресу: /Адрес/ принадлежит на праве собственности городскому округу Химки Московской области на основании Распоряжения /Номер/ от /Дата/ года и Акта приема – передачи от /Дата/ года, о чем в ЕГРП /Дата/ года сделана запись регистрации /Номер/.

Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что у Истца возникло право пользования комнатой общим размером 12.1 кв. м в жилом помещении /Номер/ дома /Номер/ по /Адрес/, на условиях социального найма, и Истец имеет право на заключение с ним договора социального найма этой комнаты.

Суд отмечает, что из положений ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что жилые дома, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовались в качестве общежитий, и которые были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к жилым помещениям в таком доме применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты жилым домом, в котором расположена занимаемая Истцом комната, статуса общежития в силу прямого указания закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям расположенных в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие жилое помещение в виде комнаты на момент передачи в ведение органов местного самоуправления жилого дома, также приобретают право пользования на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

В данном случае на момент передачи общежития в муниципальную собственность Истец являлся нанимателем комнаты общим размером 12, 1 кв. м. (по данным технического паспорта БТИ) в жилом помещении /Номер/ дома /Номер/ по /Адрес/, в связи с чем требования Истца о признании за ним права пользования занимаемым жилым помещением на условиях договора социального найма и обязании Администрации городского округа Химки Московской области заключить с ним договор социального найма на указанное помещение является правомерным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).

Согласно ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

В силу ч. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ комнатой признается часть квартиры или жилого дома, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Как указывалось ранее, занимаемое Истицей помещение представляет собой отдельную комнату общим размером 12, 1 кв.м. (согласно техническому паспорту БТИ) в жилом помещении /Номер/ и полностью отвечает требованиям ст. 62 Жилищного кодекса РФ.

Доводы Ответчика о том, что в жилом помещении /Номер/ отсутствует кухня и здание находится в значительном отдалении (через магистраль /Адрес/) от жилой зоны, расположено на территориях промышленных объектов, технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ, в связи с чем следует отказать в удовлетворении иска, суд считает необоснованными и подлежащими отклонению. Жилой дом, в котором находится спорная жилая комната, был введен в эксплуатацию более 20 лет назад, и все это время дом использовался гражданами для проживания.

Кроме того, спорное жилое помещение не было признано в установленном законодательством РФ порядке непригодным для проживания, а дом, в котором оно расположено – аварийным и подлежащим реконструкции или сносу.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что комната, занимаемая Истцом, находится в жилом доме, ранее принадлежавшем государственному предприятию - Научно-производственному объединению энергетического машиностроения имени академика В.П. Глушко, - использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации городского округа Химки Московской области, в связи с чем статус жилого дома, как общежития, утрачен в силу прямого указания закона.

Удовлетворяя требования Истицы, суд исходит также из того, что причиной отказа в заключении договора социального найма является отнесение спорной жилой комнаты к специализированному жилищному фонду.

Как указывалось выше в настоящем решении, в данном случае при передаче жилого дома в ведение органов местного самоуправления статус общежития утрачивается в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме, применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах доводы, указанные в отказе Администрации городского округа Химки Московской области исх. /Номер/ от /Дата/ года в заключении договора социального найма с Истцом, не могут служить основанием к ограничению жилищных прав Рулевой Л.В., и такой отказ является незаконным.

Представитель Ответчика не предоставил суду никаких доказательств, подтверждающих факт непроживания Истицы в спорном жилом помещении, а имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности свидетельствуют о постоянном проживании Истицы в спорной комнате.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные Рулевой Л.В. исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Суд считает необходимым отметить, что договор социального найма комнаты общим размером 12, 1 кв. м. в жилом помещении /Номер/ дома /Номер/ по /Адрес/ должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года № 315.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Рулевой Л. В. к Администрации городского округа /Адрес/ о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма удовлетворить.

Признать за Рулевой Л.В. право пользования комнатой общим размером 12, 1 кв. м. в жилом помещении /Номер/ жилого дома /Номер/ по /Адрес/.

Обязать Администрацию городского округа Химки Московской области заключить с Рулевой Л.В. договор социального найма на комнату, общей площадью 12, 1 кв. м., в жилом помещении (квартире) /Номер/ дома /Номер/ по /Адрес/, на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденном Постановлением Правительства РФ от /Дата/ года /Номер/..

Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья: Е.Н. Кучинский

-32300: transport error - HTTP status code was not 200