об обязании заключить договор социального гайма жилого помещения



Дело №2-1705/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2010 года г.Химки

Химкинский городской федеральный суд Московской области, в составе председательствующего судьи Кучинского Е.Н.

при секретаре: Ивановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Химкинского городского прокурора Московской области, заявленного в интересах Григорьевой Е.А. к Администрации городского округа Химки Московской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

Третье лицо: ОАО «НПО Энергомаш им. Академика В.П.Глушко»,

установил:

Химкинский городской прокурор Московской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Григорьевой Е.А. к Администрации городского округа Химки Московской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения и признании права пользования.

В обоснование заявленного требования прокурор сослался на то, что с /Дата/ года Григорьева Е.А. проживает в изолированной комнате площадью /Номер/ кв.м в квартире /Номер/ /Адрес/, предоставленной ОАО «НПО Энергомаш». Истица с /Дата/ года была временно зарегистрирована в данном общежитии, а с /Дата/ года зарегистрирована постоянно по месту жительства. /Дата/г. Администрация г.о.Химки МО отказала истице в заключении договора социального найма комнаты в связи с наличием у дома статуса общежития. Неоформление с истицей договора социального найма на занимаемое помещение является незаконным по следующим основаниям. В связи с принятием здания жилого дома /Номер/ по /Адрес/ в муниципальную собственность заключенный с ними договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения. Постановлением главы городского округа Химки Московской области от /Дата/ года /Номер/ (в редакции постановления от /Дата/ года /Номер/) жилой дом /Номер/ по /Адрес/ принят в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области с /Дата/ года. Согласно ст. 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от /Дата/ г., к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшимся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, заявленные в основании иска.

Поскольку предоставленное истице жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшим государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение органов местного самоуправления, следует признать, что отношения по проживанию истцов регулируются нормами о договоре социального найма, а жилое помещение в силу п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ относится к муниципальному жилищному фонду социального использования.

Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда к соответствующим отношениям распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

В связи с тем, что статус названного жилого дома как общежития прекращен прямым указанием закона, не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда.

Это прямо следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в «Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за 1 квартал 2006г.», утвержденного постановлением президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006г. и 14.06.2006 г., вопрос 20, а именно:

«При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов».

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 05.07.2007 г. № 425-0-0: «...введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений. Распространение законодателем, в полномочия которого входит определение действия закона по кругу лиц, на указанные жилые помещения действия норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма устранило неопределенность правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления...».

Прокурор в интересах истицы фактически просит признать незаконным отказ Администрации г.о.Химки М.О. в заключении с ней договора социального найма на жилое помещение – комнату площадью /Номер/ кв.м. в квартире /Номер/ по адресу: /Адрес/ и обязать Администрацию городского округа Химки заключить с истицей договор социального найма на данное жилое помещение.

Истица Григорьева Е.А. полностью поддержала исковые требования, заявленные в ее интересах прокурором, и просила их удовлетворить. Указав, что с /Дата/ года и по настоящее время проживает в спорной комнате и задолженности по коммунальным платежам не имеет.

Представитель Ответчика - Администрации городского округа Химки исковые требования не признал и показал, что правовых оснований для заключения договора социального найма не имеется. Общежитие находится в границах территории административно-общественных и культурно-бытовых объектов. По мнению ответчика, в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ заключенный с истцами договор найма жилого помещения не может являться основанием к заключению договора социального найма жилого помещения. Комната истицы не пригодна для отдельного проживания, относится к специализированному жилищному фонду и предназначена для временного проживания. Истица не является сотрудниками Администрации г.о.Химки и законных оснований для проживания в спорной комнате не имеют.

Представитель третьего лица - ОАО «НПО Энергомаш» в суд не явился.

Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой комнату площадью /Номер/ кв.м. в квартире /Номер/ в доме /Номер/ по /Адрес/.

В справке МУП «Жилсервис» от /Дата/г. указано, что Григорьева Е.А. задолженности по оплате коммунальных платежей за проживание в комнате площадью /Номер/ кв.м. в /Адрес/ не имеет.

Истица с /Дата/ и до /Дата/ года была временно зарегистрирована по адресу: /Адрес/, а с /Дата/ года зарегистрирована постоянно (свидетельства о о регистрации по месту пребывания и паспорт находятся в материалах дела).

Судом установлено, что истица в /Дата/ году была вселена ОАО «НПО Энергомаш» в семейное общежитие, расположенное по адресу: /Адрес/, в комнату площадью /Номер/ кв.м. квартиры /Номер/.

/Дата/г. между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и Григорьевой Е.А. (Наниматель) заключен договор /Номер/, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю жилую площадь в размере /Номер/ кв.м. для временного проживания в общежитии коечного типа по адресу: /Адрес/ на срок до /Дата/ года.

/Дата/г. между ОАО «НПО Энергомаш» (Наймодатель) и Григорьевой Е.А. (Наниматель) заключен договор пользования жилой площадью в общежитии /Номер/, согласно которому наймодатель предоставляет истице за плату жилую площадь в размере /Номер/ кв.м. проживания в общежитии коечного типа.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

По делу установлено, что общежитие «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко», расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области № 357/6 от 24.03.1987 г. построенному по типовому проекту 16 этажному блочному зданию (стр. корп.1) на 960 койко-мест, расположенному по адресу: /Адрес/, принятому в эксплуатацию государственной комиссией /Дата/ г., присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.

Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.98 г. № 608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной Администрацией.

/Дата/ г. во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от /Дата/ г. /Номер/ «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: /Адрес/, было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от /Дата/ г.

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № 1324 от 21.10.2008 г. здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, распложенные по адресу: /Адрес/, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко».

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № 328 от 31.03.2009 г. в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от 21.10.2008 г. № 1324 внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: /Адрес/, с /Дата/ г.

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области /Дата/г., подтверждается, что 16-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью /Номер/ кв.м., расположенное по адресу: /Адрес/, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /Дата/ г. /Номер/ и акта приема-передачи от /Дата/ г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /Дата/ г. сделана запись регистрации за /Номер/.

Указом Президента РФ от 10.01.93 г, № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.

Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им.академика В.П. Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.1998г. № 132-р, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.

Постановлением правительства РФ от 07.03.95 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения...» было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п. 1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от 23.12.02 г. № 4411-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: /Адрес/ вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.98 г. № 608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

По утверждению представителя ОАО «НПО Энергомаш», общество неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность.

Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты... организации местного самоуправления в Российской Федерации» /Номер/ФЗ от /Дата/ года.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.

Абзацем 31 ч.11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).

Распоряжением Росимущества РФ № 473 от 14 мая 2007 года указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.

Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).

Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на заключением с ними договора социального найма жилого помещения.

Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты жилого дома, в котором расположено спорное помещение, статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований. действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» в таком жилом помещении, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение, и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателями.

В данном случае на момент передачи общежития в муниципальную собственность истица являлась нанимателем комнаты /Номер/ кв.м. в /Адрес/ в связи с чем ее требование о заключении договора социального найма на указанное помещение подлежит удовлетворению как основанное на законе.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом.

Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения (ст. 61 ЖК РФ).

Согласно ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.

Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает Истица, представляет собой отдельную комнату в квартире /Номер/, что полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.

Доводы Ответчика о том, что в квартире отсутствует кухня и здание находится в значительном отдалении (через магистраль /Адрес/) от жилой зоны, расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ, в связи с чем следует отказать в удовлетворении иска, суд отклоняет как необоснованные, поскольку они не имеют правового значения для разрешения данного конкретного спора, так как указанный спорный дом введен в эксплуатацию более 20 лет назад, и все это время дом использовался гражданами для проживания.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое Истицей, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона.

Удовлетворяя требование Истицы о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма жилого помещения на комнату площадью 12,1 кв.м. по вышеуказанному адресу, суд исходит также из того, что причиной отказа в заключении договора является отнесение указанного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

Как уже указывалось выше в настоящем решении, в данном случае при передаче жилого дома в ведение органа местного самоуправления статус общежития утрачивается, к жилым домам в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При таких данных указанные выше аргументы отказа в заключении договора социального найма жилого помещения не могут служить основанием к ограничению жилищных прав истицы.

Доводы ответчика не могут являться основанием к отказу в удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным выше, при этом комната истицы пригодна к проживанию.

По мнению суда отказ Администрации г.о.Химки в заключении с истицей договора социального найма является незаконным, и с истицей должен быть заключен указанный договор.

При таких данных суд считает, что заявленные истицей требования являются обоснованными, и удовлетворяет их в полном объеме, при этом суд учитывает, что договор должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005г. №315, так как в нем содержатся все необходимые условия.

При удовлетворении исковых требований суд приходит к выводу, что фактически спорный дом был передан на баланс Администрации г.о.Химки 01.04.2009г., а до этого находился на балансе ОАО «НПО Энергомаш», и данная организация предоставляла коммунальные услуги лицам проживающим в общежитии. Факт подписания Администрацией г.о.Химки /Дата/г. акта приема-передачи имущества не может являться основанием к отказу в иске, так как фактически общежитие принято Администрацией г.о.Химки на баланс не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Иск Химкинского городского прокурора Московской области, заявленный в интересах Григорьевой Е.А. об обязании заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Химки заключить с Григорьевой Е.А. договор социального найма на жилое помещение – комнату площадью /Номер/ кв.м. квартиры /Номер/ в /Адрес/, на условиях предусмотренных Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от /Дата/г. /Номер/.

Данное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Кучинский Е.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200