Дело №2-1525/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2010 года г.Химки
Химкинский городской федеральный суд Московской области, в составе председательствующего судьи Кучинского Е.Н.
при секретаре: Ивановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Жуйко Б.А. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в приватизации и о признании в порядке приватизации права собственности на жилую площадь,
Третьи лица: ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко» и Кузьмина О.Ю.,
установил:
Жуйко Б.А. обратился с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в приватизации и о признании в порядке приватизации права собственности на комнату площадью /Номер/ кв.м. квартиры /Номер/ по адресу: /Адрес/.
В обоснование заявленного требования истец сослался на то, что с /Дата/ года проживает в комнате площадью /Номер/ кв.м. находящейся в квартире /Номер/ /Адрес/, предоставленной ему ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко». В /Дата/ году он обратился в Администрацию г.о.Химки с заявлением о заключении с ним договора о передаче в собственность занимаемого им жилого помещения в порядке приватизации, но получил отказ.
Истец просит признать незаконным отказ Администрации г.о.Химки М.О. в передачи в собственность жилого помещения и просит признать право собственности в порядке приватизации на комнату площадью /Номер/ кв.м. находящуюся в квартире /Номер/ по адресу: /Адрес/.
Представитель Ответчика - Администрации городского округа Химки МО исковые требования не признал и показал, что правовых оснований для передачи в собственность истца в порядке приватизации комнаты не имеется. Общежитие находится в границах территории административно-общественных и культурно-бытовых объектов. По мнению ответчика, в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ заключенный с истцом договор найма жилого помещения не может являться основанием к заключению договора социального найма жилого помещения. Представитель ответчика подтвердил, что истец действительно обращался в Администрацию г.о.Химки с заявлением о заключении договора приватизации, но с ним невозможно заключить договор приватизации. Также п. 9 Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, «предусмотрено расположение жилых помещений преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории». Здание общежития, в соответствии с «Проектом детальной планировки комплекса общежитий в г. Химки», согласованным Главой АПУ г. Москвы (протокол /Номер/ от /Дата/ г.), расположено на территории между двумя транспортными магистралями /Адрес/ и Октябрьской железной дорогой. В соответствии с «Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития Химкинского района до 2020 года», утвержденной решением Коллегии Минмособолстроя от /Дата/ г., генеральным планом города Химки, здание общежития расположено в границах территории административно-общественных и культурно-бытовых объектов. Здание общежития находится в значительном отдалении (через магистраль /Адрес/ от жилой зоны; расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. Комната истца не пригодна для отдельного проживания. По мнению ответчика, в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ заключенный с истцом договор найма жилого помещения не может являться основанием к признанию за истцом права собственности на квартиру.
Представитель третьего лица - ОАО «НПО Энергомаш» в судебное заседание не явился.
Третье лицо Кузьмина О.Ю. в суд не явилась, ранее ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В своем письменном нотариально заверенном заявлении Кузьмина О.Ю. указала, что не возражает об удовлетворении исковых требований Жуйко О.Ю. о приватизации комнаты в которой ранее была зарегистрирована. л.д.173).
Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой комнату площадью /Номер/ кв.м. находящееся в квартире /Номер/ площадью, расположенной в доме /Номер/ по /Адрес/.
/Дата/ года между ОАО «НПО Энергомаш» и Жуйко Б.А. был заключен договор /Номер/ найма жилого помещения в общежитии, согласно которому Жуйко Б.А.. предоставлена жилая площадь в размере /Номер/ для временного проживания в общежитии коечного типа, сроком до /Дата/г.
/Дата/ года между ОАО «НПО Энергомаш» и Жуйко Б.А. был заключен договор /Номер/ найма жилого помещения в общежитии, согласно которому Жуйко Б.А. предоставлена жилая площадь в размере /Номер/ для временного проживания в общежитии коечного типа, сроком до /Дата/г.
/Дата/ года между ОАО «НПО Энергомаш» и Жуйко Б.А.. был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, согласно которому Жуйко Б.А. предоставлена жилая площадь в размере /Номер/ для временного проживания в общежитии коечного типа, сроком до /Дата/г.
/Дата/ года между ОАО «НПО Энергомаш» и Жуйко Б.А. был заключен договор /Номер/ найма жилого помещения в общежитии, согласно которому Жуйко Б.А. предоставлена жилая площадь в размере /Номер/ для временного проживания в общежитии коечного типа, сроком до /Дата/г. Комната предоставлялась также Кузьминой О.Ю.
/Дата/ года между ОАО «НПО Энергомаш» и Жуйко Б.А. был заключен договор /Номер/ найма жилого помещения в общежитии, согласно которому Жуйко Б.А. предоставлена жилая площадь в размере /Номер/ для временного проживания в общежитии коечного типа, сроком до /Дата/г. Комната предоставлялась также Кузьминой О.Ю.
Согласно ответа Администрации г.о.Химки Мо /Номер/ от /Дата/г. Администрация отказала истцу в заключении с ним договора приватизации спорного жилого помещения.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания Жуйко Б.А. временно зарегистрирован по адресу: /Адрес/ с /Дата/г. по настоящее время. С /Дата/г. по /Дата/г. истец также был зарегистрирован по месту пребывания и права на приватизацию не имел. л.д./Номер/)
Свидетельство /Номер/ о регистрации по месту пребывания подтверждает, что истец с /Дата/г. по /Дата/г. временно зарегистрирован по адресу: /Адрес/.
Согласно представленным квитанциям об оплате коммунальных услуг истец с /Дата/ года и по /Дата/ год оплачивал коммунальные услуги по спорной комнате.
Из представленной в суд справки из ГУП Ставропольского края «Крайтехинвентаризации» /Номер/ от /Дата/г. истец является собственником двух квартир /Номер/ и /Номер/ по адресу: /Адрес/, приобретенных им в собственность по договору купли продажи. При этом справки из регистрационных органов подтверждает, что ранее истец участия в приватизации не принимал. л.д./Номер/)
В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
По делу установлено, что общежитие «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко», расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».
Указом Президента РФ от 10.01.93 г, № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено: при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от 23.12.02 г. № 4411-р спорное общежитие, расположенное по адресу: /Адрес/, вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.98 г. № 608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с Администрацией г.о.Химки.
По утверждению представителя ОАО «НПО Энергомаш», общество неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность.
Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты... организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22,08.2004 года.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года), отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого, данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным, имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области /Номер/ от /Дата/ г. построенному по типовому проекту 16 этажному блочному зданию (стр. корп.1) на 960 койко-мест, расположенному по адресу: /Адрес/, принятому в эксплуатацию государственной комиссией /Дата/ г., введенному КБ «Энергомаш» присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.98 г. № 608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с Администрацией г.о.Химки.
/Дата/ г. во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по /Адрес/ от /Дата/ г. /Номер/ «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенное по адресу: /Адрес/, было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от /Дата/ г.
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области /Номер/ от /Дата/ г. здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, распложенные по адресу: /Адрес/, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко».
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области /Номер/ от /Дата/ г. в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от /Дата/ г. /Номер/ внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: /Адрес/, с /Дата/ г.
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области /Дата/ г. подтверждается, что 16-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью /Номер/ кв.м., расположенное по адресу: /Адрес/, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /Дата/ г. /Номер/ и акта приема-передачи от /Дата/ г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /Дата/ г. сделана запись регистрации за /Номер/.
Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.98 г. № 132-р, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Постановлением правительства РФ от 07.03.95 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения...» было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п. 1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
По утверждению представителя ОАО «НПО Энергомаш», общество неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность.
Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты... организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22.08.2004 года.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Абзацем 31 ч.11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
Распоряжением Росимущества РФ № 473 от 14 мая 2007 года указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истец имеет право на заключение с ними договора социального найма жилого помещения.
Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты жилым домом, в котором расположено спорное помещение, статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований, действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» в таком жилом помещении должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателем.
В данном случае на момент передачи общежития в муниципальную собственность истец являлся нанимателем комнаты площадью /Номер/ кв.м. в квартире /Номер/ /Адрес/ и с ним должен был заключен договор социального найма жилым помещением, в связи с чем, требование истца о признании права собственности на указанное помещение подлежит удовлетворению как основанное на законе.
Временное проживание совместно с истцом Кузьминой О.Ю. не может слуджить основанием к отказу в иске, так как в настоящее время Кузьмина О.Ю. не проживает в спорной комнате и тем более отказалась от участия в приватизации.
Как усматривается, отказ Администрации городского округа Химки в оформлении договора передачи квартиры в собственность истца в порядке приватизации (бесплатно), связан с тем, что указанный жилой дом относится к специализированному жилищному фонду.
Как уже указывалось выше, в настоящем судебном решении, в данном случае при передаче жилого дома в ведение органа местного самоуправления, статус общежития утрачивается, к жилым домам в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Согласно ст.1 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями на 26.11.2002 год) № 1541-1, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Статья 2 упомянутого выше закона предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в частности, в том, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, истица не воспользовалась. Также не имеется доказательств того, что истец уже участвовали ранее в приватизации. Справка из УФРС по МО от /Дата/г. подтверждает, что истец в собственности жилого помещения на территории МО, не имеет.
При таких данных, указанные выше аргументы отказа в передачи истцу в собственность в порядке приватизации жилого помещения являются незаконными.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Судом установлено, что решение по вопросу передачи общежития в муниципальную собственность было принято Росимуществом РФ в Распоряжении № 473 от 14.05.2007 г., в котором конкретная дата перехода права собственности на общежитие не указана. Вместе с тем, из содержания п.п.3, 6 данного документа усматривается, что моментом возникновения права собственности муниципального образования «Городской округ Химки Московской области» следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями), т.е. дату его утверждения этим органом.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает Истец, представляет собой комнату и полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое Истцом, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Доводы Ответчика о том, что ссылки на ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», не принимая во внимание сам ЖК РФ, неправильны, так как истец не признан нуждающимся в жилом помещении, правового значения для рассмотрения данного иска не имеют.
Представитель ответчика не представил в суд никаких доказательств, подтверждающих факт непроживания истца в спорном жилом помещении, а имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт проживания истца в спорном жилом помещении.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Жуйко Б.А. в полном объеме.
При удовлетворении исковых требований суд приходит к выводу, что фактически спорный дом был передан на баланс Администрации г.о.Химки /Дата/г., а до этого находился на балансе ОАО «НПО Энергомаш», и данная организация предоставляла коммунальные услуги лицам проживающим в общежитии. Факт подписания Администрацией г.о.Химки /Дата/г. акта приема-передачи имущества не может являться основанием к отказу в иске, так как фактически общежитие принято Администрацией г.о.Химки на баланс не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Жуйко Б.А. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в приватизации и о признании в порядке приватизации права собственности на жилую площадь удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г.о.Химки в передаче в собственность Жуйко Б.А. комнаты площадью /Номер/ кв.м. в квартире /Номер/, /Адрес/.
Признать право собственности Жуйко Б.А. бесплатно в порядке приватизации на жилое помещение комнату площадью /Номер/ кв.м. в квартире /Номер/, /Адрес/.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Кучинский Е.Н.