понуждение к совершению действий, направленных на соблюдение санитарных правил и норм



...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Химки Московской области 24 сентября 2010 года

Химкинский городской суд Московской области в составе:

Судьи – Галановой С.Б.,

С участием прокурора – Самойлова Е.А.,

При секретаре – Коршуновой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ОАО «Полигон ТБО», 3-ему лицу – Управлению Роспотребнадзора по Московской области о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарных правил и норм, а именно: к разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны и получению санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект,

у с т а н о в и л:

Межрайонный природоохранный прокурор Московской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Полигон ТБО» о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарных правил и норм, а именно: к разработке проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны и получению санитарно-эпидемиологического заключения на данный проект, обосновывая это тем, что в результате проведенной проверки установлено, что деятельность ОАО «Полигон ТБО» не отвечает требованиям действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством, в нарушение требований законодательства Российской Федерации ОАО «Полигон ТБО» осуществляет деятельность по рекультивации полигона твердых бытовых отходов ... расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ..., в отсутствие разработанного и согласованного проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект.

В судебном заседании Межрайонный природоохранный прокурор Московской области поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ОАО «Полигон ТБО» в судебном заседании признал иск в части требования прокурора о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны, пояснив, что сам проект фактически разработан, но не направлен в Управление Росприроднадзора по Московской области, как не доработанный, а также в связи с отсутствием генерального плана территории полигона с нанесением санитарно-защитной зоны и плана натурных замеров.

Представитель Управления Роспироднадзора по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд удовлетворяет заявленные Межрайонным природоохранным прокурором Московской области требования в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 ст. 11 указанного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды).

В соответствии со ст. 44, 52 Федерального закона при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания (ст. 11 Федерального Закона).

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (ст. 12 Федерального закона).

Требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74, которые распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Указанные санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.).

Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в правилах.

Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 установлено, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м.

По делу установлено, что в нарушение указанных выше норм законодательства, ОАО «Полигон ТБО» осуществляет деятельность по рекультивации полигона твердых бытовых отходов ... расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, ..., в отсутствие разработанного и согласованного проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект.

/дата/ Межрайонным природоохранным прокурором Московской области в отношении юридического лица ОАО «Полигон ТБО», а также должностного лица – генерального директора ОАО «Полигон ТБО» возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ.

/дата/ генеральному директору ОАО «Полигон ТБО» направлено представление Межрайонного природоохранного прокурора с требованием разработать проект санитарно-защитной зоны и получить в Управлении Росприроднадзора по Московской области санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Как следует из объяснений генерального директора ОАО «Полигон ТБО» от /дата/ Обществом разработан проект обоснования сокращения размера санитарно-защитной зоны полигона ТБО ... однако данный проект в Управление Роспотребнадзора по Московской области не направлялся в связи с тем, что проект не доработан, отсутствует генеральный план территории полигона с нанесением санитарно-защитной зоны и план натурных замеров.

Указанные обстоятельства были подтверждены в суде представителем ОАО «Полигон ТБО».

Суд отмечает, что невыполнение ОАО «Полигон ТБО» требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения препятствует надлежащей реализации положений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые согласно ст. 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отнесены к полномочиям Российской Федерации.

При таких данных, учитывая, что ОАО «Полигон ТБО» до настоящего времени проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны не разработало, санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект не получило, суд удовлетворяет заявленные Межрайонным природоохранным прокурором Московской области требования в полном объеме.

С учетом установленных по делу обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать ОАО «Полигон ТБО» привести свою деятельность в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

- разработать в порядке, установленом Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Санитарными правилами и нормами 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года №74 (в том числе с учетом требований п.п. 1.2, 1.4, 1.5, 2.1, 2.5, 2.11, 7.1.11), п.п. 2.1, 3.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов твердых бытовых отходов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30 мая 2001 года №16, проект обоснования ориентировочного размера санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов ... отвечающий требованиям действующего законодательства и получить в Управлении Роспотребнадзора по Московской области решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача Московской области или его заместителя на указанный проект не позднее 01 января 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: ... С.Б. Галанова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200