о признании права пользования, обязании зарегистрировать по месту жительства ,признании права собственности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2010 года г. Химки

Химкинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Дубровина Д.Е., при секретаре Измайловой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2739/10 по иску Лутчиной О.В., Лутчина А.Л., Лутчина С.А. к Администрации г.о. Химки Московской области ОУФМС РФ по г. Химки о признании права пользования, обязании зарегистрировать по месту жительства, признании права собственности 3-е лицо - ОАО «НПО Энергомаш»,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации г.о. Химки Московской области в котором просили признать за ними право пользования жилым помещением квартирой № дома № по ул. <адрес>, признании права собственности, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время они проживают в указанном помещении, которое было предоставлено Лутчину А.Л. как работнику <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ОАО «НПО Энергомаш» заключил Лутчиным А.Л. договор найма жилого помещения в общежитии по указанному адресу, а затем с Лутчиной О.В. был заключен договор найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. в общежитии, по которому ей во временное пользование за плату была предоставлена комната №.

По мнению истцов, в связи с принятием жилого <адрес> г. Химки Московской области в муниципальную собственность, заключенный с ними договор найма жилой площади в общежитии преобразован в договор социального найма жилого помещения. Однако, при обращении к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, истицей был получен отказ, в связи с наличием у дома статуса общежития.

Истцы, указывая на то, что статус вышеуказанного жилого дома как общежития прекращен, по их мнению, прямым указанием закона, и не имеет правового значения непринятие органами власти решения об исключении дома из специализированного жилищного фонда, после уточнения своих требований истцы просили суд признать за ними право пользования на жилое помещение, <адрес> области, признать право собственности и зарегистрировать по месту жительства.

Истцы и их представитель в судебное заседание явились, иск поддержали.

Представитель ответчика – Администрации г.о. Химки Московской области в судебное заседание явился, в иске просил отказать.

Представитель 3-его лица ОАО «НПО Энергомаш» в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ОУФМС в г. Химки, в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав лиц участников процесса исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещение представляет собой квартиру № общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м. расположенную в доме <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «НПО Энергомаш» (наймодатель) и Лутчиным А.Л. (наниматель) был заключен Договор № найма жилого помещения в общежитии Общества, предметом которого являлось предоставление нанимателю за плату жилой площади в размере <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> койко-места) для временного проживания в общежитии коечного типа по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен Договор № найма жилой площади в общежитии, предметом которого также являлось предоставление нанимателю за плату для временного проживания жилой площади в размере <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> койко-места) в общежитии по адресу: г. <адрес>

По условиям договора № найма жилой площади в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «НПО Энергомаш» предоставил Лутчиной О.В. и членам ее семьи (мужу – Лутчину А.Л., сыну – Лутчину С.А.) для временного проживания за плату жилую площадь в размере <данные изъяты> кв.м. в общежитии по адресу: <адрес>

Аналогичные договоры заключались между сторонами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Представленными в суд квитанциями и счетами подтверждается факт оплаты истицей занимаемого ею жилого помещения.

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 2 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения.

Как следует из представленных суду материалов, общежитие научно-производственного объединения энергетического машиностроения ФИО расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области ДД.ММ.ГГГГ г. построенному по типовому проекту <данные изъяты> этажному блочному зданию (стр. корп.<данные изъяты>) на <данные изъяты> койко-мест, расположенному по адресу: Московская область, <данные изъяты>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ присвоен, введенному КБ Энергомаш статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на <данные изъяты> мест.

Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

22.11.2007г. во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 14.05.2007 г. № 473 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенного по адресу: <адрес> было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес> приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш <данные изъяты>

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ г. в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш <данные изъяты> согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области ДД.ММ.ГГГГ г. подтверждается, что <данные изъяты> этажное здание с жилым назначением общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ г. № и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ г. сделана запись регистрации за №

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.

Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения <данные изъяты> утвержденному распоряжением Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения … » было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п.1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от 23.12.02 г. № 4411-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с местной администрацией.

Передача общежитий, как объектов федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты… организации местного самоуправления в Российской Федерации» №122-ФЗ от 22.08.2004г.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.

Абзацем 31 ч. 11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным: имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).

Распоряжением Росимущества РФ № 473 от 14 мая 2007 года указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.

Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).

Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истцы имеют право на заключение с ними договора социального найма жилого помещения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истица Лутчина О.В. обратилась с заявлением в Администрацию г.о. Химки с просьбой заключить с нею договор о передаче в собственность, занимаемого ими помещения, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Первый заместитель Главы Администрации г.о. Химки М.О. ФИО отказал истице в удовлетворении ее просьбы, указав, что в соответствии с ЖК РФ, Положением «О муниципальном жилищном фонде и о порядке предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в г.о. Химки», утвержденным решением Совета депутатов г.о. Химки от ДД.ММ.ГГГГ. №: жилые помещения в общежитии предоставляются гражданам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории г.о. Химки, на период работы для временного проживания из расчета не менее <данные изъяты> кв.м. жилой площади на <данные изъяты> человека с заключением договора найма жилого помещения в общежитии; жилые помещения в общежитиях не могут быть приобретены гражданами в собственность.

Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты жилым домом, в котором расположено спорное помещение, статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в таком жилом помещении должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателем.

Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимают истцы, представляет собой двухкомнатную квартиру № общей площадью <данные изъяты> расположенную <адрес>, что полностью отвечает требованиям ст. 62 ЖК РФ.

Как видно из текста письма Администрации городского округа Химки от ДД.ММ.ГГГГ №, причиной отказа в оформлении договора передачи квартиры в собственность истца в порядке приватизации (бесплатно), явилось отнесение указанного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

В данном случае при передаче жилого дома в ведение органа местного самоуправления статус общежития утрачивается, к жилым домам в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Согласно ст.1 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями на 26.11.2002 год) № 1541-1, приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Статья 2 упомянутого выше закона предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в частности, в том, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, Истица не пользовалась.

При таких данных, указанные выше аргументы отказа в передаче помещения не могут служить основанием к ограничению жилищных прав Лутчиной О.В., в т.ч. и права последней на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность.

Кроме того, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких данных, суд считает заявленные истицей требования являются обоснованными и удовлетворяет их в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е III И Л:

Признать за Лутчиной О.В., Лутчиным А.Л., Лутчиным С.А. право пользования жилым помещением двухкомнатной квартирой общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м <адрес>

Обязать ОУФМС в г. Химки зарегистрировать по месту жительства Лутчину О.В., Лутчина А.Л., Лутчина С.А. по адресу: <адрес>

Признать за Лутчиной О.В. право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.

Федеральный судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200