РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2010 года г. Химки
Химкинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Дубровина Д.Е., с участием прокурора Самойлова Е.А., при секретаре Измайловой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3064/10 по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ТЗК Шереметьево», Министерству экологии и природопользования Московской области об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «ТЗК Шереметьево», Министерству экологии и природопользования Московской области об обязании совершить определенные действия, указывая, что в нарушение требований природоохранного законодательства, ЗАО «ТЗК Шереметьево» в процессе осуществления вышеуказанной деятельности, допускает накопление отходов на территории организации с целью их последующего размещения в отсутствие лимита размещения отходов производства и потребления, а также осуществляет сброс стоков по заболоченному рельефу местности в реку <данные изъяты> в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, поскольку до настоящего времени ЗАО «ТЗК Шереметьево» не получило лимит размещения отходов производства и потребления, а также решение о предоставлении водного объекта в пользование истец просил обязать ЗАО «ТЗК Шереметьево» получить лимит размещения отходов производства и потребления, а также решение о предоставлении водного объекта в пользование.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ЗАО «ТЗК Шереметьево» в судебное заседание явился, иск не признал.
Представитель 3-его лица Министерства экологии и природопользования Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав лиц участников процесса исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что ЗАО «ТЗК Шереметьево» расположенным по адресу: <адрес>, осуществляется деятельность по хранению горюче-смазочных материалов и спецжидкостей, заправка ими воздушных судов, авиационной и наземной техники, автотранспорта и других подвижных транспортных средств, свою деятельность предприятие осуществляет на земельном участке общей площадью <данные изъяты> на основании договора субаренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с открытым акционерным обществом «Международный аэропорт Шереметьево».
В процессе деятельности ЗАО «ТЗК Шереметьево» образуются следующие отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные со слитым электролитом; масла автомобильные отработанные; обтирочный материал, загрязненный маслами; фильтры масляные отработанные; фильтры очистки авиационного топлива отработанные; мусор от бытовых помещений организации несортированный; смет с территории предприятия; лом черных металлов несортированный; лом латуни несортированный; шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти. До вывоза на переработку или утилизацию допускается накопление отходов на территории предприятия.
Срок действия лимита размещения отходов производства и потребления ЗАО «ТЗК Шереметьево» истек ДД.ММ.ГГГГ
Водоотведение ливневых и производственных сточных вод с территории предприятия по вышеуказанному адресу осуществляется через систему ливневой канализации на самотечные нефтеловушки. Стоки после очищения отводятся по заболоченному рельефу местности в реку <данные изъяты>, находящуюся в <данные изъяты> м. от территории предприятия.
Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей; приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов; граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации; равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством; регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход); регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей; регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему; гласность осуществления водопользования. Решения о предоставлении водных объектов в пользование и договоры водопользования должны быть доступны любому лицу, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа; комплексное использование водных объектов. Использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями; пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены Водным кодексом.
В соответствии с п.2 ст. 11 Водного кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сброса сточных вод.
Пунктом 4 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпренимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Между тем деятельность ответчика не отвечает требованиям действующего водного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, поскольку в процессе осуществления вышеуказанной деятельности, ответчик допускает накопление отходов на территории организации с целью их последующего размещения в отсутствие лимита размещения отходов производства и потребления, а также осуществляет сброс стоков по заболоченному рельефу местности в реку <данные изъяты> в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
За указанные правонарушения ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в отношении ЗАО «ТЗК Шереметьево» возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 7.6 и 8.1 КоАП РФ. Кроме того, генеральному директору ЗАО «ТЗК Шереметьево» внесено представление об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства.
Учитывая, что до настоящего времени ЗАО «ТЗК Шереметьево» не получило лимит размещения отходов производства и потребления, а также решение о предоставлении водного объекта в пользование суд считает возможным обязать ЗАО «ТЗК Шереметьево» получить лимит размещения отходов производства и потребления, а также решение о предоставлении водного объекта в пользование.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е III И Л:
Обязать ЗАО «ТЗК Шереметьево» получить в порядке установленном Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления», лимит размещения отходов производства и потребления.
Обязать ЗАО «ТЗК Шереметьево» получить в порядке установленном Водным кодексом РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней.
Федеральный судья: