о признании незаконными действий



Дело № 2-2837/10 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2010г. г. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Тягай Н.Н.,

при секретаре Овчаровой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мышкина Д.Н. о признании незаконными действий председателя Совета депутатов г.о. Химки, признании акта представительного органа местного самоуправления в части противоречащей Федеральному закону, заинтересованное лицо – Совет депутатов г.о. Химки Московской области,

У С Т А Н О В И Л:

Мышкин Д.Н., являющийся гражданином РФ, химчанином, председателем общественной организации, обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий председателя Совета депутатов г.о. Химки, признании акта представительного органа местного самоуправления в части противоречащей Федеральному закону, ссылаясь в обоснование на то, что /Дата/ он был удален в начале заседания Совета депутатов городского округа Химки председателем Совета депутатов /ФИО/ из зала заседания Совета, который в свою очередь руководствовался ст./Номер/ Регламента Совета депутатов г.о.Химки Московской области, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Химки /Номер/ от /Дата/, согласно которой для обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседания Совета депутатов, на заседания приглашаются заинтересованные лица. Право приглашения на заседание Совета депутатов лиц, не являющимися депутатами Совета депутатов, имеют депутаты Совета депутатов. Состав приглашенных согласовывается с Председателем Совета депутатов. Заявка за подписью депутата Совета депутатов и список приглашенных на заседание Совета депутатов (с указанием фамилии, имени, отчества, места работы и иные сведения) подаются Председателю Совета депутатов не позднее, чем за два дня до начала заседания Совета депутатов. Заявитель Мышкин Д.Н. указал, что представительный выборный орган г.о. Химки – Совет депутатов является публичным образованием, должен представлять интересы всех жителей города Химки, подконтролен и подотчетен населению г. Химки. Между тем, согласно ст./Номер/ Регламента правом на приглашение химчан на заседание Совета обладают исключительно депутаты Совета. То есть присутствие на заседании Совета жителей г.Химки зависит от доброй воли и настроения депутата, который в зависимости от настроения может пригласить жителя, а может и отказать без объяснения причин. Исходя из смысла ст./Номер/ Регламента Председатель может как согласовывать, так и не согласовывать присутствие жителя города на заседании Совета, в зависимости от своего настроения. Заявитель считал, что нормы, приведенные в ст./Номер/ Федерального закона от /Дата/ /Номер/ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» извращены ст./Номер/ Регламента Совета депутатов. Присутствие граждан не должно зависеть от желания или нежелания депутатов, а должно носить обязательный характер для Совета и иных коллегиальных органов местного самоуправления. Заявитель считал, что исходя из норм Конституции РФ, Федеральных законов, принципа демократичности, открытости, гласности, публичности власти, присутствие граждан на заседаниях Совета депутатов, а также иных коллегиальных органов должно носить уведомительный характер, а не согласительный и не должно зависеть от настроения депутатов и председателя Совета депутатов, а также иных чиновников органов местного самоуправления.

Заявитель Мышкин Д.Н. просил суд признать незаконными действия председателя Совета депутатов городского округа Химки /ФИО/ по удалению с заседания Совета депутатов химчанина и гражданина Российской Федерации; признать ст./Номер/ Регламента Совета депутатов городского округа Химки противоречащей Федеральному закону от /Дата/ /Номер/ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; обязать Совет депутатов принять ст./Номер/ Регламента Совета депутатов городского округа Химки в редакции, которая носит уведомительный, а не согласовательный порядок, чтобы присутствие жителей города Химки на заседаниях Совета депутатов не зависело от воли депутатов или Председателя Совета депутатов, а носило обязательный характер для Совета депутатов.

В судебном заседании Мышкин Д.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Заинтересованное лицо – представитель Совета депутатов г.о. Химки Московской области по доверенности /ФИО, не согласилась с доводами заявителя, указав, что оспариваемая им нормыа Регламента Совета депутатов г.о.Химки Московской области, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Химки /Номер/ от /Дата/, не противоречит федеральному законодательству.

Суд, выслушав объяснение участников процесса, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Совет депутатов г.о. Химки является выборным представительным органом местного самоуправления г.о. Химки Московской области, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на всей территории г.о. Химки.

П./Номер/ ст./Номер/ Устава г.о. Химки Московской области, принятым решением Совета депутатов Химкинского района /Номер/ от /Дата/ и зарегистрированным Главным управлением Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу /Дата/ с последующими изменениями и дополнениями (от /Дата/, от /Дата/, от /Дата/), предусмотрен порядок деятельности Совета депутатов городского округа, которым основные правила его работы устанавливаются Регламентом, принимаемым Советом депутатов простым большинством голосов от общего числа депутатов.

В соответствии с Федеральным законом /Номер/ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа Химки, решением Совета депутатов г.о. Химки Московской области /Номер/ от /Дата/ утверждена новая редакция Регламента.

Оспариваемые заявителем положения ст./Номер/ Регламента Совета депутатов г.о.Химки Московской области, предусматривают, что для обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседания Совета депутатов, на заседания приглашаются заинтересованные лица. Право приглашения на заседание Совета депутатов лиц, не являющимися депутатами Совета депутатов, имеют депутаты Совета депутатов. Состав приглашенных согласовывается с Председателем Совета депутатов. Заявка за подписью депутата Совета депутатов и список приглашенных на заседание Совета депутатов (с указанием фамилии, имени, отчества, места работы и иные сведения) подаются Председателю Совета депутатов не позднее, чем за два дня до начала заседания Совета депутатов.

С /Дата/ вступил в силу Федеральный закон от /Дата/ /Номер/ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", направленный на обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Документ устанавливает, в частности, единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности, определяет способы обеспечения доступа к такой информации, детально закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации и ответа на него: требования к запросу о получении информации, сроки и порядок рассмотрения запроса, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации.

Согласно ст.15 указанного Закона коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.

Как следует из положений указанной нормы полномочия по обеспечению возможности присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, федеральный законодатель предоставил государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с утверждаемыми ими регламентами или иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что действующее законодательство предоставляет органам местного самоуправления, в данном случае представительному органу муниципального образования - Совету депутатов г.о. Химки Московской области устанавливать порядок своей деятельности, а также основные правила работы в соответствии с регламентом.

При таком положении нельзя согласиться с доводом заявителя о том, что оспариваемые положения ст./Номер/ регламента Совета депутатов г.о.Химки Московской области, утвержденные решением Совета депутатов г.о./Адрес/ /Номер/ от /Дата/ г., не соответствуют федеральному законодательству, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в части признания ст./Номер/ Регламента Совета депутатов городского округа Химки противоречащей Федеральному закону от /Дата/ /Номер/ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,

Требование заявителя об обязании Совета депутатов принять ст./Номер/ Регламента Совета депутатов городского округа Химки в редакции, которая носит уведомительный, а не согласовательный порядок, чтобы присутствие жителей города Химки на заседаниях Совета депутатов не зависело от воли депутатов или Председателя Совета депутатов, а носило обязательный характер для Совета депутатов не основано на законе, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявления в указанной части.

При таких данных, суд признает действия председателя Совета депутатов г.о.Химки Московской области /ФИО/ по удалению с заседания Совета, состоявшегося /Дата/, Мышкина Д.Н. законными и обоснованными, соответствующими положениям ст./Номер/ Регламента Совета депутатов г.о.Химки Московской области, утвержденного решением Совета депутатов г.о.Химки Московской области /Номер/ от /Дата/, поскольку Мышкин Д.Н. в нарушение указанной нормы не обращался к депутату Совета депутатов г.о.Химки Московской области с заявлением об обеспечении возможности его присутствия на заседании Совета депутатов, что не отрицалось заявителем в судебном заседании, в связи с чем в списке приглашенных на заседание Совета депутатов, состоявшегося /Дата/ не числился.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Мышкина Д.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Н.Н. Тягай

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2010 г.

Судья: Н.Н. Тягай

-32300: transport error - HTTP status code was not 200