о признании права пользование жилым помещением



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2010 года г.Химки

Химкинский городской федеральный суд Московской области, в составе председательствующего судьи Кучинского Е.Н.

при секретаре: Ивановой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рылеевой М.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в приватизации, признании права пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации (бесплатно)

Третьи лица: ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко» и Управление опеки и попечительства Министерства образования по г.о.Химки,

установил:

Рылеева М.В. обратилась с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в приватизации, признании права пользования жилым помещением и о признании права равнодолевой собственности в порядке приватизации (бесплатно) за Рылеевой М.В. и ФИО на двухкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., ... по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленного требования истица сослалась на то, что с /Дата/ года она проживала в двухкомнатной <адрес>, предоставленной ее матери ФИО, ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко». С /Дата/ года истица вместе с сыном проживала в двухкомнатной квартире №... по указанному адресу. В /Дата/ году она обратился в Администрацию г.о.Химки с заявлением о передаче в собственность занимаемого ими жилого помещения в порядке приватизации, но получила отказ.

Истица просит признать незаконным отказ Администрации г.о.Химки М.О. в передачи в собственность жилого помещения, просит признать право пользования жилым помещением и просит признать право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м., находящуюся в квартире №... по адресу: <адрес>.

Представитель Ответчика - Администрации городского округа Химки МО исковые требования не признал и показал, что правовых оснований для передачи в собственность истца в порядке приватизации комнаты не имеется. Общежитие находится в границах территории административно-общественных и культурно-бытовых объектов. По мнению ответчика, в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ заключенный с истцом договор найма жилого помещения не может являться основанием к заключению договора социального найма жилого помещения. Представитель ответчика подтвердил, что истец действительно обращался в Администрацию г.о.Химки с заявлением о заключении договора приватизации, но с ним невозможно заключить договор приватизации. Также п. 9 Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от /Дата/ ..., «предусмотрено расположение жилых помещений преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории». Здание общежития, в соответствии с «Проектом детальной планировки комплекса общежитий в г. Химки», согласованным Главой АПУ г. Москвы (протокол ... от /Дата/), расположено на территории между двумя транспортными магистралями <адрес> (М-10) и Октябрьской железной дорогой. В соответствии с «Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития <адрес> до /Дата/ года», утвержденной решением Коллегии Минмособолстроя от /Дата/, генеральным планом города Химки, здание общежития расположено в границах территории административно-общественных и культурно-бытовых объектов. Здание общежития находится в значительном отдалении (через магистраль <адрес> М-10) от жилой зоны; расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. Квартира истицы не пригодна для постоянного проживания, так как отсутствуют помещения вспомогательного использования, а именно отсутствует кухня.

По мнению ответчика, в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ заключенный с истцом договор найма жилого помещения не может являться основанием к признанию за истцом права собственности на квартиру.

Представитель третьего лица - ОАО «НПО Энергомаш» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Управление опеки и попечительства в суд не явился, ранее ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м., находящееся в квартире №... расположенной в <адрес>.

/Дата/ года между ОАО «НПО Энергомаш» и матерью истицы ФИО, работником которого она являлась, был заключен договор ... найма жилого помещения в общежитии, согласно которому ФИО, ее мужу и истице была предоставлена жилая площадь в размере ... кв.м.(ранее 5 койко-мест) по адресу: <адрес>, сроком до /Дата/

/Дата/, между теми же сторонами, был заключен договор ... найма жилой площади в общежитии, на время работы Нанимателя у Наймодателя.

/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» и ФИО был заключен договор ..., найма жилого помещения в общежитии, согласно которого ФИО, (Рылеевой М.В) и ее сыну ФИО, на время работы, была предоставлена жилая площадь в размере 30 кв.м.

/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш» и Рылеевой М.В. был заключен договор ... найма жилого помещения в общежитии, согласно которому Рылеевой М.В. и ее сыну ФИО предоставлена жилая площадь в размере ... кв.м., на время работы Нанимателя у Наймодателя.

С /Дата/ по настоящее время, истица работает на предприятии ОАО «НПО Энергомаш» в должности ведущего специалиста.

/Дата/ между МУП «ЖИЛСЕРВИС» и Рылеевой М.В. был заключен договор ... найма жилого помещения, согласно которому Рылеевой М.В. и ее сыну ФИО предоставлена жилая площадь в размере ... кв.м., сроком до /Дата/

Согласно ответа Администрации г.о.Химки М.О. №... от /Дата/ Администрация отказала истцу в заключении с ним договора приватизации спорного жилого помещения.

Согласно представленным квитанциям об оплате коммунальных услуг истица с /Дата/ года и по /Дата/ год оплачивала коммунальные услуги по квартире №..., а с /Дата/ года по /Дата/ по спорной квартире.

Представленные в суд выписки из ЕГРП от /Дата/ ... и от /Дата/ ... подтверждают, что ранее истцы участия в приватизации не принимали.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

По делу установлено, что общежитие «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко», расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».

Указом Президента РФ от /Дата/, ... «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено: при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.

В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от /Дата/ ...-р спорное общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от /Дата/ ...-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с Администрацией г.о.Химки.

По утверждению представителя ОАО «НПО Энергомаш», общество неоднократно обращалось в Администрацию г.о. Химки с просьбой принять общежитие в муниципальную собственность.

Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты... организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22,08.2004 года.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года), отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого, данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.

В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным, имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).

В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области ... от /Дата/ построенному по типовому проекту 16 этажному блочному зданию (стр. корп.1) на 960 койко-мест, расположенному по адресу: <адрес>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией /Дата/, введенному КБ «Энергомаш» присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.

Согласно распоряжению Мингосимущества России от /Дата/ ...-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с Администрацией г.о.Химки.

/Дата/ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от /Дата/ ... «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от /Дата/

Постановлением Главы г.о. <адрес> ... от /Дата/ здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, распложенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко».

Постановлением Главы г.о. Химки Московской области ... от /Дата/ в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от /Дата/ ... внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, с /Дата/

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области /Дата/ подтверждается, что 16-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /Дата/ ... и акта приема-передачи от /Дата/, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /Дата/ сделана запись регистрации за ....

Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.98 г. № 132-р, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.

Постановлением правительства РФ от 07.03.95 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения...» было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п. 1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты... организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22.08.2004 года.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.

Абзацем 31 ч.11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).

Распоряжением Росимущества РФ № 473 от 14 мая 2007 года указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.

Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).

Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истец имеет право на заключение с ними договора социального найма жилого помещения.

Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты жилым домом, в котором расположено спорное помещение, статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований, действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» в таком жилом помещении должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателем.

В данном случае на момент передачи общежития в муниципальную собственность истица являлась нанимателем двухкомнатной квартиры общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м., в <адрес> и с ним должен был заключен договор социального найма жилым помещением, в связи с чем, требование истца о признании права собственности на указанное помещение подлежит удовлетворению как основанное на законе.

Как усматривается, отказ Администрации городского округа Химки в оформлении договора передачи квартиры в собственность истца в порядке приватизации (бесплатно), связан с тем, что указанный жилой дом относится к специализированному жилищному фонду.

Как уже указывалось выше, в настоящем судебном решении, в данном случае при передаче жилого дома в ведение органа местного самоуправления, статус общежития утрачивается, к жилым домам в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Согласно ст.1 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (с изменениями на 26.11.2002 год) № 1541-1, приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Статья 2 упомянутого выше закона предусматривает, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

Основные принципы и условия приватизации жилых помещений, а также перечень оснований, по которым может быть отказано в приватизации жилых помещений, установлен и содержится в статье 4 раздела 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в частности, в том, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Правом на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, истица не воспользовалась. Также не имеется доказательств того, что истцы уже участвовали ранее в приватизации.

При таких данных, указанные выше аргументы отказа в передачи истцу в собственность в порядке приватизации жилого помещения являются незаконными.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ», (п.5) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Судом установлено, что решение по вопросу передачи общежития в муниципальную собственность было принято Росимуществом РФ в Распоряжении № 473 от 14.05.2007 г., в котором конкретная дата перехода права собственности на общежитие не указана. Вместе с тем, из содержания п.п.3, 6 данного документа усматривается, что моментом возникновения права собственности муниципального образования «Городской округ Химки Московской области» следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями), т.е. дату его утверждения этим органом.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.

Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает Истица, представляет собой двухкомнатную квартиру и полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.

Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое Истицей, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Доводы Ответчика о том, что ссылки на ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», не принимая во внимание сам ЖК РФ, неправильны, так как истица не признана нуждающейся в жилом помещении, правового значения для рассмотрения данного иска не имеют.

Представитель ответчика не представил в суд никаких доказательств, подтверждающих факт непроживания истицы в спорном жилом помещении, а имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт проживания истцов в спорном жилом помещении.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Рылеевой М.В. в полном объеме.

При удовлетворении исковых требований суд приходит к выводу, что фактически спорный дом был передан на баланс Администрации г.о.Химки /Дата/, а до этого находился на балансе ОАО «НПО Энергомаш», и данная организация предоставляла коммунальные услуги лицам проживающим в общежитии. Факт подписания Администрацией г.о.Химки /Дата/ акта приема-передачи имущества не может являться основанием к отказу в иске, так как фактически общежитие принято Администрацией г.о.Химки на баланс не было.

Истица ранее в приватизации не участвовала, что подтверждается выписками из ЕГРП и копией финансово-лицевого счета по месту регистрации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Рылеевой М.В. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в приватизации, признании права пользования жилым помещением и о признании в порядке приватизации права собственности на жилую площадь удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации г.о.Химки в передаче в собственность Рылеевой М.В. и ФИО двухкомнатной квартиры общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., в <адрес>

Признать за Рылеевой М.В. и ФИО право пользования двухкомнатной квартирой общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., в <адрес>

Признать за Рылеевой М.В. и ФИО право собственности на ... долю за каждым жилого помещения - двухкомнатной <адрес> общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м., расположенной в <адрес> в порядке приватизации (бесплатно).

Данное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Кучинский Е.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200