РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Химки Московской области 30 ноября 2010 года
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи – Колмаковой И.Н.,
при секретаре – Ефремовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротковой Л.А. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права собственности на земельный участок, 3-е лицо – Управление Роспотребнадзора по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Короткова Л.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Химки Московской области о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> обосновывая свои требования тем, что она проживает по вышеуказанному адресу в квартире № и в ее пользовании более <данные изъяты> лет находится земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
Как указала истица, ДД.ММ.ГГГГ Приказом <данные изъяты> ей был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> га. ДД.ММ.ГГГГ Решением Исполнительного комитета <данные изъяты> за нею был закреплен дополнительно земельный участок площадью <данные изъяты>.
На основании изложенного, истица просит суд признать за нею право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Однако истица пояснила суду, что испрашиваемые ею в собственность земельный участки имеют номера № и №, но на участке № ФИО построил дом и самовольно захватил ее участок, когда она уезжала на похороны. Кроме того, истица пояснила, что границы спорного земельного участка она ни с кем не согласовывала и плана согласования границ у нее нет.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представили письменный отзыв на исковое заявление, где просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. На сегодняшний день границы водоохранных зон не выделены в натуре. В соответствии с имеющимися документами спорный земельный участок расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Территория первого и второго поясов санитарной охраны указана также на территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории Химкинского района до 2020 года, утвержденной решением коллегии Министерства строительства Московской области от 26 мая 2003г.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки по <данные изъяты> га закреплены за каждой семьей, проживающей в <адрес> постоянно: Короткова Л.А. – <данные изъяты>.
Решением Исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> закрепил гр. Коротковой Л.А., проживающей по адресу: <адрес> земельный участок <данные изъяты> га, для выращивания сельхозпродуктов, дополнительно.
В Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц является возмездным, но может осуществляться и бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.2 ст.28 ЗК РФ).
Ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно ч.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Статья 36 Земельного кодекса РФ гласит, что земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие данного Кодекса в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 4 статьи 3 Закона РФ «Введении в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона ССР от 06 марта 1990 года №1305-1 «О собственности», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20 Земельного кодекса РФ. Часть 3 данной статьи гласит о том, что предоставление в собственность гражданам земельных участков, ранее предоставляемых им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных законодательством случаях сроком не ограничен.
Согласно п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования. На тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пункт 9.1 статьи 3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предусматривает, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Как усматривается из представленного суду Акта согласования местоположения границы земельного участка, истица претендует на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., однако, как пояснила в судебном заседании сама истица, площадь спорного земельного участка включает в себя в том числе и земельный участок №, который, по ее мнению, незаконно и самовольно занял ФИО, что границы земельного участка с ним (ФИО) она не согласовывала.
Таким образом, факт владения и пользования истицей спорным земельным участком площадью <данные изъяты> кв. м. не установлен судом.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ответом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в г.Химки, Красногорском районе от 02.11.2010г. №3744, боковые границы второго пояса ЗСО устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка, как следует из СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения». Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при летне-весенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии не менее 500м при равнинном рельефе местности, при холмистом рельефе местности – по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Согласно представленной выкопировки из территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Химкинского района до 2020г., земельный участок по адресу: <адрес> расположен к югу от реки <данные изъяты> на расстоянии ~ <данные изъяты>, к западу от канала им. Москвы на расстоянии ~ <данные изъяты> Учитывая п. 2.2.4, п.3.4.3 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы», рассматриваемый земельный участок, не входит в границы территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Москвы. Указанный земельный участок входит в границы территории второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Москвы.
Границы второго пояса зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, определены санитарными правилами СП 2.1.1075-01, утвержденными Постановлением Главного Государственного Санитарного Врача Российской Федерации от 8 ноября 2001г. №32, и санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. № 10, согласно которым (пункт 2.3.2.4 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02) боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500м; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м при крутом.
В соответствии с пунктами 3.2.2 и 3.2.4 данных Правил, во втором поясе зон санитарной охраны не допускается применение ядохимикатов и удобрений, в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, не допускается расположение стойбищ, выпас скота и распашка земли.
Статья 56 ГПКФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, ан которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, при рассмотрении настоящего гражданского дела истицей не было представлено в суд доказательств, что спорный земельный участок не находится во второй зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Москвы, тогда как имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о невозможности приватизации указанного участка.
Тот факт, что земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Москвы, также подтверждается выкопировкой из территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Химкинского района до 2020г., из которого усматриваются границы второй зоны пояса санитарной охраны, то есть испрашиваемый участок фактически окружен водными объектами, предназначенными для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Москвы.
Суд отмечает, что при изменении границ второго и первого пояса истица не лишена возможности вновь обратиться в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Коротковой Л.А. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании права собственности на земельный участок, 3-е лицо – Управление Роспотребнадзора по Московской области, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: