РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2010 года г.Химки
Химкинский городской федеральный суд Московской области, в составе председательствующего судьи Кучинского Е.Н., при секретаре: Буториной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красовской Ж.В. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма
Третье лицо: ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко»,
установил:
Красовская Ж.В. обратилась с исковым заявлением к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма на ... квартиру общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м., ... по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленного требования истица сослалась на то, что с /Дата/ года она проживает в ... квартире №..., <адрес>, предоставленной ей ОАО «НП О Энергомаш им. академика В.П. Глушко». В /Дата/ году она обратилась в Администрацию г.о.Химки с заявлением о заключении договора социального найма, но получила отказ.
Истица просит признать незаконным отказ Администрации г.о.Химки М.О. в заключении договора социального найма, просит признать право пользования жилым помещением и просит заключить договор социального найма на ... квартиру общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м., находящуюся в квартире №... по адресу: <адрес>.
Представитель Ответчика - Администрации городского округа Химки МО исковые требования не признал и показал, что правовых оснований для заключения договора социального найма на квартиру не имеется. Общежитие находится в границах территории административно-общественных и культурно-бытовых объектов. По мнению ответчика, в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ заключенный с истцом договор найма жилого помещения не может являться основанием к заключению договора социального найма жилого помещения. Представитель ответчика подтвердил, что истец действительно обращался в Администрацию г.о.Химки с заявлением о заключении договора социального найма, но с ним невозможно заключить договор социального найма. Также п. 9 Положения утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, «предусмотрено расположение жилых помещений преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории». Здание общежития, в соответствии с «Проектом детальной планировки комплекса общежитий в г. Химки», согласованным Главой АПУ г. Москвы (протокол ...ТР от /Дата/), расположено на территории между двумя транспортными магистралями <адрес> (М-10) и Октябрьской железной дорогой. В соответствии с «Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития Химкинского района до /Дата/ года», утвержденной решением Коллегии Минмособолстроя от /Дата/, генеральным планом города Химки, здание общежития расположено в границах территории административно-общественных и культурно-бытовых объектов. Здание общежития находится в значительном отдалении (через магистраль <адрес> М-10) от жилой зоны; расположено на территории промышленных объектов, территории технопарков, технополисов, коммунально-складских и транспортных объектов, НИИ, КБ. Квартира истицы не пригодна для постоянного проживания, так как отсутствуют помещения вспомогательного использования, а именно отсутствует кухня.
По мнению ответчика, в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ заключенный с истицей договор найма жилого помещения не может являться основанием к заключению с истицей договора социального найма на спорную квартиру.
Представитель третьего лица - ОАО «НПО Энергомаш» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой ... квартиру общей площадью ... кв.м., в том числе жилой 12,5 кв.м., находящееся в квартире №..., расположенной в <адрес> в <адрес>.
С /Дата/ года истице было предоставлено жилая площадь в размере ... кв.м.( ранее 1 койко- место) по адресу: <адрес>.
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш им. академика В.П.Глушко» был заключен договор ... найма жилого помещения в общежитии, согласно которому Красовской Ж.В. была предоставлена жилая площадь в размере ... кв.м. по адресу: <адрес>, сроком до /Дата/
/Дата/, между теми же сторонами, был заключен договор ... найма жилой
площади в общежитии, сроком до /Дата/
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш » был заключен договор ... найма жилой площади в общежитии, согласно которому Красовской Ж.В. предоставлена жилая площадь в размере ... кв.м., сроком до /Дата/
/Дата/ между ОАО «НПО Энергомаш » был заключен договор ... найма жилой площади в общежитии, согласно которому Красовской Ж.В. предоставлена жилая площадь в размере ... кв.м., сроком до /Дата/
/Дата/ между МУП «ЖИЛСЕРВИС» был заключен договор ... найма жилого помещения, согласно которому Красовской Ж.В. было передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, площадью ... кв.м., сроком до /Дата/
/Дата/ между МУП «ЖИЛСЕРВИС» был заключен договор ...-В найма жилого помещения, согласно которому Красовской Ж.В. было передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты, жилой площадью ... кв.м., сроком до /Дата/
Согласно представленным квитанциям об оплате коммунальных услуг истица с /Дата/ и по /Дата/ оплачивала коммунальные услуги по спорной квартире.
Согласно ответа Администрации г.о.Химки М.О. ...-исх от /Дата/ Администрация отказала истице в заключении с ней договора социального найма спорного жилого помещения.
Представленная в суд выписка из домовой книги подтверждает, что истица была зарегистрирована в общежитии, по адресу: <адрес>, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/, с /Дата/ по /Дата/
В соответствии со ст 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
По делу установлено, что общежитие «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко», расположенное по вышеуказанному адресу, входило в перечень объектов федерального имущества, закрепленного за ОАО «НПО Энергомаш».
Указом Президента РФ от 10.01.93 г, № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено: при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от /Дата/ ...-р спорное общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества России от 29.06.98 г. № 608-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с Администрацией г.о.Химки.
Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты... организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22,08.2004 года.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года), отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого, данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным, имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Химкинского городского совета народных депутатов Химкинского района Московской области ... от /Дата/ построенному по типовому проекту 16 этажному блочному зданию (стр. <адрес>) на 960 койко-мест, расположенному по адресу: <адрес>, принятому в эксплуатацию государственной комиссией /Дата/, введенному КБ «Энергомаш» присвоен статус общежития для молодых семей и одиноких специалистов на 960 мест.
Согласно распоряжению Мингосимущества России от /Дата/ ...-р общежитие было оставлено на балансе ОАО «НПО Энергомаш» для совместного использования с Администрацией г.о.Химки.
/Дата/ во исполнение распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области от 14.05.2007 г. № 473 «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, было принято в собственность муниципального образования «Городской округ Химки Московской области», что подтверждается актом приема-передачи имущества от /Дата/
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № 1324 от 21.10.2008 г. здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, распложенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко».
Постановлением Главы г.о. Химки Московской области № 328 от 31.03.2009 г. в Постановление Главы г.о. Химки Московской области от 21.10.2008 г. № 1324 внесены изменения, а именно п. 1.1 следует читать в следующей редакции: «Принять в муниципальную собственность городского округа Химки Московской области от ОАО «НПО «Энергомаш им. Академика В.П. Глушко» согласно перечню здание общежития, оборудование, объекты благоустройства, инженерные коммуникации, расположенные по адресу: <адрес>, с /Дата/
Свидетельством о государственной регистрации права, выданным УФРС по Московской области /Дата/ г. подтверждается, что 16-ти этажное здание с жилым назначением общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности г.о. Химки Московской области на основании Распоряжения от /Дата/ ... и акта приема-передачи от /Дата/, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /Дата/ сделана запись регистрации за ....
Указом Президента РФ от 10.01.93г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и бытового назначения, приватизируемых предприятий» было предусмотрено при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением жилищного фонда.
Согласно плану приватизации «Научно-производственного объединения энергетического машиностроения им. академика В.П. Глушко», утвержденному распоряжением Мингосимущества России от 11.02.98 г. № 132-р, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения вошли в перечень имущества, не подлежащего приватизации.
Постановлением правительства РФ от 07.03.95 г. № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения...» было установлено, что с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно п. 1 вышеназванного Указа, подлежали передаче в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.
В соответствии с планом приватизации и распоряжением Мингосимущества России от 23.12.02г. №4411-р о подтверждении пообъектных перечней имущества ОАО «НПО Энергомаш», общежитие по адресу: <адрес> вошло в перечень имущества, остающегося в федеральной собственности. Согласно распоряжению Мингосимущества
Передача общежитий как объектов федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты... организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22.08.2004 года.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ (Постановление КС РФ №8-П от 30.06.2006 года, Определение КС РФ № 542-0 от 07.12.2006 года, Определение КС РФ № 828-О-П от 04.12.2007 года) отношения по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности в муниципальную собственность, регулируемые вышеназванным законом, обусловлены разграничением публично-властных полномочий. В силу этого данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Абзацем 31 ч.11 ст.154-ФЗ предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в определенном данным законом порядке, возникает с даты, установленной в решении о передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, принятым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.
В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, органом, осуществляющим передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его уполномоченными территориальными управлениями).
Распоряжением Росимущества РФ № 473 от /Дата/ года указанное выше общежитие было передано в муниципальную собственность.
Из п.п. 3, 6 Распоряжения следует, что моментом возникновения права собственности муниципального образования городской округ Химки Московской области следует считать момент утверждения соответствующего акта приема-передачи этого имущества Росимуществом РФ (его уполномоченными территориальными управлениями).
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом их относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что истица имеет право на заключение с ней договора социального найма жилого помещения.
Суд отмечает, что из положений ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, ввиду утраты жилым домом, в котором расположено спорное помещение, статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований, действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
В этой связи гражданам, проживавшим на момент вступления в силу ст. 7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» в таком жилом помещении должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение и с ними должен заключаться договор социального найма как с нанимателем.
В данном случае на момент передачи общежития в муниципальную собственность истица являлась нанимателем однокомнатной квартиры общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м., в квартире №... дома <адрес> и с ней должен был быть заключен договор социального найма жилого помещения, в связи с чем, требование истицы об обязании заключить договор социального найма на указанное помещение подлежит удовлетворению как основанное на законе.
Как усматривается, отказ Администрации городского округа Химки в заключении договора социального найма на квартиру истицы, связан с тем, что указанный жилой дом относится к специализированному жилищному фонду.
Как уже указывалось выше, в настоящем судебном решении, в данном случае при передаче жилого дома в ведение органа местного самоуправления, статус общежития утрачивается, к жилым домам в силу закона и к жилым помещениям, находящимся в таком доме применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При таких данных, указанные выше аргументы отказа в заключении с истицей договора социального найма жилого помещения являются незаконными.
Как указывалось ранее, жилое помещение, которое занимает Истица, представляет собой однокомнатную квартиру и полностью отвечает требованиям ст.62 ЖК РФ.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является тот факт, что жилое помещение, занимаемое Истицей, находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалось в качестве общежития и передано в ведение Администрации г.о. Химки Московской области, в связи с чем статус общежития с жилого дома снят прямым указанием закона. Истица была вселена в спорное жилое помещение на основании договоров найма жилого помещения в общежитии, фактически проживала в нем, что подтверждается представленными Истицей доказательствами, оплачивает проживание и коммунальные услуги, обеспечивает сохранность жилого помещения и поддерживает его в надлежащем состоянии, то есть добросовестно исполняет обязанности, вытекающие из договора социального найма жилого помещения.
Доводы Ответчика о том, что ссылки на ст. 7 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ», не принимая во внимание сам ЖК РФ, неправильны, так как истица не признана нуждающейся в жилом помещении, правового значения для рассмотрения данного иска не имеют.
Представитель ответчика не представил в суд никаких доказательств, подтверждающих факт непроживания истицы в спорном жилом помещении, а имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт проживания истицы в спорном жилом помещении.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Красовской Ж.В в полном объеме, при этом суд учитывает, что договор должен быть заключен на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №315 от 21.05.2005г., так как в нем содержатся все необходимые условия.
При удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу истица по месту постоянной регистрации не воспользовалась правом приватизации жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Красовской Ж.В. к Администрации городского округа Химки Московской области о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г.о.Химки в заключении с Красовской Ж.В. договора социального найма однокомнатной квартиры общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., в <адрес>.
Признать за Красовской Ж.В. право пользования однокомнатной квартирой общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., в квартире №..., <адрес>.
Обязать Администрацию г.о.Химки <адрес> заключить с Красовской Ж.В. договор социального найма жилого помещения - однокомнатной квартиры №... общей площадью ... кв.м., в том числе жилой ... кв.м., расположенной в <адрес>, на условиях, указанных в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ ... от /Дата/
Данное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Кучинский Е.Н.